Папье-маше – техника, известная всем и каждому. И, конечно, многие с ней экспериментировали. Для мастеров-кукольников папье-маше – один из традиционных способов создания нового «детища». Сегодня, конечно, существует множество пластмасс и других синтетических материалов, более прочных, простых в работе и эффектных в конечном итоге, однако и сейчас немало художников отдают должное простоте, наивности, особой фактуре и теплу папье-маше.
Джулия Аркелл и ее «газетные» друзья
Джулия Аркелл – одна из самых известных британских художниц, работающих с папье-маше, хотя гораздо чаще попадает в число икон стиля бохо. Художницу, по собственным словам, вдохновляет все, что она видит или читает. Как и многие коллеги, она предпочитает смешанную технику, то есть дополняет папье-маше пластиками, тканью и другими материалами. Иногда Джулия дает «вторую жизнь» различным частям сломанных игрушек, дополняя их фрагментами из папье-маше. В целом же все ее творчество посвящено вторичному использованию материалов. Она предпочитает то, что называется «макулатурой», чистой бумаге. Одевает она своих кукол и мишек в одежки, сшитые из старых лоскутков – с историей. Пуговицы, бусины, войлок и все, чем дополняются ее работы, тоже не произведено заново – оно всегда обладает собственной биографией.
Театральные мотивы Светланы Румянцевой
Светлана Румянцева, председатель Секции Художественной Куклы ТСХР, член Московского Союза Художников – в мире отечественной художественной куклы фигура не просто известная, а одна из основополагающих. По образованию она театральный художник, работала в «Современнике», «Ленкоме», Театре им.Вахтангова. Еще в период работы в театре начала использовать кукол для создания сценографических эскизов и макетов, с двухтысячного года полностью посвятила свою деятельность куклам – и их созданию, и организации выставок и премий в сотрудничестве с другой выдающейся художницей – Александрой Худяковой, и выпуску каталогов, посвященных художественной кукле.
Работа с куклами вообще и организация крупных творческих проектов для Светланы – тоже своего рода театр. Ее персонажи, созданные в смешанной технике (и папье-маше – только часть ее творчества, использует она и флюмо, и фарфор) – это фантастические, сказочные существа, каждый – со своей историей, каждый скрывает свою тайну. Иногда перед зрителем разыгрывается настоящий спектакль – например, путешествие верхом на слоне… Работы Румянцевой хранятся в музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.
Анна Чуланова и студия «Чукла»
Еще одна известная российская художница куклы, работающая с папье-маше – это Анна Чуланова. Уроженка Тольятти, окончила СХУ им.Петрова-Водкина в Самаре, сейчас живет и творит в Санкт-Петербурге. Художественной куклой она занимается с 2005 года, а папье-маше стал ее любимым материалом после многочисленных экспериментов. Анна руководит художественной студией «Чукла», где проводятся курсы и мастер-классы по созданию фантазийных кукол и игрушек из папье-маше, проводятся выставки и арт-проекты.
Работы Анны Чулановой – это сюрреалистические скульптуры, наполненные метафорами и сложным, утонченным символизмом. В них есть отсылки к британской поэзии и литературе – например, Льюису Кэрроллу, средневековому искусству, цирку и карнавалам, европейским и азиатским легендам. Композиции Чулановой хочется рассматривать часами – такова их детализация, необычные сочетания элементов, оттенки и фактуры.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Чем покорили мир нежные барышни, «гвоздарики» и другие уникальные куклы российских мастеров.
«Оконные» сценки Изабель Декансьер
Изабель Декансьер из Перу – личность многогранная. Образование она получила во Франции и в США, где изучала пластическое искусство, графический дизайн, монументальную живопись и анимацию. Спустя десять лет за пределами родины она вернулась в Перу, чтобы заниматься всеми любимыми видами искусства. Например, создала немало ярких иллюстраций детской литературы перуанских писателей, украшала интерьеры муралами. Изабель создает лаконичные и выразительные образы из папье-маше и дерева – животные, птицы, мечтательные длинноволосые девушки, цирковые актеры и сюрреалистические персонажи, у которых на голове птицы вьют гнезда. Но самая известная серия работ Изабель – это очаровательные дамы, выглядывающие из окон, сюжет, безусловно, классический, но воссозданный с мягкой иронией и тонкой наблюдательностью.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Чем покоряют авторские игрушки, которые изготавливают в наши дни российские и зарубежные мастера.
Газетные и книжные скульптуры Лоррейн Корриган
Британка Лоррейн Корриган просто обожает собак. Именно поэтому они и стали основной темой ее творчества. Особой любовью Лоррейн пользуются борзые – элегантные, изящные, стремительные. Она создает скульптуры собак, точные анатомически, с узнаваемыми пропорциями, повадками и позами. Они уютно дремлют, свернувшись, играют вместе, проводят время с хозяевами, наблюдают за миром вокруг… Лоррейн использует минимум средств, не раскрашивает фигуры, не украшает их. Лишь проволока и слои тонкой бумаги с отпечатанными буквами, точный глаз настоящего художника – и любовь к животным.
Бумажные скульптуры Ивана Марковича
Уроженец Монреаля Иван Маркович создает бумажные скульптуры – технически сложные, выразительные, динамичные. Он потрясающе передает состояние своих персонажей, фактуру их одежды, их движения и влияние среды – мы можем почувствовать ледяной ветер, едва не сбивающий некоторых из них с ног. Он говорит, что сами свойства бумаги сродни человеческой природе со всей ее силой и уязвимостью. Камень и металл неспособны одновременно передать хрупкость и мощь, красоту и непостоянство. Его игроки в шахматы приобретают сходство с библейскими персонажами, велосипедисты, почтальоны, случайные прохожие становятся аллегориями человеческой стойкости перед лицом жизненных бурь. Искусная работа с бумагой – и складки на одежде простых работяг роднят их с барочными скульптурами ангелов и пророков. Работы Ивана Марковича выставляются в художественных галереях в нескольких странах мира – и их можно приобрести на интернет-аукционах.
Текст: Софья Егорова.