- Сегодня, 9 марта в Гааге начались слушания по делу о крушении в июле 2014 года в Донбассе Boeing 777. Основные версии случившегося и подозреваемые — в материале РБК
Что произошло
17 июля 2014 года Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший рейсом MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, был сбит над территорией Донецкой области.
Погибли 298 человек, большинство — граждане Нидерландов, Малайзии, а также Австралии, Индонезии, Великобритании и других стран.
9 марта начались заседания судей окружного суда Гааги по делу.Итоги расследования
- Расследованием занималась международная Совместная следственная группа (JIT), которую возглавили прокуратура и полиция Нидерландов (в нее также вошли представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Украины).
- Согласно итогам расследования, самолет был сбит ракетой, выпущенной из ЗРК «Бук», который, как считают следователи, принадлежал 53-й зенитной ракетной бригаде российской армии. Расследователи допустили, что целью ракеты был военный самолет.
- Ракета, по версии следственной группы, была запущена из населенного пункта Снежное, который находился под контролем самопровозглашенной ДНР.
- По сообщению телеканала NOS со ссылкой на имеющиеся в его распоряжении документы, свидетелями по делу проходят 13 человек, личности 12 из них засекречены.
- Подозреваемые
Следствие назвало причастными к катастрофе Игоря Гиркина (Стрелкова), Олега Пулатова, Сергея Дубинского и Леонида Харченко. Гиркин во время событий был министром обороны ДНР. Как заявлял глава Национальной прокуратуры Королевства Нидерланды Фред Вестербеке, Гиркин и Дубинский «находились в прямом контакте с Россией», а Харченко был в прямом подчинении Дубинского.
По данным телеканала NOS, им предъявят обвинение в убийстве и непреднамеренном убийстве, поскольку они «сознательно подвергли опасности самолет». По утверждению прокуратуры, подозреваемые предоставили командованию, использовавшему ЗРК «Бук», его координаты для запуска ракеты. Нидерландские прокуроры также считают, что подозреваемые скрывали ЗРК.
Как говорил нидерландский прокурор, четырем фигурантам уже предъявлены обвинения по двум статьям Уголовного кодекса Нидерландов — 168-й (причастность к крушению самолета, до 15 лет тюремного заключения) и 289-й (убийство, до 30 лет тюрьмы).
- Обвинение не знает, кто именно нажал на кнопку пуска ракеты.
- В доказательство вины Гиркина на брифинге прокуратуры были приведены его телефонные переговоры с главой Крыма Сергеем Аксеновым и занимавшим в 2014 году пост помощника президента Владиславом Сурковым (следствие утверждает, что именно их голоса звучат в перехваченных разговорах).
- Олег Пулатов — по версии следствия, «непосредственно сопровождал «Бук» во время его перевозки.
- Гиркин, Пулатов и Дубинский находятся в России, Харченко — на Украине. Нидерланды не просили об их экстрадиции, так как она запрещена Конституцией России и Украины. Предстанут ли обвиняемые перед судом, неизвестно. Гиркин в разговоре с РБК отрицал обвинение.
- Власти России предлагали Нидерландам перенести суд в Россию, писало Reuters со ссылкой на письмо в парламент Нидерландов от министра юстиции королевства Ферда Грапперхауса.
Нидерланды также направили России просьбу арестовать Владимира Цемаха, который в 2014 году был начальником бригады ПВО в ДНР. Расследователи предполагают, что он может располагать информацией о крушении самолета. Однако расследователи не называли его подозреваемым. Летом 2019 года Цемах был задержан сотрудниками Службы безопасности Украины. По словам Цемаха, в Киеве его допрашивали в том числе представители Австралии и Нидерландов, пообещав участие в программе защиты свидетелей.В сентябре Цемах был передан России в рамках обмена пленными. Его адвокат заявлял о готовности своего подзащитного дать показания, но только на территории ДНР.
Позиция России
Президент Владимир Путин летом 2019 года сообщил, что у России есть своя версия случившегося. «На западе просто назначили виновного», — пояснил Путин, подчеркнув, что Россию не устраивают выводы международного следствия по MH17.
Россия не была допущена к расследованию крушения.
Свое расследование провел российский производитель комплексов ПВО «Бук» концерн «Алмаз-Антей». Согласно его данным, самолет был сбит одной из старых модификаций ракет для «Буков», не стоящих на вооружении российской армии, но используемых на Украине.Также, по версии концерна, международная комиссия неверно определила место пуска ракеты: если бы она летела со стороны Снежного, образовавшееся взрывом облако прошило бы самолет насквозь слева направо в районе кабины пилотов, но не задело бы левый двигатель. По расчетам специалистов «Алмаз-Антея», ракета была пущена со стороны южнее населенного пункта Зарощинское — на тот момент спорной территории между украинской армией и повстанцами.
Россия отрицает обвинения в причастности к катастрофе и возлагает вину за нее на украинских военных
МИД России обвинил власти Нидерландов в давлении на суд, а выдвинутые JIT обвинения в адрес россиян считает голословными и дискредитирующими Россию в глазах международной общественности.