«Поезд дьявола». Как сумасшедший машинист угнал грузовой состав

Электровоз ВЛ15-018 списан и находится на территории локомотивного депо Волховстрой в нерабочем состоянии. © / Денис Доронин / АиФ

17 лет назад на перегоне Санкт-Петербург0 Москва,  внезапный приступ тяжелой психической болезни машиниста чуть не стал причиной железнодорожной катастрофы. Многотонный грузовой железнодорожный состав почти час находился под управлением сумасшедшего человека, с которым безуспешно пытался бороться его молодой напарник. Лишь чудом состав удалось остановить и избежать жертв и разрушений.

«В нем играли бесы»

В ночь на 11 января 2004 года в локомотивное депо станции Волхвострой обязаны были прийти 31-летний машинист Эдуард Горчаков и его 24-летний помощник Александр Абдурахманов. Но в назначенное время на своем рабочем месте был только последний. Выждав 15 минут, напарник принял решение доложить заведующей резервом локомотивных бригад об отсутствии коллеги на рабочем месте. Горчакову смогли дозвониться и он заявил, что просто проспал, хотя на отдых у него было 36 часов. График движения грубо нарушался, но , увы, заменить его в тот день было некем и за машинистом был отправлен дежурный автомобиль. В депо он приехал около полуночи – опоздание составило больше часа.

Обязательный медосмотр провели в спешке – замерили пульс и проверили Горчакова на трезвость. Все было в норме. Не посмотрели только артериальное давление. Ответственному дежурному по депо об опоздании сообщать не стали и допустили машиниста в ту ночь до управления локомотивом. Ответственных лиц не смутило, что вместо  повседневной железнодорожной формы Горчаков надел праздничный костюм и галстук-бабочку. Он оделся так, будто эта смена могла стать для него последней.

В целом, машиниста характеризовали в депо как дисциплинированного работника. Он увлекался футболом и хоккеем, хотя и не был «душой компании» по своей природе. Психофизиологическое обследование он прошел осенью 2002 года, а медкомиссию – в мае 2003 года. Никаких психических отклонений на тот момент у него не выявили. Неудивительно, что фельдшера, торопившегося допустить машиниста на линию, ничего не насторожило.

О странностях Горчакова, проявившихся ближе к инциденту с поездом на Октябрьской железной дороге, могли рассказать его женщины. Возможно, что именно из-за любовных переживаний в его голове и произошли серьезные изменения. Машинист женился сразу после армии – растил приемную дочь и сына. За полтора года до происшествия на железной дороге он познакомился с девушкой-парикмахером, с которой завел новую семью. Новоиспеченная супруга родила ему двойняшек. Горчаков поверил в Бога, все чаще посещая богослужения в церкви Иоанна Предтечи в Старой Ладоге. Однако сразу после рождения детей-двойняшек пара рассталась. Молодая жена не могла ужиться с машинистом, который на любую просьбу о помощи начали говорить: «Бог поможет». Тогда Горчаков вернулся к первой супруге, но и о детях от второго брака не забывал.

Отец Варфоломей из церкви Иоанна Предтечи впоследствии вспомнил, что накануне страшного рейса машинист привез к нему на своей машине старинную икону, обнаруженную у тещи. Когда Горчаков отдал святыню, он уехал в подавленном состоянии готовиться к работе. «В нем играли бесы», – так говорил отец Варфоломей в СМИ спустя месяц после произошедшего.

samspot.livejournal.com

На скорости

Бригада электровоза начала смену, и в 0.42 электровоз ВЛ15-018 выехал из депо и резервом проследовал к станции Мурманские ворота. Там его прицепили к грузовому составу – локомотив вез 58 вагонов весом 5070 тонн. Сформированный поезд получил номер – 1908.

Поезд ехал к перегону Волховстрой II – Куколь, когда дежурная по станции доложила, что светофор закрыт. К станции Куколь ехал грузовой поезд, который нужно было пропустить раньше того, которым управляли Горчаков и Абдурахманов. Помощник машиниста принял эту информацию. Поезд начал спокойно сбавлять скорость. Однако через несколько секунд Абдурахманов пришел в ужас: Горчаков увеличил тягу электровоза – состав начал разгоняться. Напарник тщетно пытался вразумить коллегу. Мощно сложенный Горчаков пригрозил просто убить щуплого Абдурахманова. Помощник понял, что спорить бессмысленно, а как минимум им двоим теперь грозит неминуемая смерть. К тому же машинист просто отключил локомотивную сигнализацию. В 02.58 поезд 1908 проехал под красный сигнал входного светофора станции Куколь, въехал на станцию на неподготовленный маршрут и своей массой взрезал стрелочный перевод. Теперь многотонный поезд был уже на главном пути.

Никто не мог связаться с бригадой локомотива – радиостанция была выключена. Поезд продолжал наращивать скорость и разогнался до 95 км/ч.

Прочь от безумца

Помощник машиниста Абдурахманов был в ужасе от происходящего. Он понимал, что ничего не может сделать с обезумевшим напарником, который пролетал красные светофоры, всерьез говоря: «Это глаза дьявола!».

Ситуацию исправили лишь на станции Валя. В 3.05 дежурная предложила связаться с энергодиспетчером и отключить электричество на перегоне. Поезд влетел на станцию и обесточенный путь, однако скорость продолжала расти на затяжном спуске. Вскоре его сменил крутой подъем, и состав начал останавливаться. В момент остановки поезд был в 172 километрах от Петербурга.

Абдурахманов выскочил из локомотива и побежал прочь от «адского поезда». Грузовой состав скатился на уклоне к станции Валя, где и встал окончательно. После станции Куколь поезд проехал около 40 километров. Страшная поездка, чудом не унесшая ни одной жизни, продолжалась 47 минут.

Сотрудники транспортной полиции прибыли на место со встречным поездом. В кабине правоохранители обнаружили на полу Горчакова в абсолютно невменяемом состоянии. В больнице Волхова ему поставили диагноз – острый бредовый психоз с агрессивными тенденциями. Медики посчитали, что болезнь развивалась на фоне вялотекущей шизофрении.

Источник- АиФ

Оцените статью
Тайны и Загадки истории