Боборыкин был летописцем своего времени, его роман «Китай-город» не зря называют энциклопедией старой Москвы. Когда-то Петр Дмитриевич был популярнейшим автором, живым классиком, теперь же он забыт. Он умер в 1921-м, после Первой мировой и Гражданской войны в России, когда рухнуло все, чему он посвятил жизнь. XIX век верил в прогресс, просвещение и благую сущность человека, а его завершением стала череда кровопролитий, оказавшихся прологом ко Второй мировой. Но дело Бобрыкина живет: ему мы обязаны словом «интеллигенция» и тем понятием, что за ним стоит. Это слово впервые появилось в его публицистике 60-х годов, после отмены крепостного права, во время «великих реформ». Интеллигенты, по мнению Боборыкина, не равны интеллектуалам. Для него интеллигенция была чем-то вроде духовного ордена: это образованные люди, занимающиеся чем угодно, но при этом верящие в одну и ту же истину, ищущие одинаковую правду. В общественном отношении идеи Боборыкина были так же значимы, как предварившая французскую революцию 1789 года брошюра Сийеса «Что такое третье сословие?» — Что такое третье сословие? Всё. Чем оно было до сих пор при существующем порядке? Ничем. Что оно требует? Стать чем-нибудь… Слова Сийеса имели прямое отношение и к русской интеллигенции второй половины XIX века, значительную часть которой составляли те, кто находился вне — или на дне — сословной российской империи. Недоучившиеся студенты и семинаристы, ищущие службу образованные люди, которых не устраивало их положение: карьера обещала быть долгой и трудной, амбиции зашкаливали. Некоторые историки видят одну из причин российских революций в переизбытке имевшей дипломы или недоучившейся молодежи, которая не могла найти себе легальное применение. «Юноши бледные со взором горящим» не хотели становиться абы чем, стать чем-то значимым не могли, — а подполье тоже было карьерой. Более или менее опасной, не обещающей места в «табели о рангах», орденов и пенсий — но с повышениями, удовлетворенным самолюбием и огромным, хоть и никем не гарантированным бонусом на горизонте. И этот бонус был выплачен. С 60-х годов XIX века, когда впервые прозвучало слово «интеллигенция», прошло чуть больше полувека, и революционеры получили всю Россию. Их старшее поколение было современниками Боборыкина. В конце XIX — начале ХХ века интеллигенты, будь они инженерами, адвокатами, военными, священниками — да кем угодно! — ощущали себя единым целым, особой духовной общностью. Что с этим стало потом? Слово «интеллигенция» дожило до нашего времени, сохранилась ли суть? К прежней, старой интеллигенции советская власть относилась с подозрением. В том числе потому, о чем писал Боборыкин: из-за ее претензий быть совестью нации. Об этом предельно выразительно сказал Ленин: «Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г… «Интеллектуальным силам», желающим нести науку народу (а не прислуживать капиталу), мы платим жалование выше среднего». «Жалование выше среднего» было важно: высококвалифицированный рабочий при СССР часто зарабатывал куда больше, чем инженер или редактор, но инженер мог стать начальником треста, а редактор главным редактором. Герой Баталова в культовом советском фильме «Москва слезам не верит», самодостаточный слесарь Гоша из НИИ, все же был маргиналом. Глубинный советский народ не слишком любил интеллигенцию, но отдавал детей в институты, и в СССР своя интеллигенция была. Многие социологи, правда, причисляли советскую интеллигенцию к служивому сословию, отказывая ей в собственном этосе, духовной цельности. Они не считают, что та была особой общностью. О том, что это не так, возможно, говорят огромные тиражи советских литературных журналов — пусть у них были разные позиции, пусть софроновский «Огонек» и современный ему «Новый мир» представляли различные общественные партии. То, о чем писали толстые советские ежемесячники, складывалось в трудноопределимое, расплывчатое, но все же единое направление — жить надо по правде, воровать нехорошо, наверху должны быть достойнейшие, а слабых обижать нельзя. Эти истины были простейшими, почти евангельскими, но Евангелие в СССР читали далеко не все. Огромные перестроечные демонстрации по большей части из этих людей и состояли — они хотели, чтобы все было по правде. Правда вроде бы победила, и вскоре не стало ни огромных журнальных тиражей, ни этой человеческой общности. Та рассеялась, как дым, — интеллигентные люди потеряли работу, деклассировались, занялись выживанием, и им стало не до высоких материй. А к 2021 году они cостарились или умерли. Сейчас высшее образование, во всяком случае в больших городах, стало нормой. Если молодой человек не поступает на бюджетное отделение МГУ, он на коммерческой основе учится на политолого-экологическом факультете частной Академии сельскохозяйственной эзотерики. Полученный им диплом говорит не о знаниях, а о минимальном уровне цивилизованности — наниматели могут быть уверены, что он не станет ковырять в носу и материться при клиентах. Его светлый идеал — ипотека и взятая в кредит иномарка, на это уходят все душевные силы. Но таких молодых людей было предостаточно и во времена Петра Дмитриевича — желающие могут узнать об этом из его романа «Китай-город». И все же — существует ли сейчас не только слово, но и понятие «интеллигенция» в том значении, которое в него вкладывал Боборыкин? В нулевых ее, скорее, не было — тогда еще жила идиосинкразия 90-х ко всему, что походило на высокопарную фразеологию. Туда же попадали и слова «долг», «честь», «вера», а здоровый цинизм казался нормой. И нельзя сказать, что сейчас это ушло. Присущего интеллигенции Боборыкина стремления порадеть за народ, в 2021-м нет и в помине. Народом стали бюджетники, фрилансеры и офисные клерки, общество раздробилось на атомы — какой уж тут духовный орден? Да и уверенности в том, что существующее положение вещей нехорошо, нет: интеллигенция стала топливом революции. Но на нынешнем безотрадном духовном фоне идеи Петра Дмитриевича кажутся глотком свежего воздуха. А это значит, что понятие может ожить.
Вам также может понравиться
Актер много лет вел затворнический образ жизни Леонид
03.6к.
Ключевые сражения отечественной истории происходили
0107
Круглых дат, знаменующих важные события отечественной
070
145 лет назад, в 1876 году, родился Филиппо Томмазо
058
«Сынок! — позвала меня мать. — Отнеси отцу обед на работу!
087
Мы попытались разобраться, какие существуют концепции
0140
«Культура» рада представить читателям главу № 32 «Павел
0124