На 87-м году жизни скончалась летчица-испытатель Марина Попович – первая женщина, преодолевшая звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21. За это Марина Лаврентьевна получила прозвище «Мадам МиГ». На ее счету – 102 мировых рекорда.
Испытания самолетов, военные вылеты с минимальными шансами выжить и «кругосветки» – в небе девушки не уступали в смелости мужчинам.
«Полеты на скоростном истребителе просто захватывали дух»
Марина Попович родилась 12 июля 1931 года. Она с детства мечтала стать летчицей, эту профессию в ее семье выбрали несколько мужчин. В 1947-м девушка решила поступить в авиационное училище; эта цель казалась практически недостижимой. Во-первых, рост девушки составлял всего 1,50 метра. Ее ноги не доставали до педалей, и Марина делала специальные упражнения, чтобы вытянуться. Во-вторых, в эпоху реактивной авиации девушек учиться не брали. В-третьих, Попович было всего 16 лет. В анкете она «добавила» себе лишних 6 лет. Чтобы поступить в учебное заведение, девушка добилась приема у Климента Ворошилова.
Марина закончила авиационный техникум в Новосибирске и Ленинградскую академию гражданской авиации. Попович была единственной женщиной, допущенной к управлению Ан-22. На реактивном самолете Л-29 она установила свой первый авиарекорд скорости.
В интервью газете «Комсомольская правда» Марина Лаврентьевна вспоминала: «Еду к Ворошилову. Не принимают. Ночую в парке. Одну ночь, вторую. На третий день посчастливилось. Ворошилов идет, видит очередь: «Всех пропустить!» Спрашивает: «Что у вас?» — «Хочу летать!» — «Ну, летайте, в ДОСААФ есть самолеты». — «Нет, я хочу быть профессиональным летчиком». — «Для чего?» — «Хочу отомстить». — «Кому?» — «Фашистам. Знаете, как они нас бомбили, уничтожали, сжигали!». Климент Ефремович опешил: «Война давно кончилась, фашисты повешены, расстреляны». — «Родятся еще». — «Ну, убедительно. А сколько вам лет?» — «22» — «На вид — 16. Ладно, летай!
… Первые полеты на скоростном истребителе просто захватывали дух. Не успею убрать шасси на взлете, как уже небо становится темно-фиолетовым, а в зените маленькие немигающие звезды. После преодоления звукового барьера летчика охватывает какое-то особое внутреннее волнение. Самолет разгоняется, вот уже скорость подходит к тысяче километров в час. Я вся сжимаюсь, словно готовлюсь к прыжку вместе с самолетом».
Марина Лаврентьевна провела в небе почти 6 тысяч часов. С 1979 года она работала ведущим летчиком-испытателем в ОКБ Антонова в Киеве.
Марина Раскова и «ночные ведьмы»
В детстве Марина не помышляла о том, чтобы связать свою судьбу с самолетами. Она намеревалась стать оперной певицей и училась в Московской консерватории. Однако судьба сложилась иначе — будущая летчица работала химиком в лаборатории. Будучи сотрудником Бутырского завода, девушка писала: «Я так полюбила завод, что его котлы наполняют мою душу».
С 1932-го она поступила на службу в аэронавигационную лабораторию. После окончания Ленинградского института Гражданского Воздушного Флота стала штурманом. В 1938-м установила женский авиационный рекорд — перелет протяженностью 6450 километров. В годы Великой Отечественной войны под началом Расковой были организованы три женских авиаполка. Это подразделение получило название «Ночные ведьмы».
Марина Михайловна погибла 4 января 1943-го в авиакатастрофе под Саратовом.
Раймонда де Ларош: пионер авиации
Французская летчица родилась 22 августа 1886 года. В молодости девушка интересовалась театром и избрала для себя карьеру актрисы. Отсюда и аристократический псевдоним «баронесса де Ларош». В действительности никакого знатного происхождения не было — отцом Элизы (Раймонды) был рабочий.
Де Ларош совершила свой первый полет на аэроплане в 1909-м под руководством авиатора Шарля Вуазена. Девушка преодолела по воздуху около 300 метров. В следующем году Раймонда приняла участие в соревнованиях в Гелиополисе. По итогам соревнований она получила удостоверение пилота. Актриса продолжила летать и в том же 1910-м была ранена — самолет задел дерево, у Раймонды оказалась сломана ключица.
В 1919-м девушка установила два женских авиарекорда на дальность и высоту. В июле этого же года де Ларош погибла в результате авиакатастрофы, при этом она была пассажиркой.
«Невеста опасности» Мари Марвингт
Мари — французская альпинистка, медик, журналистка и спортсменка. Пожалуй, не было вида спорта, в котором бы не попробовала себя Марвингт — она занималась футболом, теннисом, хоккеем, стрельбой и гольфом. Настоящей страстью девушки было воздухоплавание — она совершила порядка 900 полетов. Свои приключения летчица описывала в статьях, чрезвычайно популярных у читателей. Мари называли «невестой опасности». Во время Первой мировой она под видом мужчины попыталась вступить в пехотный полк. Обман раскрыли, и Марвингт пришлось отказаться от своих планов. Годом позже Мария стала первой женщиной-пилотом бомбардировщика.
В возрасте 80 лет Марвингт летала на реактивном самолете и получила лицензию на управление вертолетом. Она скончалась в 1963-м на 89 году жизни.
Самая молодая летчица
В Англии Джоан Хьюз была известна не меньше, чем Амелия Эрхарт в Америке. Она впервые попробовала себя в качестве пилота в 15 лет. В годы Второй мировой войны девушка «налетала» более 600 часов. Хьюз управляла различными самолетами, в том числе бомбардировщиком «Шорт Стирлинг». Его максимальная скорость на высоте 5639 метров составляла 418 километров в час.
Карьеру пилота Джоан продолжала до 1985 года; она инструктировала молодых летчиков.