Длинное деление

Напряженность между колониальным правительством и работой миссионеров характеризовала британский колониализм в Нигерии.

Long Division

Британскую империю часто представляют как попытку завоевать территорию, совершить зверства и разграбить ресурсы. Книга Макса Сиоллуна “Что Британия сделала с Нигерией” дает некоторые доказательства в поддержку этого дела. Но Сиоллун также дает столь необходимый нюанс: британский колониализм в Нигерии характеризовался напряженностью между колониальным правительством и работой миссионеров. 

Территория, которая сейчас охватывает современное государство Нигерия, была объединена в 1914 году. До этого он был разделен на две территории в 1900 году: Северный нигерийский протекторат и Южный нигерийский протекторат. До этого значительная часть управлялась организацией под названием “Королевская нигерская компания”, которая получила королевскую хартию от британского государства в 1886 году. За 13 лет, пока хартия не была отменена, военное и охранное крыло Королевской нигерской полиции (РНК) предприняло 56 рейдов на туземные деревни, разрушая фермы и захватывая скот. Это была реакция на деревенских жителей, которые сопротивлялись контрактам, составленным компанией. 

Коллективное наказание не прекратилось, когда Нигерия была разделена на две отдельные территории. Сиоллун пишет: “Несмотря на то, что она создала южную Нигерию в 1900 году, Британии потребовалось более двадцати лет непрерывных военных операций, чтобы установить контроль над юго-востоком”. 

Поразительным в этих сражениях было то, что британцы использовали северных солдат для подавления общин игбо. Тем не менее, хотя северные нигерийцы были чрезмерно представлены в вооруженных силах колониального правительства и были наименее склонны поддерживать независимость, они также были наименее западными. В отличие от этого, наиболее западные нигерийцы – с точки зрения удобства с английским и христианством – были южанами, и они также были наиболее склонны к кампании за независимость. 

Это показывает напряженность между колониальным правительством и другим крылом Британской империи-миссионерами. Церковное миссионерское общество (CMS) сыграло ключевую роль в формировании идентичности тех, кто жил в южной Нигерии. В доколониальной Нигерии юго-запад страны был разделен на различные общины, которые говорили на одном языке, но не идентифицировали себя с более крупным государством. Все изменилось, когда Самуэль Аджайи Кроутер, англиканский священник, родившийся в Нигерии, перевел Библию с английского на Йоруба в 1850 году. Этот перевод, основанный на диалекте, на котором он вырос, стандартизировал язык йоруба и в конечном итоге объединил различные общины йоруба в одну этническую группу.

‘Если кто-то из британцев и может утверждать, что он распространил “цивилизацию” в Нигерии, – пишет Сиоллун, – то это миссионеры, а не колониальное правительство”. К 1942 году 99% всех школ в Нигерии управлялись миссионерами, хотя они имели очень небольшое проникновение на мусульманский север. Миссионеры в большей степени, чем колониальное правительство, также препятствовали человеческим жертвоприношениям, рабству, детоубийству близнецов и многоженству. 

Фредерик Лугард, первый генерал-губернатор объединенной Нигерии, скептически относился к действиям миссионеров: “Уверенность и важность этих англизированных чернокожих не поддаются исчислению”. Это также подходящее описание для влиятельных лидеров, выступавших за независимость десятилетия спустя, таких как Обафеми Аволово и Ннамди Азикиве. Возможно, самым прочным наследием христианизации Нигерии было то, что она обеспечила основу, на которой нигерийцы могли осудить варварские действия колониального правительства и настаивать на моральном достоинстве нигерийского народа.

Что Британия сделала с Нигерией: Краткая история завоеваний и правления
Макс Сиоллун
Hurst 408pp £20

Томива Оволаде – независимый писатель и критик.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий