Доля или воля? Как крепостные таланты «в люди» выходили

 Доля или воля? Как крепостные таланты «в люди» выходили

3 марта (19 февраля по ст. ст.) 1861 года в России произошло эпохальное событие: император Александр II отменил крепостное право. Нельзя сказать, что это произошло в одночасье, долгие годы вопросы упразднения крепостного права обсуждались и предшественниками Александра II – словом, к этому событию страна подходила долго. Нет сегодня нужды обсуждать все плюсы и минусы этой реформы, главное, что миллионы крестьян получили вольную и смогли начать другую жизнь.

Сегодня мы расскажем о нескольких талантливых русских людях, которые обрели свободу еще до официального освобождения. Да, такое случалось до реформы 1861 года: одних помещики отпускали сами, других, видя несомненные дарования, выкупали меценаты или коллеги по творческому цеху.

 Доля или воля? Как крепостные таланты «в люди» выходили

Освобожденные крестьяне подносят хлеб-соль Александру II

Источник: pinterest.com

Зодчий Андрей Воронихин

Известный русский архитектор Андрей Воронихин родился в семье крепостного в 1759 году. Его хозяин граф Строганов заметил талантливого крепостного мальчика и послал учиться. Мальчику очень повезло с наставниками, среди которых были Василий Баженов и Матвей Казаков. Жил Воронихин во дворце у Строгановых и особых материальных неудобств не испытывал. В 1785 году граф отпустил своего уже 26-летнего крепостного на волю и вдобавок отправил вместе со своим сыном на учебу в Швейцарию и Францию. Здесь Андрей Никифорович постигал архитектуру, механику и математику.

Андрей Воронихин стал выдающимся русским зодчим, основоположником русского ампира. В 1800 году за проект колоннад в Петергофе он удостаивается звания академика архитектуры. Его авторские проекты, среди которых здание Горного института в Петербурге, здание Государственного казначейства, вызывают восхищение у современников. Но главным творением зодчего стал кафедральный Казанский собор, который возводили 10 лет. Сегодня этот собор считается одним из лучших украшений Северной столицы и всей России.

 Доля или воля? Как крепостные таланты «в люди» выходили

А.Н. Воронихин

Источник: commons.wikimedia.org

Живописец Орест Кипренский

Имя этого художника мы хорошо знаем еще со школы. Именно он еще при жизни Пушкина стал автором его портрета. Практически по этой работе мы и узнаем сегодня великого русского поэта. А еще этот замечательный живописец писал портреты Жуковского, Батюшкова, Оленина, Давыдова, Голицына и других известных русских деятелей XIX века.

Орест Кипренский был незаконным сыном помещика Дьяконова. Отец никогда не забывал о ребенке. В формальные «отцы» он назначил крепостного Адама Швальбе, от которого Оресту досталось отчество. Фамилией наш герой обязан острову Кипру, родине древнегреческой богини любви Афродиты. Правда, поначалу фамилия мальчика звучала как «Кипрейский». В 1788 году отец даровал шестилетнему сыну вольную, и в том же году мальчик был зачислен в Воспитательное училище при Петербургской академии художеств. Здесь и начался его путь в искусство. В 1803 году он получил аттестат первой степени, в 1812 году, создав целую галерею портретов, – звание академика.

В 2017 году в деревне Нежново Ленинградской области, где родился крепостной Орест Адамович Кипренский, ставший первым русским портретистом XIX века.

 Доля или воля? Как крепостные таланты «в люди» выходили

О.А. Кипренский

Источник: commons.wikimedia.org

Лицедей Михаил Щепкин

Свои первые роли крепостной из Курской губернии Михаил Семенович Щепкин сыграл еще во время учебы в народном училище и в дальнейшем продолжал играть на сцене крепостного театра, принадлежащего графу Волькенштейну. С 1805 года Щепкин играет на сцене профессионального театра, но опять же с разрешения хозяина. Выдающемуся артисту рукоплескали тысячи зрителей, для него в пьесах прописывались роли, а он продолжал оставаться собственностью барина.

Долгожданная свобода пришла к Щепкину только в 34 года. В 1822 году на свободу его выкупали друзья. Один из его больших поклонников князь Репнин-Волконский предложил организовать спектакль, а всю выручку пустить на выкуп крепостного Щепкина. Была собрана внушительная по тем временам сумма, но до запрошенных за крепостного 10 тысяч рублей недостаточная, поэтому сам князь добавил денег, и великий актер получил долгожданную вольную. Все, что сделал Михаил Семенович для искусства, вошло в золотой фонд русского театра. Создавая свою систему, Станиславский во многом опирался на принципы работы Щепкина.

 Доля или воля? Как крепостные таланты «в люди» выходили

М.С. Щепкин

Источник: commons.wikimedia.org

Торговцы братья Елисеевы

Кто не слышал о мировом торговом бренде «Братья Елисеевы»? Он был учрежден в 1867 году с капиталом восемь миллионов рублей. И сегодня это немалые деньги, а в середине XIX столетия с такими деньгами можно было легко претендовать на место в аналоге нынешнего списка Forbes. Только в Петербурге у братьев было пять роскошных магазинов, были «Елисеевские» в Москве, в Киеве. Компания имела свой флот и свои конторы во многих портах мира. В 1874 году купцы первой гильдии Елисеевы получили право печатать на своих товарах государственный герб.

А то, что братья Елисеевы были крепостными, многие даже не догадываются. Петр был садовником у графа Шереметева. Однажды зимой, когда у графа собрались гости, он подал на стол свежую землянику. В те времена в тридцатиградусный мороз это было чудом. Граф был тоже поражен и польщен мастерством своего крепостного и пообещал исполнить любую просьбу крепостного. «Подпишите вольную», – ответствовал предприимчивый садовник. Граф вольную подписал и даже помог открыть первую лавку. Так с горсточки земляники и началась торговая империя Елисеевых.

 Доля или воля? Как крепостные таланты «в люди» выходили

Родовой герб Елисеевых

Источник: commons.wikimedia.org

Актриса Прасковья Жемчугова

Эта крепостная девушка уже в 16 лет стала примой театра. Девушка обладала красивым сопрано, хорошо играла на многих музыкальных инструментах и говорила на многих иностранных языках. Она даже сама писала песни, которые исполняются до сих пор. Девушку звали Прасковья Ковалева, она была дочерью кузнеца, но благодаря непревзойденному таланту и природному дару с малых лет была включена в труппу крепостного театра, в котором выступала под именем Жемчуговой.

В 1787 году на одном из спектаклей присутствовала Екатерина II. Игра юного таланта произвела на императрицу большое впечатление, и она даже подарила ей алмазный перстень. Поклонником ее таланта был и последний польский король Станислав Август Понятовский.

К сожалению, Прасковья рано оставила сцену. У нее обострился туберкулез и пропал голос. В 1798 году вся семья Прасковьи получила вольную, а еще через несколько лет граф Николай Шереметев обвенчался с бывшей крепостной. Но счастье было недолгим, она умерла вскоре после родов в возрасте 34 лет (сын Дмитрий Шереметев родился 3 февраля 1803 года).

 Доля или воля? Как крепостные таланты «в люди» выходили

П.И. Жемчугова

Источник: commons.wikimedia.org

Список выдающихся русских людей, вышедших из среды крепостных, множество. И сферы деятельности, в которых они прославили Россию, разные. Так, знаменитее своих хозяев стали замечательный оружейник Никита Демидович Антуфьев, металлург Семен Бадаев, кондитер Алексей Абрикосов, даже известный меценат Савва Морозов родился крепостным.

Обложка: Н.В. Неврев. Торг. Источник: commons.wikimedia.org

Оцените статью
Тайны и Загадки истории