Доспехи с желобками и доспехи гладкие: инновации первой четверти XVI века

Доспехи с желобками и доспехи гладкие: инновации первой четверти XVI века

Неприступные до тех пор каменные стены рыцарских замков не устояли перед пушками горожан; пули бюргерских ружей пробивали рыцарские панцири. Вместе с закованной в броню дворянской кавалерией рухнуло также господство дворянства.Фридрих ЭнгельсИстория рыцарского вооружения. Столетняя война, терзавшая Францию с 1337 по 1453 год, и эпидемия чумы 1346–1351 годов оставили колоссальный след в её истории. Все эти события наложили колоссальный отпечаток на экономику, психологию, культуру и даже генетический состав населения.

Но ещё больше досталось англичанам, которые, кроме поражения во Франции, потом ещё в 1455–1485 гг. сражались в междоусобной войне роз, то есть вели у себя на острове Войну Алой и Белой розы. Война принесла значительные разрушения и бедствия населению страны. В ходе конфликта погибло большое число представителей английской феодальной аристократии.

В результате к 1500 году в той же Англии сложилась ситуация, когда рыцарей как таковых в ней стало просто мало. А сами люди рыцарского звания вовсе не горели желанием нести рыцарскую службу и опять воевать, когда появилось много других способов разбогатеть и жить в своё удовольствие.

Постепенно стать рыцарем становилось все труднее. При королеве Елизавете, например, правительство стало затребовать списки кандидатов для высочайшего одобрения, а к моменту её смерти посвящать воинов в рыцари практически перестали. Меньше стало рыцарей, меньше стало и замков, которые теперь оказались попросту не нужны из-за возросшего могущества артиллерии, с одной стороны, и… тяги к удобству и комфорту знати – с другой.

Тем не менее воспитание мальчиков из знатных семей, что в Англии, что на континенте, было по-прежнему весьма традиционным. В первую очередь требовалось научиться мастерски держаться в седле, управлять лошадью только шенкелями, высвободив руки для владения оружием, ну и естественно, подолгу находиться в доспехах, не ведая усталости.

Для тренировок, использовали чучело, столбы с шарниром, где на одном конце рычага располагалась мишень в виде щита, а на другом – мешок с песком, ударявший в спину неловкого всадника. Ещё одним тренажером для будущего рыцаря было кольцо, подвешенное на перекладине столба. Чтобы попасть в него на скаку требовалось много тренироваться, но зато развитые мускулы кисти и предплечья потом уже едва ли не интуитивно направляли тяжелое рыцарское копье в цель.

Турниры по-прежнему пользовались огромной популярностью. А так как в той же Англии их заядлым любителем в это время был сам король Генрих VIII, то и его приближенные стремились во всем угождать королю и тоже в «ратных потехах» от него не отставали.

В Европе в этом увлечении ему не уступали император Священной Римской империи Максимилиан I и французский король Франциск I. Естественно, турниры требовали доспехов, причем доспехов по моде, а мода на них менялась точно так же, как и на все остальное.

Доспехи с желобками и доспехи гладкие: инновации первой четверти XVI векаВсаднические доспехи оружейника Кристиана Шрайнера Младшего (1499–1528), ок. 1505–1510 гг. Этот доспех – редкий образец рифленого или «максимилианского» стиля на самой ранней стадии его развития. Доспехи были изготовлены либо в Мюлау, либо в соседнем Инсбруке вскоре после того, как император Максимилиан I (1459–1519) основал свою придворную мастерскую по изготовлению доспехов в Инсбруке в 1504 году. Мало что известно об их создателе – Кристиане Шрайнере Младшем. Немногие из его работ сохранились, и этот доспех – один из наиболее полных. В этом доспехе и в доспехах школы Инсбрука/Мюлау в целом заметно сильное итальянское влияние. Для них характерны полные округлые формы и скупое использование поверхностного орнамента, в отличие от чисто немецкой готики стройных пропорций. Инсбрук. Вес 9 724 г. Метрополитен-музей, Нью-ЙоркДоспехи с желобками и доспехи гладкие: инновации первой четверти XVI векаКираса с выступами и желобками. Работа мастера Ганса Майштеттера (1508–1533), ок. 1510 г. Инсбрук. Вес 2 580 г. Метрополитен-музей, Нью-ЙоркДоспехи с желобками и доспехи гладкие: инновации первой четверти XVI векаКираса, спинная часть, примерно 1505–1510 гг. Вероятно, работы Франческо Негроли (ум. в декабре 1519 г.). Метрополитен-музей, Нью-ЙоркОслабление феодальной знати происходило одновременно с ростом могущества королей, которые именно на рубеже XV–XVI вв. превратились поистине в самовластных государей, способных при желании бросить вызов самому Ватикану. И если раньше вооружение каждого рыцаря и подчиненных ему воинов было его личным делом, то в последние годы XV века рыцарское вооружение стало предметом особой заботы европейских монархов, и в частности императора Максимилиана I (1493–1519), которому приписывается создание рыцарского доспеха с желобками по поверхности, в итоге названного «максимилиановским».

Впрочем, это название можно считать в достаточной степени условным, поскольку большинство «максимилиановских» доспехов было изготовлено спустя долгое время после его смерти в 1519 году. Однако можно вполне справедливо утверждать, что именно император Максимилиан дал мощный импульс немецкому производству рыцарских доспехов в ходе жесткой конкуренции со стороны итальянских оружейников.

Доспехи с желобками и доспехи гладкие: инновации первой четверти XVI векаРифленые доспехи в «максимилиановском стиле» из Нюрнберга, с двухкомпонентной конструкцией кирасы, которая, хотя и являлась типичной для немецких готических доспехов, для этого периода была весьма необычной. На доспехе есть клеймо производителя в виде щита и изображения полульва или медведя над буквами L. B. Время изготовления – около 1520 г. Высота доспеха 175,26 см. Вес 26,15 кг. Метрополитен-музей, Нью-ЙоркДоспехи с желобками и доспехи гладкие: инновации первой четверти XVI века Германские доспехи в «максимилиановском стиле» 1515–1520 гг. Заостренная обувь, как видно, на них уже исчезла, и вместо неё используются латные «башмаки» типа «медвежья лапа». На руках латные рукавицы. Желобки покрывают практически все детали доспехов. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.Появились эти доспехи где-то около 1500 года, причем рифленая поверхность у этих доспехов начиналась выше колен. Поножи ниже колен у них оставались гладкими, видимо, вследствие того, что оружейники не видели необходимости в том, чтобы усиливать защиту голеней и стоп. Рифленая поверхность новых доспехов создавала красивую игру солнечного света на их поверхностях и была определенно близка к моде на плиссировку в одежде знати.

Но в дополнение к своим оптическим свойствам гофр также увеличивал и прочность самой брони, что позволяло делать её тоньше и следовательно легче, но с точно таким же уровнем защиты. Однако технология изготовления такой поверхности была более сложной по сравнению с доспехами с гладкой поверхностью и очень трудоемкой, что значительно повысило стоимость доспехов, так что эти очень красивые, но дорогие латы исчезли, не просуществовав и нескольких десятилетий.

Доспехи с желобками и доспехи гладкие: инновации первой четверти XVI века «Максимилиановский доспех» из Нюрнберга ок. 1525 г. Он состоит из элементов как минимум трех разных, но очень похожих доспехов, и все они были сделаны в Нюрнберге, когда рифленые доспехи были на пике моды. Высота 170,2 см. Вес 22,23 кг. Вес шлема 3 289 г. Метрополитен-музей, Нью-ЙоркДоспехи с желобками и доспехи гладкие: инновации первой четверти XVI векаЭтот же доспех. Вид сзадиДоспехи с желобками и доспехи гладкие: инновации первой четверти XVI векаШлем с желобками и забралом-гармошкойДоспехи с желобками и доспехи гладкие: инновации первой четверти XVI векаА вот так шлем выглядел, когда забрало поднимали…Доспехи с желобками и доспехи гладкие: инновации первой четверти XVI векаЛатное «ожерелье» с витым «веревочным» бортиком. Закреплялось ремешками на плечахДоспехи с желобками и доспехи гладкие: инновации первой четверти XVI векаДва вамбраса с налокотниками из трех деталей, как это было принято в ГерманииДоспехи с желобками и доспехи гладкие: инновации первой четверти XVI векаНаголенник. Вид сзадиВесьма интересно, что сразу же после появления рифленых доспехов в Германии их тут же начали копировать итальянские мастера, которые очень быстро реагировали на любое новшество. Но в том же Милане от их производства отказались уже в 1520 году, и лишь в Германии их продолжали выпускать вплоть до 1540 года. При этом главным центром их производства всё это время оставался город Нюрнберг. Ни Инсбрук, ни Аугсбург, хотя они и являлись признанными центрами доспешного производства, так и не смогли с ним сравняться, по крайней мере, в отношении их количества.

Интересно, что практически одновременно с «максимилиановскими» доспехами, на которых бороздки отчасти походили ещё и на модные в то время складки на одежде, с самого начала XVI века в моду вошли и так называемые «костюмные доспехи». Они с гораздо большей точностью воспроизводили модные в то время камзолы – пурпуэны и «от де шосс» («верх штанов») – короткие штаны с прорезями. Причем в них точно так же, как и в «максимилиановских» доспехах поножи оставались гладкими, как чулки, называвшиеся «ба де шосс» («низ штанов»), которые тогда повсеместно носили вместе с гражданской одеждой.

Поскольку в моду в это время входят все более и более пышные рукава, имитировать их в металле стало уже невозможно. Однако в Императорском арсенале дворца Новый Ховбург в Вене, можно увидеть костюмный доспех с потрясающими по размерам рукавами, 1520 года и подписанный именем престижного мастера Кольмана Хельмшмида. То есть налицо очень забавное превращение рыцарских доспехов в… разновидность парадной одежды феодальной знати.

Теперь в доспехах стали щеголять не только на турнирах, но и во дворцах, демонстрируя свой вкус, значительные финансовые возможности и… желание услужить королю, порадовав его взыскательный взор своим необычным и дорогостоящим нарядом!

Доспехи с желобками и доспехи гладкие: инновации первой четверти XVI векаНеобычные латы Вильгельма фон Роггендорфа, работы оружейника Кольмана Хельмшмида (1471–1532), также относятся к «костюмным доспехам». Гравировщик Даниэль Хопфер (1471–1536). Изготовлены около 1523 г. Доспехи выглядят как традиционная одежда германских ландскнехтов. Императорский арсенал дворца Новый Ховбург в Вене. Фото автораИнтересно, что на парадные выходы к доспехам стали надевать шлемы армэ, появившиеся ещё в середине XV века, с новыми, гротесковыми забралами, изображавшими устрашающего вида лица с крючковатыми носами и торчащими усами, да к тому же ещё и нередко в очках. Странные «лица» на забралах шлема были связаны ещё и с тем, что турниры в то время часто проводились во время карнавалов, а на них было принято надевать самые разные, в том числе и устрашающего вида, маски.

Доспехи с желобками и доспехи гладкие: инновации первой четверти XVI векаШлем, изображенный на этой фотографии, принадлежал герцогу Ульриху фон Вюртембергу (1487–1550 гг.). Работа мастера-доспешника Вильгельма Червея Старшего (1501–1538 гг., Нюрнберг). Императорский арсенал дворца Новый Ховбург в Вене. Фото автора То есть главной теперь стала парадная функция рыцарского доспеха.

На них исчез копейный крюк и даже отверстия для его крепления делать перестали. Доспехи стали симметричными, поскольку защитная асимметрия была больше уже не нужна и, конечно, доспехи теперь начали очень богато украшать! Такие доспехи теперь все чаще заменяли придворную одежду, так что возникла весьма парадоксальная ситуация: воевать феодальная знать стала реже, но рыцарские доспехи носила гораздо чаще!

А ещё у дверей королевских покоев встала охрана в парадных доспехах и с круглыми щитами в руках, потерявшими уже всякий смысл, но зато очень красивыми.

В итоге доспехи, по сути дела, превратились в средство капитализации, в то время как свое практическое значение они теряли буквально на глазах.

Доспехи с желобками и доспехи гладкие: инновации первой четверти XVI векаПроще всего было доспехи позолотить! Вот, например, доспех императора Максимилиана I (1459–1519 гг.), изготовленный Франческо да Мерате (1480–1508 гг.). Императорский арсенал дворца Новый Ховбург в Вене. Фото автораДоспехи с желобками и доспехи гладкие: инновации первой четверти XVI векаЭтот же доспех – вид сзади. Кстати, перед нами типичные миланские доспехи конца XV – начала XVI в. Самым простым способом превратить практически любые доспехи в парадные было их золочение. Применялись разные способы, но самым доступным было огневое золочение при помощи ртутной амальгамы. Золото растворяли в ртути, потом покрывали получившимся составом детали доспеха и нагревали. Золото прочно соединялось с железом, но пары ртути представляли немалую опасность для тех, кто применял этот метод.

Другим способом золочения была плакировка: детали доспехов нагревали и покрывали золотой или серебряной фольгой, после чего разглаживали специальным «гладильником». Получалось прочное «золотое» покрытие. Причем в Аугсбурге мастера применяли этот способ уже в 1510 году.

И ещё украшать доспехи теперь стали также при помощи гравировки. Украсить таким образом ту же самую кирасу на готических латах было бы довольно затруднительно – помешали бы ремни спереди и сзади. Но теперь на новых цельнокованых кирасах ремешки отсутствовали, и уже ничто не мешало изображать на них целые художественные композиции.

Так что после 1500 года возникло ещё одно направление в работе мастеров-оружейников – гравировка доспехов. Понятно, что на «максимилиановских» доспехах наличие на них рифления для гравированных «картин» места на них не оставляло, но поскольку гладкие доспехи выпускались по-прежнему, гравировка, как способ их украшения, сделалась очень популярной.

Доспехи с желобками и доспехи гладкие: инновации первой четверти XVI векаКираса с набедренниками, возможно, работы Кольмана Хельмшмида ок. 1510–1520 гг. Гравированные изображения приписываются Дэниелу Хопферу (1471–1536), известному граверу и офортисту. Хопфер был пионером в технике изготовления отпечатков с травленой металлической пластины, которая произвела революцию в гравюре в XVI веке. Фигуры на нагруднике изображают главных христианских святых, в том числе Богородицу с младенцем в окружении святого Георгия и святого Христофора. Аугсбург. Вес 8 845 г. Метрополитен-музей, Нью-ЙоркДоспехи с желобками и доспехи гладкие: инновации первой четверти XVI века Эта же кираса. Вид сзади. На задней пластине святая Анна с Богородицей и младенцем окружена святыми Иаковом Великим и Себастьяном. Фигура святого Себастьяна, пронзенного стрелами, скопирована с гравюры на дереве, сделанной около 1507 года Гансом Бальдунгом Гриеном (1484 или 1485–1544 гг.)Среди прочих новаций в области доспешного дела, начало которых можно отнести к 1500 году, следует отметить упрощение конструкции боевых доспехов. Так, на протяжении всего XV века передняя и задняя части кирасы обычно делались из двух частей, свободно склепанных вместе по немецкой моде или прикрепленных друг к другу ремнями с пряжками по итальянской моде, чтобы обеспечить дополнительную подвижность тела. То есть вся кираса состояла из четырех деталей: двух деталей спереди – верхней («бристплейт») и нижней («плакарт»), и двух сзади.

Подобное устройство облегчало ношение латного доспеха и увеличивало подвижность торса и плечевого пояса. Кроме того, налицо была возможность экономии. Одну кирасу можно было поделить пополам и одному воину отдать нижнюю часть кирасы, а другому – верхнюю. В любом случае даже такая защита была лучше, чем её полное отсутствие!

Кстати, кираса – нагрудник и её наспинная пластина – были последним элементом, добавленным к полному рыцарскому доспеху из «белого металла». И произошло это отнюдь не из-за отсутствия соответствующих навыков у мастеров-оружейников, поскольку к середине XIV века они уже умели делать искусно сочлененные защитные доспехи для рук и ног, а скорее в силу того, что рыцари после гибкой кольчуги просто не желали заключать себя в неподатливый железный «корсет».

И только к началу XVI века они уже явно смирились с необходимостью носить совершенно жесткую кирасу всего лишь из двух цельнокованых пластин.

Доспехи с желобками и доспехи гладкие: инновации первой четверти XVI века Типичная готическая кираса в немецком стиле, ок. 1480 г. Вес 2 619 г. Метрополитен-музей, Нью-ЙоркДоспехи с желобками и доспехи гладкие: инновации первой четверти XVI векаКираса итальянская или фламандская ок. 1490–1500 гг. Одна из первых цельных кирас, заменивших прежние готические формы, состоявшие из двух деталей. Форма этой кирасы, и особенно бортики вокруг отверстия для шеи и рук, стала характерна для нового типа доспехов, созданного в Италии и затем скопированного во Фландрии. Вес 4 536 г.Зато теперь кираса приобрела округлую, глобулярную форму, и к тому же она стала состоять всего из двух деталей, передней и задней, соединявшихся на боках и плечах, где ремешки закрывались наплечниками и латным «ожерельем».

Исчезли остроносые латные башмаки с длинными, выступающими вперед носами. Теперь из-за своей формы они получили название «медвежья лапа», причем известно, что такие появились уже в 1505 году. Одновременно происходит массовое распространение латных рукавиц именно в форме рукавиц, а не перчаток. Очень продуманной становится и защита локтя и шеи.

И одновременно около 1512 года появляются первые… полудоспехи, то есть такие доспехи, в которых латные поножи отсутствовали. И очевидно, что их появление было обусловлено практической необходимостью, иначе никто бы не стал их ни производить, ни носить! Автор:Вячеслав Шпаковский

Источник

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий