Западные учёные долгое время считали, что цивилизация в Индии появилась примерно в 500 г. до н. э., всего за пару столетий до завоеваний Александра Македонского. Впрочем, чем ближе они знакомились с Индией, тем серьёзнее и серьёзнее становились их сомнения в собственных умозаключениях. А в двадцатых годах ХХ века индийские археологи Д. Р. Сахни и Р. Д. Банерджи открыли в долине Инда древнейшую цивилизацию, которая существовала в одно время с Древним Египтом и Месопотамией и занимала площадь, большую, чем обе её великие и прославленные современницы вместе взятые.
При этом структура и ориентация протоиндийской цивилизации была в корне иной, чем существующая ныне. Её главными характеристиками в этом смысле были традиционализм и ретроспективность, то есть, обращённость в прошлое, что, следует отметить, до сих пор характерно для Индии.
Протоиндийская цивилизация
Как в дальнейшем показали раскопки археологов из Великобритании, Пакистана и других стран, населяли протоиндийские города, такие, как Хараппа или Мохенджо-Даро, представители средиземноморской ветви европеоидной расы, чертами лица и строением тела сходные с типичными европейцами, но смуглые. Языковая семья – дравидийская. Они охотно торговали с другими народами, и хараппские надписи находят и в Южном Туркменистане и на побережье Аравийского полуострова. Время существования протоиндийской цивилизации европейские и американские учёные очерчивают временными рамками от 3200 до 1500 гг. до н. э. Их индийские коллеги придерживаются несколько иного мнения: 5300-2800 гг. до н. э.
Прямые, тщательно спланированные улицы городов, развитые водопроводная и канализационная системы, включая плотины для хранения воды – главные черты этой цивилизации. Разнообразие металлических изделий, множество типов глиняной посуды, сооружение огромных строений – всё это не могло появиться внезапно. Очевидно, существовало недостающее звено между древними племенами охотников и собирателей и Хараппой.
В Индии найдено много стоянок каменного века, но ни одна из этих культур не имеет даже отдалённого подобия с протоиндийской цивилизацией. Возможно, предполагали историки, недостающее звено между ними погребено под водой в результате повышения уровня океана, вызванного таянием материковых ледников? Ведь хорошо известно, что в последний ледниковый период, около 18000 лет назад, уровень моря был ниже современного как минимум на 130 метров.
Находки в Кембейском заливе
Исходя из таких соображений, по поручению правительства Индии, Национальный Институт Океанической Технологии NIOT провёл с помощью новейших сонаров несколько обзоров морского побережья страны. И вот в Камбейском заливе в 1999-2000 гг. были обнаружены уходящие далеко в океан древние русла рек, служащие продолжением современных.
Но настоящей сенсацией стала находка там с помощью сонаров на глубинах 20-40 метров под толстым слоем ила руин древних городов.
Наиболее часто встречаются следы домов размером примерно 15х5 метров, расположенных по строгой геометрической сетке. Были также обнаружены следы массивных сооружений, чрезвычайно сходных с “Большими Купальнями” и зернохранилищами Хараппы и Мохенджо-Даро, а также структура, сходная с хараппской цитаделью. В извлечённом со дна залива иле было найдено много интересных артефактов: разнообразные части глиняной посуды, микрокаменные инструменты, бусины из полудрагоценных камней, части статуй и кирпичей, человеческие останки.
Образцы осадков из палеоканалов, как учёные называют древние русла, позволили сделать датировку: реки текли здесь между 19000 и 3000 гг. до н. э. Один из найденных на дне залива городов индийские археологи склонны отождествлять с мифическим городом Дварака, где, согласно “Махабхарате”, жил бог Кришна. При этом они уверенно говорят о том, что города эти стояли уже в 9500 г. до н. э., и что существуют свидетельства, указывающие на присутствие людей в этом регионе ещё 30000 лет назад.
Говорит традиция
Между тем, индийская традиция всегда настаивала на том, что культура страны фактически датируется существенно более ранним временем, чем ныне принято считать. Определённые мифические традиции утверждают, что Древняя Индия по размерам значительно превосходила современную. Она простиралась чуть ли не от Австралии до Мадагаскара, возможно, в виде архипелага. Весьма вероятно, что корни некоторых, предположительно мифических традиций Индии восходят к историческим фактам. Это порой приводит независимых исследователей к идее существования своего рода “Азиатской Атлантиды”.
Как пишет американец Дэвид Сэмуэль Льюис, один из постоянных авторов популярного журнала “Атлантис Райзинг”, современные концепции западной научной школы вступают в конфликт с традиционными индийскими представлениями о подобных вещах. Но так было не всегда. Во второй половине XIX века, когда в Европе начали формироваться представления о происхождении человека, геологи и археологи принимали идею библейского потопа, исчезнувших континентов и суши в Индийском океане. В качестве примера можно привести Великий Южный континент – гипотезу британского натуралиста Альфреда Рассела Уоллеса. Южно-азиатские мифы вполне соответствовали открытиям ранних геологов – тех, кто говорил о существовании населённого континента там, где теперь находится Индийский океан, Аравийское море и Бенгальский залив. Эти мифы и поныне живы в мифологических доктринах Южной Индии, Шри-Ланки и островов Андаманского моря.
“В прошлом веке, – гласит древний ланкийский текст, – цитадель Раваны, 25 дворцов и 400000 улиц, поглотило море”. Погрузившиеся под воду массивы суши, согласно одному древнему описанию, располагались между Тутикорином на юго-западном берегу Индии и Манааром в Шри-Ланке. Размер этой суши, ушедшей под воду, не был равен тому, о котором говорили геологи XIX века, но, если она действительно существовала, то погружённая под воду часть индийского субконтинента и есть именно эта суша. Мифы селунгов с архипелага Мергуи около Южной Бирмы также сообщают о затоплении суши: “Раньше страна имела размеры материка, но дочь духа зла бросила в море много камней… Воды поднялись и поглотили землю… Всё живое погибло, кроме того, что смогло спастись на одном острове, который остался над водами”.
В одном из тамильских эпосов Южной Индии, в “Силаппадхикараме”, часто упоминается обширное пространство земли, называемое Кумара-Над, известное также как Кумари-Кандам. Оно простиралось далеко за современное побережье Индии. Древние южно-индийские комментаторы подробно говорили о доисторическом “Тамил Сангхам” – духовной академии, расположенной на этой древней земле. Они писали также о погружении под воду двух рек – Кумари и Пахроли – в середине континента, о стране, испещрённой горными кряжами, о животных, о растительности. Это царство Пандия, согласно преданию, существовало с 30000 до 16500 гг. до н. э. По меньшей мере, одно направление современной южно-индийской мистики заявляет о прямой преемственности от этих экстраординарно древних времён. В ту отдалённую эпоху их духовные прародители якобы достигали удивительно большой продолжительности жизни благодаря йоге.
В древней эпической поэме “Махабхарата”, датируемой самими индийскими учёными, не придерживающимися западных традиций, 5000 г. до н. э., имеются ссылки на героя Раму. Он смотрит с современного западного побережья Индии на обширную сушу, где сейчас находится Аравийское море. Это описание подтверждено упомянутыми выше недавними подводными открытиями.
Менее известные индийские тексты говорят даже о высоких технологиях в виде летательных аппаратов, применявшихся для перевозки элиты общества и для ведения войн. В письменных памятниках даже приводится детальное описание этих летательных аппаратов, что в течение длительного времени ставит в тупик историков и других учёных. Более того, великий индийский эпос ярко говорит о военном опустошении, которое можно сравнить только с ядерной войной. Дэвид Сэмуэль Льюис вполне резонно задаётся вопросом: не была ли цивилизация Индии не просто древней, а высокоразвитой древней цивилизацией?
Свидетельствуют древние карты
Свидетельства в пользу существования в древности в Индийском океане обширной суши можно найти и на старинных географических картах. Советский атлантолог Александр Кондратов отмечал, что на знаменитой карте турецкого адмирала Пири Рейса, составленной в 1508 году, у юго-восточной оконечности Индостана показан остров Шри-Ланка. А на юго-восток от него изображён огромный, в несколько раз превосходящий размеры Шри-Линки, остров Тапробана. Также и на карте мира фра Мауро возле Индии показан остров Сайлам – то есть, Цейлон, нынешняя Шри-Ланка, – а к востоку от него – громадный остров Тапробана.
Любопытные сведения сообщал итальянский путешественник Марко Поло: в тысяче миль на юго-запад от Андаманских островов лежит “остров Цейлон, поистине самый большой в свете. В округе 2400 миль, а в старину он был ещё больше, 3600 миль; так это значится на карте здешних мореходов. Дует северный ветер, и большая часть острова оттого потоплена, и стал он меньше, чем в старину”. А ведь протяжённость Шри-Ланки с севера на юг менее 450 километров, а с запада на восток – и вовсе всего лишь 224. Преувеличивают размеры Шри-Ланки и другие средневековые географы, как арабские, так и европейские. В трудах античных авторов мы также находим описания острова Тапробана, сильно отличающиеся от того, чем на самом деле ныне является остров Шри-Ланка. Причём, Тапробана, по словам историков географических открытий, упоминается в этих трудах “удивительно рано”.
Например, Помпоний Мела, один из крупнейших географов античности, пишет: “Что касается Тапробана, то эту землю можно считать островом, но можно, следуя Гиппарху, предположить, что это – начало другого мира. Такое предположение вполне допустимо: Тапробана обитаем, и нет сведений о том, чтобы кто-нибудь обогнул эту землю на корабле”. Согласно Плинию, тени в Тапробане отбрасываются не на север, а на юг, солнце восходит слева, а заходит справа: это значит, что остров находился в Южном полушарии, в то время как Шри-Ланка лежит между 6-м и 8-м градусами северной широты!
Все эти свидетельства позволяют нам предполагать, что подводных археологов в районе полуострова Индостан и далее на юг всё ещё могут ждать новые удивительные находки.
Автор: А.Чинаев