В старину многие великие мастера существовали только благодаря заказам сильных мира сего… или бедствовали, если сановный меценат не изволил оплатить заказ.
Такой же была и судьба великого немецкого живописца и графика Альбрехта Дюрера.
Шёл 1515 год, когда Максимилиан І, император Священной Римской империи германской нации, заказал Дюреру проект триумфальной арки.
До строительства было далеко, пока что монарх желал увидеть архитектурное чудо на бумаге.
И Дюрер постарался, создав огромную гравюру необычайно сложного и пышного сооружения – десять с половиной квадратных метров!
То был настоящий шедевр графики. Максимилиан выразил восхищение… однако не заплатил. Не были оплачены и предыдущие, за много лет, картины и гравюры, сделанные Дюрером для того же коронованного «спонсора».
Надо сказать, что заказчик не намеренно задержал деньги: император был великим прожектёром, совершал нелепые траты и давно жил в долг…
Между тем труд художника был настолько долог и тяжёл, что после работы над аркой у Дюрера резко ослабело зрение. Он не мог рисовать так же быстро и энергично, как прежде. Гений оказался на пороге нищеты.
В конце концов император сжалился, но жалость свою выразил очень своеобразно. Он повелел городу Нюрнбергу, где жил Дюрер, ежегодно отсчитывать из налога, собираемого в пользу империи, сто гульденов мастеру.
Сумма была хорошая: если бы Дюрер стал получать её, все его материальные проблемы были бы решены.
Однако вмешалась злодейка-судьба: Максимилиан умер, и нюрнбергский городской совет тут же решил не платить. Мол, пусть новый император подтвердит указ прежнего, вот тогда…
И тут вмешалась сила, которую современники Дюрера называли божественным провидением.
Осенью 1519 года художник внезапно получил не сто, а двести гульденов!
Правда, не из Нюрнберга, а из… Кенигсберга. Жизнь мастера сразу изменилась к лучшему, даже зрение исправилось.
Что же случилось, кто был неведомым благодетелем Дюрера? Оказалось – маркграф Альбрехт Бранденбургский, кардинал и великий магистр Тевтонского ордена.
Честно говоря, ещё недавно у владетеля Бранденбурга тоже не было ни гроша. Держа блестящий двор, вовсю меценатствуя, маркграф разбазарил отцовскую казну.
Но вот рыцари-монахи Тевтонского ордена (того самого, чьи войска за сто лет перед тем были разбиты поляками и русскими в битве при Грюнвальде) избрали Альбрехта своим магистром. И положение резко изменилось.
Великий князь Московский Василий ІІІ (будущий отец Ивана Грозного) стал предлагать маркграфу хорошую плату, дабы тот потеснил польско-литовскую державу.
В те времена Русь отвоёвывала у Речи Посполитой свои старинные земли и города, недавно Василием был взят Смоленск.
Князю захотелось ослабить Польшу ещё и чужими руками, отчего он посулил маркграфу изрядное число серебряных монет – на содержание десяти тысяч пехотинцев, двух тысяч конников и отливку множества пушек.
В октябре 1519 года московское серебро было доставлено обозом во владения ордена.
Альбрехт мигом расплатился с долгами… и вспомнил про Дюрера.
Дело в том, что год назад мастер сделал гравировальной портрет новоназначенного магистра и двести оттисков с медной гравированной доски, вместе с самой доскою, послал в столицу ордена – Кенигсберг (ныне Калининград).
И вот благодарный Альбрехт наконец-то ответил присылкой двух сотен гульденов, да ещё и дорогую материю подарил Дюреру на кафтан…
Так, сам того не зная, великий князь Московский спас от нужды и слепоты гениального немецкого художника Альбрехта Дюрера.
Тот прожил ещё девять лет и оставил немало шедевров.
Если же говорить о судьбе маркграфа Бранденбургского, то она оказалась немилостивой.
На русское серебро магистр начал поход против короля польского Сигизмунда І (кстати, своего родного дяди), был жестоко бит поляками; Тевтонский же орден после этого вообще перестал существовать, и маркграф стал вассалом Польши герцогом Прусским.
Пожалуй, наряду с Дюрером выиграл… князь Василий.
Ведь ему удалось спровоцировать войну, ослабившую и немцев, и Польшу. Что, в общем, и требовалось…