Актерский состав картины мог быть совсем другим: в первом варианте сценария режиссер Георгий Данелия сделал приписку: «Мы хотим создать фильм, в котором будут участвовать лучшие комедийные актеры: Леонов, Никулин, Крамаров, Миронов, Ролан Быков и другие». Причем под этих исполнителей уже даже были расписаны роли: Быков должен был сыграть фальшивомонетчика, Никулин – альфонса и многоженца, Миронов – жулика, который промышляет кражей и перепродажей машин. В итоге из первоначального актерского состава в картине остался только Савелий Крамаров, все остальные нашли причины, чтобы отказаться от участия в проекте.
Сценарий «Джентльменов удачи» стал печатным бестселлером еще до того, как сам фильм появился на экраны. Во время работы над картиной режиссер распечатал для актеров книжечки с текстом, но через пару дней все они куда-то пропали. Вторую партию постигла та же судьба.
В одной из сцен фильма в кадре появляются верблюды, но у Евгения Леонова отношения с «кораблями пустыни» почему-то не сложились. Актер категорически отказался взбираться животному на спину, поэтому в итоге его коллеги Крамаров и Вицин восседали между верблюжьими горбами, а Леонова возил на спине один из участников съемочной группы.
В эпизодической роли мальчика Игоря из детского сада в картине дебютировал будущий известный актер, продюсер и режиссер Игорь Угольников. Правда, кинодебют прошел незаметно для зрителей, которые даже сейчас, после нескольких просмотров фильма, не опознают в кадре будущую звезду.
Один из самых запоминающихся моментов фильма – сцена побега, когда герои прячутся в цистерну с цементов. Состав «цемента» обсуждался и продумывался очень долго и, в конце концов, был сделан из хлебной закваски с хлебной и луковой эссенцией. Как вспоминают актеры, после съемки эпизода они сразу же бросились в душ, отмываться от вязкой смеси. И только Георгий Вицин остался сидеть в цистерне: он где-то вычитал, что подобная «ванна» очень полезна и даже продлевает жизнь. Правда, создатели картины уверяют, что это миф, придуманный самими актерами.
Искусственный заменитель понадобился съемочной группе и для того, чтобы изобразить плевок верблюда. Дело в том, что снимавшееся в картине животное обитало в зоопарке, было хорошо воспитано и плевать в лицо Крамарову совсем не собиралось. Изображать плевок пришлось с помощью сильно вспененного шампуня.
Еще меньше, чем взбираться на верблюдов и тонуть в цементе, актерам хотелось раздеваться на жгучем морозе и делать зарядку. Исполнители главных ролей даже сговорились вопреки желанию режиссера оставаться в фуфайках, но Раднэр Муратов, присоединившийся к актерскому составу, слишком вжился в образ исполнительного и послушного Василия Алибабаевича. Поэтому, едва заслышав режиссерскую команду, он тут же сбросил одежду и выскочил на мороз. Его коллегам не оставалось ничего другого, как последовать его примеру.
Мало кто знает, что режиссером «Джентльменов удачи» был вовсе не Георгий Данелия, а Александр Серый, который на момент съемок картины уже успел побывать в местах не столь отдаленных. Данелия стал автором сценария и художественным руководителем картины, а благодаря Серому в фильме появилась колоритная тюремная лексика.
На создание фильма ушло всего три месяца, причем снимали картину в нескольких местах. Тюрьму и побег из нее – в Самарканде, дачу профессора – в Серебряном бору, а детский сад, театр и послуживший героям укрытием заброшенный дом нашли в Москве. Причем последний съемочной группе разрешили спалить по-настоящему – дом все равно должны были вскоре снести.
Памятуя о пресловутой советской цензуре, создатели фильма справедливо опасались, что их работа имеет все шансы надолго оказаться «на полке». Но во время первого просмотра глава МВД Николай Щелоков хохотал так, что заглушал даже некоторые реплики из фильма, а Леонид Брежнев заявил, что звучащую в картине тюремную лексику в Союзе знает любой мальчишка.
Анастасия Голикова. «Комсомольская правда»