![Это вам не «Санта-Барбара»: Какие советские сериалы били рекорды популярности, и что оставалось за кадром](/wp-content/uploads/2024/01/ef9f82934d95a7349dc25be4d2de3d58.jpg)
В СССР снимали немало многосерийных фильмов. Многие из них были «проходными», но некоторые пользовались такой огромной популярностью, что заслуживают названия культовые. Есть фильмы, которые по просмотрам и отношению зрителей превзошли известные мексиканские сериалы. И это прекрасно, ведь советские фильмы отличались прекрасной режиссерской и актерской работой и затрагивали действительно актуальные темы.
«Место встречи изменить нельзя»
![Это вам не «Санта-Барбара»: Какие советские сериалы били рекорды популярности, и что оставалось за кадром](/wp-content/uploads/2024/01/5ea1e46402602d95d69738bbf7affc71.jpg)
Владимир Высоцкий блестяще исполнил роль Жеглова. /Фото: api.eric.s3storage.ru
Эта пятисерийная лента была снята режиссером Станиславом Говорухиным по произведению братьев Вайнеров.Мало кто знает, что инициатором создания сценария для картины был Владимир Высоцкий. Он не только прекрасно сыграл Жеглова, но и внес некоторый режиссерский вклад. Например, шепелявый карманник Кирпич в исполнении Садальского — предложение Высоцкого. А также такой важнейший момент, как фото Варвары Синичкиной на двери каморки, в которой прятался Владимир Шарапов.
Бывали случаи, когда Говорухин не мог присутствовать на съемочной площадке. И тога его с успехом заменял Высоцкий. К примеру, известная сцена допроса Груздева-Юрского целиком поставлена им. Кстати, за исполнение роли оперативника Глеба Жеглова Владимир Семенович получил Государственную премию СССР. Но произошло это в 1987 году, когда артиста уже не было в живых.
Образ Шарапова списан с реального героя. Это Владимир Арапов, который в свое время принимал непосредственное участие в расследовании дела банды Митина. Сам Арапов отмечал, что в фильме Владимир получился более мягким, чем он сам.
«Вечный зов»
![Это вам не «Санта-Барбара»: Какие советские сериалы били рекорды популярности, и что оставалось за кадром](/wp-content/uploads/2024/01/00cdc53448c757da547ac884d8c33b2a.jpg)
«Вечный зов» выходил по три серии в год. /Фото: stuki-druki.com
Эта популярная кинолента была снята режиссерами Краснопольским и Усковым. В основу лег одноименный роман Анатолия Иванова. Всего в фильме девятнадцать серий. Интересно, что каждая их них — это по сути самостоятельный художественный фильм, который можно смотреть отдельно. Зрители могли видеть только три серии в году. Быстрее снимать не удавалось.
Когда фильм вышел на экраны, режиссеры стали получать упреки: мол, эта кинолента — просто качественно выполненный государственный заказ. Да, возможно так могло показаться. Но люди не знали, что многие сцены были просто вырезаны по требованию цензуры или сильно изменены. И что были серии, которые вообще не показали телезрителям. В них поднимались такие скользкие темы, как репрессии и культ личности вождя всех народов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Как сложились судьбы самых известных советских телеведущих, которых знала и любила вся большая страна.
«Семнадцать мгновений весны»
![Это вам не «Санта-Барбара»: Какие советские сериалы били рекорды популярности, и что оставалось за кадром](/wp-content/uploads/2024/01/18114ff1dd0064cad2ce22f4dc22c52d.jpg)
«Мюллер» получил награду от Брежнева. /Фото: kino-teatr.ru
Фильм режиссера Татьяны Лиозновой по роману Юлиана Семенова имел двенадцать серий. Он был настолько популярен что говорили: «Если Штирлиц выходит на улицы Берлина, московские улицы пустеют». Всего за год с момента премьеры фильм «крутили» три раза. А Леониду Броневому, исполнившему роль Мюллера, Леонид Брежнев собственноручно вручил награду — орден Трудового Красного Знамени.
Во время съемок произошел курьезный случай. Нужно было найти людей, которые бы изобразили рядовых нацистов. Решить проблему вызвался директор картины, который имел еврейское происхождению. В результате перед режиссером предстала шеренга людей в нацистской форме, причем все они имели ярко выраженные еврейские черты. Оказалось, это были родственники директора. Скандал был замят, а «нацистов» заменили.
За счет прекрасной игры актеров, запоминающейся музыки композитора Таривердиева, уникальной операторской работы фильм быстро перешел в разряд народных. Люди рассказывали анекдоты про Штирлица и Мюллера, а остроумные фразы из картины стали поговорками.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Как могла бы выглядеть Москва: Странные архитектурные проекты, которые остались только на бумаге.
«Большая перемена»
![Это вам не «Санта-Барбара»: Какие советские сериалы били рекорды популярности, и что оставалось за кадром](/wp-content/uploads/2024/01/2c761ae5ac6a815fae4b8eda2f450c19.jpg)
В фильме играли как известные, так и молодые актеры. /Фото: love.rusactors.ru
Фильм «Большая перемена» снял Алексей Коренев. В основе — повесть Георгия Садовникова под названием «Иду к людям». Картину изначально планировали назвать «Приключения школьного учителя». Но министру просвещения такой вариант не понравился, и на свет появилась «Большая перемена». Кроме того, говорили, что советские педагоги прислали немало писем, в которых выражали возмущение из-за того, что фильм про учителя будет комедией.
Кстати, многие актеры, принимавшие участие в съемках, как и автор повести Садовников, считали фильм слишком простым и отчасти фантасмагоричным.
Но молодежи картина очень понравилась. Героев обсуждали, а их остроумные фразы тут же стали поговорками.
В картине есть сцена, когда учитель Нестор Петрович выступает перед учениками с пламенной речью о необходимости всестороннего просвещения. Забавно, но текст этого эмоционального монолога — точная копия доклада Леонида Брежнева. Неизвестно, почему было сделано именно так. Может быть, режиссер просто подстраховался, ведь некоторые его более ранние фильмы сильно критиковались властями.
«Следствие ведут знатоки»
![Это вам не «Санта-Барбара»: Какие советские сериалы били рекорды популярности, и что оставалось за кадром](/wp-content/uploads/2024/01/a68395cba88058a8866e3d75b7709771.jpg)
Знаменитые ЗнаТоКи.
Сериал состоял из двадцати двух серий, каждая из которых была отдельным «делом». «ЗнаТоКи» — акроним из первых букв, которые были в фамилиях главных героев, опытных сотрудников Московского уголовного розыска: следователь Знаменский, инспектор угро Томин и криминалист Кибрит. Интересно, что снимать этот сериал стали по инициативе Министерства внутренних дел.
МВД заказало фильм, спонсировало его и выступило основным цензором. Образы героев–милиционеров, поражающих своей хваткой и интеллектом на фоне нехватки кадров в милиции и большого количества преступлений были особенно актуальны. Цензура была строгой. Так, в команде Знатоков не было ни одного курящего человека. Также проскользнула тема служебного романа между Знаменским и Кибрит, но тут же романтика была ликвидирована: ничто не должно было мешать честному служению делу. Но и без модной сигареты и любовной линии сериал завоевал огромную популярность.
Сейчас тоже много снимают про ту эпоху. Есть 10 сериалов о временах СССР, которые точно передают дух эпохи.