Бибендум

Многие знают этого белого резинового человечка, даже не всегда ассоциируя его с известной французской фирмой, производящей шины. Но мало кто знает интересную историю появления этого весёлого символа с более чем столетней историей.

В 1884 году ответственный за оформление стенда компании на очередной выставке решил применить какой-нибудь нестандартный ход. По обе стороны от входа он построил колонны из шин разного диаметра. Один из братьев Мишлен – Эдуард, задержавшись около одной из колонн, заметил что если приделать к ней руки, то получится забавный человечек. Тогда никто не мог даже предположить, что очень скоро эта идея получит продолжение и будет приносить компании солидные дивиденды.

Следующим шагом к рождению своеобразной легенды стала карикатура руки Мариуса Россильона. На ней был изображен главный пивовар в окружении нескольких людей, находящихся с зеленым змием на короткой ноге. Именно тогда, в 1897 году, братья Мишлен вспомнили о колонне из шин, и Андре заказал себе постер с изображением вымышленного человечка. Плакат был создан только в 1898 году. В принципе, это была та же карикатура, но с некоторыми доработками. Так, вместо толстяка-пивовара с бокалом красовался человек из шин, а в кубке вместо алкоголя было битое стекло и гвозди. На оригинальном рисунке была надпись “Nunc est bibendum” (“Теперь надо выпить”) – это начало оды Горация в честь победы императора Августа над объединенным флотом Антония и Клеопатры. Правда, по инициативе братьев Мишлен эта фраза была вольно переведена как “Шины “выпивают” неровности дорог”. Парижане, надо сказать, быстро нашлись и обозвали созданного человека “дорожным пропойцей”.

Но забавному Бибендуму, хотя тогда у него еще не было имени, только предстояло пройти путь от пьянчужки до всемирно известного рекламного символа. Сразу после создания шинный человечек не имел имени, его называли просто джентльмен Мишлен, так как он обладал всеми атрибутами богача. На пальце его красовалась печатка, во рту сигара.

Бибендумом символ Michelin окрестили совершенно случайно, когда во время одной из автогонок один из спортсменов команды, увидев идущего мимо Андре Мишлена, который шел на ультразвуковую чистку лица, воскликнул что-то вроде “Бибендум идет!”. Вот только прозвище приклеилось не к “папе” человека из шин, а к нему самому.

Своими успешными первыми шагами Бибендум многим обязан художнику карикатуристу О’Галопу (Мариусу Российону), который до Первой Мировой Войны создал большую часть рисунков для фирмы.

То дерзкий и услужливый, то циничный и шутливый, то угрожающий и поучающий, Бибендум станет вездесущим послом шин из Оверни. Среди двухсот-трехсот рисунков, созданных художником для «Мишлен», где персонаж появляется в 90% рекламных материалов фирмы, первые из них охватывают 4 темы: техническую сторону производимой продукции, автомобильные гонки, придание Бибендуму облика исторических личностей и игра слов с политическим и социальным подтекстом. Техничеcкая информация о свойствах пневматических шин или новых изделиях таких, как прибор контроля давления, обходятся без Бибендума. Эти сюжеты так серьезны, что не могут быть доверены неугомонному шутнику.
В 1901 году Андре Мишлен начинает целенаправленно размещать в прессе свои рекламные вкладки. До него никому из промышленников не приходила в голову идея покупки определенных мест на страницах печатных изданий с тем, чтобы по собственному усмотрению рекламировать свои новинки. Этот новый подход имеет огромное значение, так как начинает формировать понятие рекламной компании, как хорошо подуманной и четко организованной операции.

«Понедельники Мишлен», еженедельные рекламные листы, вкладываемые в газету по понедельникам, охватывают все многообразие автомобильных проблем: рекомендации для монтажа надувной покрышки, представление новой модели, советы к экзаменам на водительские права и т. д. и т. п. Над заголовком вкладыша, в качестве эпиграфа — рисунок, представляющий Бибендума в самых невероятных образах: то ангелом в облаках, то аккордеонистом, наигрывающим танцующей красотке, то римским императором… Никто из конкурентов, в последствии перенявших опыт, не сможет выдержать ритм «Понедельников», продолжавших выходить в течении 13 лет, что составляет 690 выпусков. Бибендум, ангел-хранитель автомобилистов начала века, продолжает свое шутовское шествие. Он прекрасно себя чувствует себя, демонстрируя свою сверхсилу на ярмарочных празднествах и карнавалах, с их безудержностью и простотой, стирающими социальные границы и развязывающими языки. В ноябре 1922 года выйдут рекламные каталоги на четырех страницах с подробным описанием принципа «кордовой» шины. Тираж брошюры составил пятьсот тысяч экземпляров, не считая французского издания. Каталог переводится и распространяется в семи странах: Великобритании, Испании, Голландии, Швеции, Португалии и Дании. Бибендум постоянно присутствует в переписке, которую ведет предприятие…

В 1927-30 годах компания распространяет изображение забавного человечка из надувных шин столь широко, что он будет сопровождать население от восхода до захода солнца. На кружках, из которых люди утром пьют чай, на столовых приборах, на шоколаде, на мыле… Человечек появляется на приборной доске автомашин, на путеводителях и картах, в ремонтных мастерских и гаражах… Но коммерческая структура фирмы не приспособлена к удовлетворению все возрастающих запросов. Посредники и коммивояжеры компании теряют очень много времени на выполнение этих новых заказов, забывая о главном — шинах. Необходимо радикально подойти к проблеме, решают в Клермон-Ферране. В 1930 году Эдуард Мишлен решает закрыть все вспомогательные отделения своей фирмы, за исключением отдела карт и путеводителей.

С тех пор Бибендум неоднократно менял свой внешний вид и привычки. Так с момента подачи заявки на регистрацию «Бибендума» в Национальном институте промышленной собственности, датированной4 января 1908 года, сигара была неотъемлемой частью символа фирмы. Только в 1929 году человечек бросит курить, помогая тем самым фирме в борьбе с туберкулезом, разящим в эту эпоху ее рабочих. Но как всякий закоренелый курильщик он эпизодически, до середины 30-х годов, время от времени возвращается к своей излюбленной сигаре.
http://cs425825.vk.me/v425825170/6fb9/P8y_CxjFtnc.jpg

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий