Композитор, получивший известность во всем мире благодаря произведениям, написанным для популярных советских кинолент, родился в селе Мокра на северо-востоке Молдавии. Живописная природа той местности оказала большое влияние на юного музыканта, оставив яркий след в детских воспоминаниях. Недаром отмечают, что творчество Дога пропитано красотой молдавской природы, культуры и традиций. А главное – добротой, которая его с детства окружала. Особенно в Кишиневском музыкальном училище, куда он поступил в 1951 году.
"Я попал в удивительный плен… плен доброты, когда мне было лет четырнадцать. Я учился в музыкальном училище и у меня был чудный учитель, который ни разу не сказал слово "надо". Я никогда не слышал от него фраз типа: если ты не будешь заниматься, из тебя ничего не получится", – вспоминал Дога в одном из интервью.
Проучившись в училище четыре года, он поступил в консерваторию по классу виолончели. Несмотря на музыкальный талант и большие способности, карьера музыканта оказалась для юноши невозможной из-за паралича левой руки. Тогда он решил полностью посвятить себя композиторскому искусству и снова поступил в консерваторию к профессору С. Лобелю. Этот период оказался для него не самым плодородным и он отказался от сочинительства на целых два года.
Такое "молчание" возникло из-за желания композитора писать музыку не по консерваторским правилам, а по внутренней интуиции, основанной на корнях предков и на полученных академических знаниях. А Евгений Дога выходил за условные рамки творчества и ломал академическую систему, подразумевающую медленное и неуклонное движение к цели и беспрерывное сочинительство. В период композиторского затишья он увлекся музыкальной теорией и педагогикой, издал учебное пособие для студентов, а также преподавал теорию музыки в Кишиневском музыкальном училище им. Коки. Но безмолвствовать пришлось недолго.
Знакомство с начинающим поэтом и режиссёром Георгием Водэ с "Молдова-Фильм" послужило началом бурного и успешного пути Дога в качестве кинокомпозитора. Его первым фильмом стала добрая сказка "Нужен привратник", которая требовала грамотной интерпретации. В результате дебютант блестяще справился с этим нелегким заданием, а режиссёры открыли для себя талантливого композитора. В последующие несколько лет он написал музыку почти к половине фильмов, снятых на студии "Молдова-Фильм", однако настоящий фурор произвела картина "Лаутары" (1971), снятая режиссером Эмилем Лотяну. Лента, рассказывающая о судьбе народных музыкантов, имела колоссальный успех – Дога и Лотяну она принесла "Серебряную раковину" на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне. После этого началось плотное творческое сотрудничество уже зрелого кинокомпозитора и известного молдавского режиссёра, который назвал Дога "Жюлем Верном в музыке".
В 1978 году Лотяну снял фильм "Мой ласковый и нежный зверь", для которого Дога сочинил знаменитый вальс, ставший его визитной карточкой. Секрет популярности музыки к сцене свадьбы главной героини Оленьки Скворцовой не знает даже сам композитор: "Мне до сих пор странно слышать его (вальс) чуть ли не каждый день по радио, в передачах телевидения; даже на спортивных соревнованиях он звучит…" Кроме того, в разгар "холодной войны" сам президент США Рональд Рейган признался, что этот вальс является его любимым современным музыкальным произведением.
Ещё одним известным совместным проектом Дога и Лотяну стал пятисерийный фильм "Анна Павлова" (1983-1986), описывающий жизнь прославленной русской балерины начала ХХ века. Здесь он проявил себя как посредник между композиторами, представляющими разные культуры, школы и направления. Дога старался приблизить классиков к современному восприятию музыки, он смог понять идею классического автора, но при этом остался самим собой.
"Кино – это микроскоп в моё прошлое, откуда проступают балканские ритмы и славянская нега, романская упругость и российская напевность", – признаётся Дога. Видимо, в этом многообразии источников вдохновения и заключается успешность композитора. Хотя ни о какой формуле успеха он сам не знает и не высчитывает удачу заранее. К примеру, музыку к известной драме Лотяну "Табор уходит в небо" (1977) Дога писал буквально перед записью, стараясь лишь успеть к сроку. Впоследствии симфонические оркестры Европы просили прислать партитуру, чтобы исполнить фрагменты из "Табора".
В 1983 в прокат вышла картина "Одиноким предоставляется общежитие", снятая Самсоном Самсоновым. Дога написал к фильму романс "Осенние деньки" (на стихи Михаила Матусовского), который по сей день не утратил своей популярности. Чувственностью и душевностью наполнена музыка и к другой, не менее известной киноленте Георгия Натансона "Валентин и Валентина" (1985). История двух молодых влюблённых – советских Ромео и Джульетты – заставляет нас поверить в настоящую любовь, способную преодолеть любые преграды. Картину сопровождают сочинения талантливого композитора, которые не только усиливают эмоциональную окраску действия, но ещё и дают зрителям полное истолкование ситуации, ведь его музыка самодостаточна и живёт потом долгие годы после премьеры фильма.
Дога способен писать музыку в абсолютно разных жанрах – от песен и романсов до балета и оперы. Но в его творчестве легко может меняться не только форма произведения, но и национальный стиль – цыганская, польская, молдавская, русская, афганская, украинская, китайская, латиноамериканская музыка.
Сам композитор объясняет это тем, что профессионал обязан уметь писать в любых жанрах музыкального творчества: "Он может выбрать для себя что-то особенное, любимый жанр, но все остальное у него "в кармане", – уверен Дога. А "в кармане" у талантливого композитора таятся многочисленные сочинения, от простых напевных мелодий до сложнейших симфонических работ: балеты "Лучиафэрул" (1983) и "Венансия" (1989), первая симфония (1969), шесть струнных квартетов, которые он писал с 1963 года с разрывом в 10 лет. Кроме того, в его творческую копилку входят 12 акапелльных хоров, несколько кантат с солистами, хором и симфоническим оркестром, а также кантаты для детского исполнения. Довольно велик вклад, который Дога внёс в процветание молдавской мультипликации. Одной из самых ярких работ в этой области стал детский музыкальный анимационно-художественный фильм "Мария, Мирабелла" (1980).
Надо отметить, что композитор принимает активное участие и в общественно-политической деятельности – два созыва являлся членом Молдавского Верховного Совета и два – Верховного Совета СССР. За колоссальный вклад в развитие музыкальной культуры в 1987 году он был удостоен звания Народного артиста СССР. В настоящее время композитор является членом Российской академии кинематографических искусств "Ника". Благодаря нескончаемому желанию творить Евгений Дмитриевич и сегодня продолжает создавать уникальные произведения, очаровывая всех своей музыкой. Возможно, что секрет творческих сил и вдохновения заключается именно в этих словах: "Творчество моё буквально соткано из впечатлений от бесконечных встреч и разговоров с людьми. Важно всегда чувствовать, что за твоими плечами люди".
А. Халикова. "Вечерняя Москва"