Евпатий Коловрат и начало монголо-татарского ига

Легенда об одном из наиболее популяризированных героев древнерусской истории содержится в списках «Повести о разорении Рязани Батыем», посвященной событиям начинающегося монголо-татарского нашествия. Стремительное вторжение неприятеля на территории раздробленных русских княжеств воспринималось современниками как конец света, как «великая конечная погибель». Древняя летопись представляет собой уникальный образец трактовки исторического материала в соответствии с определенной этической и идеологической позицией. Действия рязанских князей подчинены идеальному представлению автора о том, как необходимо сражаться за Русь: «русское понятие о храбрости — это удаль, храбрость, умноженная на простор для выявления этой храбрости. Нельзя быть удалым, храбро отсиживаясь в укрепленном месте». Монголо-татары стали победителями не потому, что есть побежденные, а потому, что их противников не осталось в живых. Так создается мрачная картина апокалипсиса с ее ключевым образом — «единой смертной чаши», испить из которой предстоит всем без исключения.

Евпатий Коловрат и начало монголо-татарского ига

Говоря о личности легендарного рязанского героя, нельзя не вспомнить и других не менее значимых персонажей древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем», героические образы которых легли в основу канонической модели поведения настоящего патриота своего отечества. Эти бесстрашные князья и отважные богатыри не уповают на тяжесть своего положения и несправедливость всеобщего миропорядка, они не выражают публично своего личного горя, отправляясь на верную гибель.

Коловрат — это, вероятно, прозвище или второе имя Евпатия

Так, молодой князь — Федор Юрьевич, по приказу своего отца Юрия Ингваревича, отправляется в стан «безбожного, лживого и немилосердного» царя Батыя, чтобы попытаться остановить кровопролитие и подписать мирный договор. Однако переговоры заканчиваются трагично: Батый «распалился в похоти своей и сказал князю Федору Юрьевичу: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей». На что православный князь парирует врагу-иноверцу: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь…». Подобно первым русским святым Борису и Глебу, юный князь Федор Юрьевич принимает мученическую смерть за свои убеждения, которые он не может предать.

Евпатий Коловрат и начало монголо-татарского ига

В сражении за Рязань отличился и другой князь — Олег Ингваревич, которого захватили в плен «безбожные татары» «столь красивого и храброго, изнемогающего от тяжких ран». На этот раз проверку проходит серьезность религиозных убеждений героя: монголо-татары пытаются склонить его принять их веру, но «князь Олег Инваревич укорил царя Батыя и назвал его безбожным и врагом христианства. Окаянный же Батый дохнул огнем от мерзкого сердца своего и тотчас повелел Олега ножами рассечь на части». Однако судьба решила спасти героя от верной гибели: Олег был «пощажен ради редкой его красоты» и отпущен на рязанское княжение после 14 лет проведенных в плену лишь в 1252 году. Через шесть лет, чувствуя приближение кончины, блаженный Олег, как и подобает каноническому русскому подвижнику, принял торжественную клятву — схиму — под именем Космы.

Евпатий Коловрат и начало монголо-татарского ига

Образ Евпатия Коловрата, по сути, воплощает собой традиционную фигуру русского богатыря, защитника отечества, отважного воина, обладающего сверхъестественными способностями. Преданности и силе одного из наиболее знатных рязанских бояр удивился и сам Батый, увидевший мертвое тело Евпатия после неравной битвы: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего».

Легенда известна по спискам XVI века

После вторжения монголо-татар в Рязанское княжество и дальнейшего его разорения, Евпатий Коловрат — рязанский воевода, будучи в Чернигове с одним из местных князей Ингваром Ингваревичем узнает о страшных событиях, донесенных ему послами, и тут же устремляется в Рязань. Собрав в уже разоренной Рязани около 1700 воинов (численность согласно «Повести»), Евпатий решается догнать войско Батыево. Настигнув его в Суздальских землях, молниеносно бьет ничего не ожидавшего врага. Батый в отместку посылает против Евпатия войско во главе с богатырем Хостоврулом, сыном своего шурина. И на сей раз войско монголо-татар одержало верх, однако с большими потерями и только после применения тяжелых осадных орудий. В ходе сражения пал на поле битвы и Хостоврул, сраженный в очном поединке с Евпатием Коловратом. Хан Батый похвалил сраженного врага и приказал отпустить оставшихся в живых русских воинов. После этого дружинники доставили тело Коловрата в Рязань, где его захоронили со всеми почестями в январе 1238 года.

Евпатий Коловрат и начало монголо-татарского ига

Со временем Евпатию Коловрату были приписаны другие фантастические подвиги, снискавшие ему славу русского богатыря, образ которого оброс новыми несуществующими деталями. Кстати, Коловрат вовсе не фамилия, как многие думают, — по отцу он был Львовичем. В то время на Руси еще не было фамилий как таковых, а были вторые имена или прозвища. Коловрат означает нечто обращающееся или поворачивающееся, что вполне соответствует воинственному образу носителя прозвища.

Коловрат — это, возможно, вид свастики древнеславянского происхождения

Некоторые ученые полагают, что наименование «Коловрат» происходит от древнеславянского символа света, локальной формы свастики, однако научно это не подтверждено. Битва в Суздальских землях в монгольских источниках никак не упоминается — для них это сражение было рядовым конфликтом, тогда как в древнерусских летописях и авторских версиях отечественной истории преподносится не иначе как момент гибели русской государственности. Подчинив себе северные русские княжества, хан Батый в короткие сроки и с минимальными потерями завоевал центральные русские земли, — с этого момента началась другая история нашей страны.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории