«Комментарии» вспомнили о событиях, произошедших в Киеве осенью 1905 года. Когда после еврейского погрома практически все городские газеты писали о том, что он был устроен властью с целью подавления революционных настроений в обществе.
Все началось с так называемого Октябрьского манифеста императора. Он был подписан 17 октября 1905 года и декларировал значительное ослабление единоличной власти императора. В честь подписания манифеста по всей стране прошли праздничные митинги и демонстрации. Не стал исключением и Киев. С самого утра 18 октября местные газеты, опубликовавшие текст манифеста, раскупались нарасхват. Особенно «Киевская газета», в которой манифест окрестили «Конституцией». А днем 20-тысячная революционная толпа во главе с известным в городе «эсдеком» Александром Шлихтером прошла по Крещатику и собралась около здания Городской думы на Думской площади (теперь – Майдан Независимости). Шлихтер и другие левые лидеры произнесли антигосударственные речи, призывая не останавливаться на достигнутом и добиваться окончательного свержения царизма. К прямым действиям, правда, толпа приступить не смогла. Митинг неожиданно окружили и обстреляли войска, оставив на площади 12 трупов.
Выступление Шлихтера на митинге.
Вечером того же дня в Киеве стало неспокойно: отдельные группы хулиганов нападали на прохожих и безжалостно избивали их, в разных частях города начались еврейские погромы. Надо сказать, что многим был очевиден факт искусственно созданного властью конфликта – в первую очередь для того, чтобы позже объявить погромы местью «истиннорусских» людей и «патриотов» за революционную деятельность евреев. Так, по Подолу еще задолго до 18 октября поползли слухи о предстоящем еврейском погроме. А вечером 18-го числа горожане зашептались о том, что в злополучном митинге принимали участие преимущественно евреи, что они оскверняли портреты царя, насмехались над христианами и побили, или даже убили нескольких священников. И хулиганы, избивающие на улицах евреев, с самого начала кричали: «Вот тебе свобода, вот тебе конституция и революция».
Если расстрел митинга произошел приблизительно в 16-30, то уже в 19 часов погромщики собрались на Александровской площади (сегодняшняя Контрактовая площадь) и начали систематическое разрушение подольских еврейских магазинов и квартир. Одновременно начался погром в районе Троицкой площади.
«Уже через несколько часов после возникновения беспорядков еврейский погром получил характер разбоя, беспощадного и угрожающего по своим последствиям. Зачинщиками и руководителями погрома в большинстве случаев были лица из толпы громил, но случалось, что подстрекали к погрому мелкие лавочники – конкуренты евреев, дворники, некоторые домовладельцы, хозяева ремесленных заведений и… низшие полицейские чины», – вспоминал сенатор Евгений Турау, которому позже было поручено разобраться в причинах произошедшего.
Разгромленный мебельный магазин в Гостином дворе.
С утра 19 октября в разных частях города погромы продолжились. Покончив с одним магазином, толпа набрасывалась на следующий. Владельцы магазинов христиане, чтобы защитить свое добро, выставляли в окнах и дверях магазинов образа и царские портреты с национальными флагами. И такие магазины не трогали. Уже к 12 часам дня Крещатик, Прорезная, Думская площадь были усеяны разбросанными и развернутыми кусками материи, обломками мебели, посуды. На Липках были разгромлены в присутствии войск и полиции особняки известных и богатых евреев: Гинзбурга, Гальперина, Бродских. В тот же день начался разгром казенного еврейского училища имени Соломона Бродского. Несмотря на то, что директор училища накануне предупредил киевского полицмейстера Цихоцкого о готовящемся разгроме.
Киевская полиция не только не прекращала погрома, но и охраняла погромщиков, зачастую указывала квартиры, где жили евреи. Так, надзиратель Старокиевского участка, подойдя утром 19 октября к дому № 8 по улице Пушкинской, обратился к дворнику с предложением указать толпе, когда та придет, где точно живут евреи, чтобы, как он выразился, «не вышло недоразумений». Другие полицейские сами принимали участие в разгроме и грабеже еврейских квартир.
«Страшные картины представляли базарные площади через 2-3 часа после нашествия варваров. На протяжении целых кварталов, прилегающих к базарам, люди шли и ехали по рассыпанной муке, крупе, семечкам, гороху, разноцветной бумаге, разлитому маслу, керосину, краскам, разломанной мебели и магазинной обстановке, разбитой посуде… Валялись воловьи туши, вытащенные из мясных лавок, в 20 шагах от них лежал убитый патрулем человек… А мимо все несли и везли плоды чужих трудов», – писала «Киевская газета».
Полицейский и погромщик – карикатура из «Киевской газеты».
Беспорядки стихли только 20 октября. К слову, среди громил упорно держался слух, что грабить можно три дня. За этих три дня, только по официальным данным, было убито 47 человек и ранено более 300. Было разграблено свыше 2000 еврейских домов, квартир, лавочек, магазинов и мастерских. Сенатор Турау писал: «Погром в Киеве прекратился только тогда, когда все или почти все еврейские магазины и множество квартир были разгромлены и разграблены». В городе был образован Центральный Комитет по оказанию помощи пострадавшим от погромов. Ему удалось собрать из добровольных пожертвований 670 тысяч рублей, что составляло не более 10% общей стоимости разграбленного имущества. Тем не менее, революционные настроения в Киеве и правда заметно утихли.
По материалам: «Киев – Историческая энциклопедия» (3 MEDIA, 2000); «Еврейские погромы на Украине в октябре 1905 года», В.М.Хитерер
Фото в тексте: «Киев – Историческая энциклопедия» (3 MEDIA, 2000)