![](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/04/kartinini.jpg)
Ремедиос Варо была названа в честь Богородицы целебной. История её жизни напоминает сценарий к мелодраме, в которой рассказывается о её бурном опыте беженки, об утешении в движении сюрреализма и созданных ею картинах, выражающих духовные убеждения и не только. Пожалуй, она одна из немногих художниц, чьё творчество, пропитанное тайнами, магией и волшебством трогает до глубины души большинство людей, независимо от возраста и пола.
Ранние годы
![Ремедиос Варо. Ремедиос Варо.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/04/1821439578.jpg)
Отец Ремедиос, инженер-гидротехник по профессии, постоянно отправлялся в командировки, поэтому семья вынуждена была часто переезжать с одного места в другое, сменяя города и страны. Он поощрял свою дочь развивать её выдающиеся художественные таланты и знакомил её с такими авторами, как Жюль Верн, а также с работами по мистицизму и философии. Напротив, мать девочки была набожной католичкой, и её строгие религиозные убеждения, как правило, заставляли девочку чувствовать себя изолированной и постоянно во всём виноватой. Она посещала монастырскую школу, испытывая при этом отвращение к религиозной идеологии, проповедуемой её матерью. Резкие различия во мнениях между матерью и отцом оказали огромное влияние не только на всю её жизнь, а и на художественную карьеру.
![Святой Иероним в своей келье (Антонелло да Мессина), Ремедиос Варо. Святой Иероним в своей келье (Антонелло да Мессина), Ремедиос Варо.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/04/1821463438.jpg)
Когда Ремедиос исполнилось пятнадцать лет, её семья переехала в Мадрид, и девочка была принята в очень известную академию искусств Эскуэла де Беллас Артес. В 1930 году она вышла замуж за Лизаррагу, художника, с которым познакомилась в школе. Пара переехала в Барселону, где они оба начали свою карьеру в рекламной компании Thompson, благодаря этому рисунки Ремедиос демонстрировались на выставках. В 1937 у неё появились новые знакомые: художник-сюрреалист и политический активист Эстебан Франсес, а также поэт-сюрреалист Бенджамин Пер, с которыми она решила переехать в Париж, в то время как её муж остался воевать из-за внезапно разразившейся гражданской войны в Испании. Они так и не развелись, но больше никогда не были парой.
Ремедиос жила в бедности в Париже и в начале Второй мировой войны была заключена в тюрьму французским правительством из-за её романтической связи с Пером, которого они преследовали за его политические убеждения. Вскоре после освобождения ей и многим другим пришлось бежать из-за немецкого вторжения. Пара сбежала в Мексику и получила мексиканское гражданство. Именно там Ремедиос прожила остаток своей жизни, изучая эзотерику и посвящая всё своё время живописи, что обеспечило ей финансовую стабильность после замужества за Вальтером Грюном, австрийским политическим беженцем.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Какие картины покупают знаменитости, и Сколько они готовы выложить за понравившееся произведение искусства >>
Творческий путь
![Гармония, Ремедиос варо. Фото: wallpaperaccess.com. Гармония, Ремедиос варо. Фото: wallpaperaccess.com.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/04/remediosaliciarodrigavaroyuranga.jpg)
Раннее художественное влияние на творчество Ремедиос оказали Босх, Гойя и Пикассо. Многие её картины сравнивают с итальянским художником греческого происхождения Джорджо де Кирико. Помимо того, что она черпала вдохновение в искусстве, её работы часто включали религиозные образы, напоминающие о её католическом воспитании. В своей работе она обращалась к западному и незападному мистицизму и верованиям, основанным на магии, а также к научным связям между живыми существами. Колдовство и алхимия увлекали её наряду с теорией сновидений Карла Юнга. Она постоянно поглощала знания, и это видно по её картинам.
![Слева направо: Виктор Серж, Бенжамен Пере, Ремедиос Варо, Андре Бретон, 1940-41 годы. Фото: i.pinimg.com. Слева направо: Виктор Серж, Бенжамен Пере, Ремедиос Варо, Андре Бретон, 1940-41 годы. Фото: i.pinimg.com.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/04/remediosaliciarodrigavaroyuranga1.jpg)
Помимо Франсеса, Варо также подружился в Барселоне с испанскими сюрреалистами Хосепом-Луисом Форитом и Оскаром М. Домингесом. Вскоре она познакомилась с сюрреалистом Марселем Жаном. Вдохновлённая этим направлением, она стала участвовать в таких мероприятиях, как cadavres exquis. Ремедиос также присоединилась к художественному коллективу Grupo Logicofobista, который стремился интегрировать метафизику в своё творчество. Благодаря своим связям и отношениям она сблизилась с такими известными сюрреалистами, как Роберто Матта и Макс Эрнст. Её работы демонстрировались на международных выставках сюрреалистов в столице Франции и Амстердаме. За годы, проведённые в Мексике, круг её друзей-сюрреалистов расширился, в него вошли такие художники, как Вольфганг Паален и Леона Каррингтон, такая же беженка.
Стиль и техника
![Души горы, Ремедиос Варо, 1938 год. Души горы, Ремедиос Варо, 1938 год.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/04/1821451751.jpg)
Одна из ранних картин Ремедиос «Души горы» была создана в Париже во время оккупации города нацистами. Это произведение искусства является комментарием к тому, как изображались женщины, особенно женщины-художницы, в то время. Изображены две женщины, видны только их лица, так как остальная часть их тела закрыта камнями. Ветер дует из глубины, указывая на сильную силу, окружающую, казалось бы, дремлющих персонажей.
![Микрокосмос (Детерминизм), Ремедиос Варо, 1959 год. Фото: usaartnews.com. Микрокосмос (Детерминизм), Ремедиос Варо, 1959 год. Фото: usaartnews.com.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/04/remediosaliciarodrigavaroyuranga2.jpg)
Варо выразила своё разочарование патриархальным обществом с помощью своей иллюстрации. Творческое решение выбрать скалистые горы в качестве клеток, удерживающих фигуры, соответствует символизму мужественности, который требовался для того, чтобы добиться успеха в мире искусства. Название произведения отражает блестящие умы и души женщин, которые не смогли освободиться от подавляющего присутствия мужчин. Мрачная цветовая гамма и тёмные тени вызывают чувство тревоги, отчаяние с проблеском надежды, поскольку лица женщин ещё не полностью закрыты.
![Вышивание мантии земли, Ремедиос Варо. Фото: wahooart.com. Вышивание мантии земли, Ремедиос Варо. Фото: wahooart.com.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/04/1821400151.jpg)
Ремедиос использовала сюрреалистическую технику окуривания, разработанную Вольфгангом, чтобы создать иллюзию тумана и облаков. Суть метода заключается в использовании пламени свечи, что приводит к взаимодействию дыма с бумагой. Помимо мистического визуального эффекта, физическое присутствие света для эффективного его использования также имело значение для Варо. Её увлечение алхимией и основополагающим союзом противоположностей, на котором она основана, побудило её выбрать fumage. Свет свечи уравновешивал темноту изображения, создавая мощное заявление о необходимости женственности в индустрии, где доминируют мужчины.
![Ловец звёзд, Ремедиос Варо. Симпатия, Ремедиос Варо. Ловец звёзд, Ремедиос Варо. Симпатия, Ремедиос Варо.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/04/remediosaliciarodrigavaroyuranga4.jpg)
Её картины часто сосредоточены на одной женской фигуре. «Ловец звёзд» яркий пример этого определяющего элемента в работах Ремедиос. Героиня существует в тесном, тускло освещённом пространстве с иллюзией, что стены смыкаются вокруг неё. Она одета в неопределимую одежду, которая выглядит как развевающийся плащ и шлем испанского солдата с такой же текстурой, которая покрывает всё её тело. В руках она держит сеть-ловушку и светящуюся луну в клетке. Она симметрична, возможно, имитируя бабочку. Её царственная осанка и сияние, окружающее её, неземны и напоминают египетскую богиню луны и магии Исиду.
![Слева направо: Лаборатория, Ремедиос Варо, 1948 год. Бессонница, Ремедиос Варо, 1948 год. Слева направо: Лаборатория, Ремедиос Варо, 1948 год. Бессонница, Ремедиос Варо, 1948 год.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/04/remediosaliciarodrigavaroyuranga5.jpg)
Подобно «Душам горы» это произведение олицетворяет страдание, связанное с её женской идентичностью. Техника линий, которую использовала Варо, вызывает ощущение движения, даже если фигура неподвижна и её окружение неподвижно. Тёмные и светлые тона коричневого и жёлтого выражают диапазон от глубоких теней до пронзительного света. Бахрома плаща подсвечена так же, как луна, будто сила начинает наполнять её с ног до головы.
Наследие
![Создание птицы, Ремедиос Варо. Фото: blogspot.com. Создание птицы, Ремедиос Варо. Фото: blogspot.com.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/04/remediosaliciarodrigavaroyuranga6.jpg)
В «Создании птицы» сюрреалистичное существо в виде женщины-совы сидит за письменным столом и оживляет птиц с помощью скрипичной струны, свисающей с её шеи. В другой руке она держит призму или увеличительное стекло, используя энергию звёзд, чтобы пробудить собственные творения. Странного вида машина с двумя сферическими формами и трубкой откачивает краски, которые использует птица-женщина, сидящая за столом. У неё довольное и сосредоточенное выражение лица, когда она изображает роль бога и творца в кабинете, похожем на монашескую келью.
![Портниха, Ремедиос Варо. Фото: louisiana.dk. Портниха, Ремедиос Варо. Фото: louisiana.dk.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/04/remediosaliciarodrigavaroyuranga7.jpg)
Картина иллюстрирует уникальную историю сотворения мира, имея свою собственную мифологию, задуманную Варо, при этом вызывая сходство с такими культовыми произведениями искусства, как «Сотворение Адама». Это также портрет силы, которой обладают художники, создавая собственные миры. Она проводит сравнение между богом, вдыхающим жизнь в людей, и художником, вкладывающим творческую энергию и частичку души в произведения искусства.
![Волшебный полёт, Ремедиос Варо. Фото: miro.medium.com. Волшебный полёт, Ремедиос Варо. Фото: miro.medium.com.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/04/remediosaliciarodrigavaroyuranga8.jpg)
Решение использовать элементы струнного инструмента, созданного для создания музыки и увеличительное стекло, способное улавливать свет, было вполне преднамеренным. Соединив изображение со звуком и светом, женщина-сова обрела равновесие и гармонию. В отличие от многих других её картин, которые глубоко погружают в тяготы женского бытия, эта картина исследует личность Ремедиос в целом. Её роли художника, мыслителя и индивидуума склеены воедино в изолированном пространстве, демонстрирующем продуктивного члена общества.
![Флейтист, Ремедиос Варо. Фото: surrealism.website. Флейтист, Ремедиос Варо. Фото: surrealism.website.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/04/remediosaliciarodrigavaroyuranga9.jpg)
Несмотря на то, что женщин не принимали в сюрреалистическое движение, когда оно было создано, Ремедиос по сей день считается одной из самых талантливых женщин-художниц-сюрреалистов. За свою карьеру она создала около четырёхсот произведений искусства. Её использование религиозных образов, духовности, мистицизма и феминизма всё это определило её как художницу, которая бесстрашно выражала себя. Она помогла проложить путь многим женщинам-сюрреалистам, которые последовали за ней.
В продолжение темы о художниках, читайте также о том, как серия работ «Оушен-парк» принесла славу Ричарду Дибенкорну.