10 мая 1924 года Джон Эдгар Гувер занял пост директора Федерального бюро расследований (ФБР) и руководил организацией почти полвека — до 1972-го. В связи с этим Diletant.ru вспоминает историю американского органа внутренней разведки, а также связанные с ним скандалы.
ФБР является органом внутренней разведки и одновременно федеральной правоохранительной структурой Соединенных Штатов. Он же отвечает за контрразведку и антитеррористическую деятельность США.
Бюро появилось как организация специальных агентов 26 июля 1908 года по инициативе генерального прокурора Чарльза Джозефа Бонапарта во время президентства Теодора Рузвельта. Поначалу организация называлась Бюро расследований (BOI).
В 1924 году его возглавил Гувер. На тот момент в бюро работало порядка 650 сотрудников, включая 440 агентов. В первые годы Гувер существенно сократил численность и расходы агентства. Он превратил бюро расследований в мощную современную организацию. Были повышены требования к принимаемым на работу сотрудникам, создана специальная школа для новичков. Особое внимание он уделял использованию техники, оборудованию криминалистических лабораторий, созданию архива отпечатков пальцев.
Джон Гувер
В 1930-х бюро боролось с расцветом организованной преступности и эпидемией банковских ограблений на среднем Западе. В то время небольшие вооруженные банды пользовались техническим преимуществом над стражами порядка: на своих автомобилях они скрывались с места преступления и пересекали границы штатов, чтобы уйти от полиции.
В течение так называемой «криминальной войны» 1930-х агенты ФБР арестовывали или убивали преступников, известных грабежами, похищениями людей и убийствами по всей стране, среди них: Джон Диллинджер, Малыш Нельсон, Элвин Карпис и Джордж «Автомат» Келли, Красавчик Флойд, Банда Баркеров-Карписа.
Существенную помощь агентам оказывала открытая в 1932 году по инициативе Гувера Научная детективная лаборатория криминалистики, известная как Лаборатория ФБР.
Лаборатория ФБР
В 1936 году бюро расследований было переименовано в Федеральное бюро расследований.
Когда президентом США был избран Франклин Рузвельт, он дал указания Гуверу расследовать «подрывную деятельность в США, в особенности фашизм и коммунизм».
Спецагенты ФБР, 1936
Начиная с 1940-го и до 1970-х бюро занималось расследованием случаев шпионажа против США и союзников. Во время Второй мировой войны ФБР выросло до 13 тысяч сотрудников, из которых 5 тысяч были агентами.
Спустя неделю после начала Корейской войны Эдгар Гувер планировал арестовать до 12 тысяч американских граждан, нелояльных государственному режиму.
В рамках программы COINTELPRO ФБР занималось незаконными провокациями в отношении общественных движений США
В 1971 году была предана огласке секретная программа ФБР — COINTELPRO, действовавшая с 1956 года. В её рамках сотрудники ведомства занимались незаконными провокациями в отношении ряда общественных движений США.
После смерти Гувера, который почти полвека руководил бюро, были приняты поправки в закон, ограничивающие пребывание будущих директоров максимальным сроком в 10 лет.
ФБР, 1967
ФБР неоднократно подвергалось критике за свои действия.
В 1993 году в результате неудачной спецоперации ФБР против секты «Церковь Ветви Давидовой», последовавшей после 51-дневной осады, в городе Уэйко, Техас, погибло 79 человек.
После Гувера, который 48 лет руководил ФБР, срок пребывания директоров ограничен сроком в 10 лет
В 2001 году агент ФБР Роберт Ханссен был уличён в шпионаже на СССР, а затем Россию, за что был приговорён к пожизненному заключению. Это вызвало большой скандал и заставило задаться вопросом над системой безопасности, практикуемой в ФБР.
Заключительное сообщение Комиссии 9/11, расследовавшей события 11 сентября 2001 года, гласило, что ФБР и ЦРУ недобросовестно исполняли свои обязанности и не обратили внимания на сведения, которые могли помочь предотвратить террористическую атаку. Помимо прочего были перечислены многочисленные рекомендации для изменений внутри ФБР.
Проведенное в ФБР в 2007-м внутреннее расследование выявило более тысячи случаев нарушения сотрудниками бюро правил при сборе данных о домашних телефонных переговорах, переписке по e-mail и финансовых операциях.
ФБР обвиняют в привлечении анонимных присяжных заседателей
Проверка охватила всего лишь 10% дел, расследуемых ФБР с 2002 года. Но и этот небольшой объём показал, что многие сотрудники не следуют предписанным законом процедурам, касающихся национальной безопасности (National Security Letter — NSL). Запросы эти строго секретны, обязательны для выполнения и не требуют одобрения суда. Практика их использования была введена после терактов 11 сентября 2001 года. Как выяснилось, многие сотрудники ФБР прибегают к ним по любому, даже незначительному поводу. Только в 2005 году было подано более 19 тысяч таких запросов.
В 700 случаях письма были направлены в телефонные компании и другие фирмы, предоставляющие услуги связи. В 14 случаях ФБР с помощью NSL получило полный отчет о деятельности ряда финансовых институтов, что разрешено Законом о патриотизме только в случаях опасности возникновения террористической угрозы. Ещё в десяти случаях сотрудники ФБР использовали NSL для получения персональных данных, которые не попадают под действие этих запросов, в частности ФБР требовало предоставить ему информацию о содержании писем е-mail, в то время как с помощью NSL разрешается получить данные только о получателях и отправителях.
ФБР регулярно критикуют другие американские органы власти из-за нежелания сотрудничать и властности
Human Rights Watch совместно с Институтом прав человека Колумбийского университета в июле 2014 года опубликовали доклад с результатом изучения 27 недавних судебных процессов, на которых мусульмане обвинялись в намерении устроить различные террористические акты. Как выяснилось, в отношении примерно половины из этих людей ФБР проводило подставные операции. Кроме того, по данным The Guardian, бюро не брезговало такими методами, как привлечение анонимных присяжных заседателей и долгие сроки предварительного заключения подозреваемых.
ФБР также регулярно критикуют другие американские органы власти из-за нежелания сотрудничать, властности в принятии решений в спорных случаях разграничения полномочий и за попытки повлиять на освещение своей деятельности в СМИ.














