
Наверное, наших современников трудно удивить или возмутить каким-либо танцевальным стилем, ну разве что тверком в исполнении школьниц. А во времена СССР куда более целомудренные танцы считались аморальными и развратными. Фокстрот, танго, чарльстон, буги-вуги, твист, рок-н-ролл какие из этих танцев называли новым видом порнографии и даже сексуальным извращением?

Танго, зародившееся в Аргентине, во многих европейских странах воспринималось поначалу как слишком откровенный танец. В России на него наложили табу еще в 1914 г., когда был издан указ за подписью министра народного просвещения, запрещающий этот вид танцев в учебных заведениях. После прихода к власти большевиков отношение к танго не изменилось: танцевать его не рекомендовалось, хотя официального запрета не было.

В 1922 г. состоялась Вторая Всероссийская конференция комсомола, на которой танцы назвали одним из каналов проникновения в молодежную среду мелкобуржуазного влияния. В. Замоскворецкий в 1924 г. писал: мы не отрицаем огульно всех танцев, а лишь указываем на вредность современных буржуазных, отражающих сексуальные моменты во всех формах (типа танго). Мы принимаем танцы, где есть налицо элемент творчества, как, например: кавказская лезгинка, русская присядка и украинский гопак. С. Киров возмущался: У человека комсомольский билет, а он мечтает о выкрутасах.

После Первой мировой войны невероятную популярность в Европе завоевал фокстрот. Первоначально его благосклонно приняли и в СССР. Но в конце нэпа была развернута целая пропагандистская кампания против этого танца. В журнале Жизнь искусства была опубликована статья под названием Новый вид порнографии. Танец фокстрот, где танец называли болезнью века и даже сексуальной патологией! Автор статьи редактор журнала требовал от Репертуарной комиссии принять меры к прекращению этой замаскированной порнографии.


Комсомольские активисты выступали с возмущенными публикациями в газетах: На фокстротные платья, туфли, сумочки, на оборудование полусветов и полумраков уходят тысячи ежедневно. Фокстрот называли простейшей имитацией самого интимного акта. В итоге в 1924 г. был издан циркуляр Главреперткома, который запретил исполнение американских танцев на эстраде и в советских учреждениях.


Наряду с фокстротом, запретили чарльстон, шимми, ту-степ: Танцы эти направлены несомненно на самые низменные инстинкты. они по существу представляют из себя салонную имитацию полового акта и всякого рода физиологических извращений. Луначарский писал: Я видел танец чарльстон и считаю его в высшей степени отвратительным и вредным. Но запрет долго не продлился, и уже в начале 1930-х эти танцы снова стали легитимными.


Во второй половине 1950-х появился еще один враг, оказывающий разлагающее влияние на молодежь, буги-вуги. А в 1960-х новым модным веянием стал рок-н-ролл, вместе с которым в СССР появились стиляги. Конечно, против них была развернута мощная идеологическая кампания как против части буржуазной культуры.

Но несмотря на все запреты, рок-н-ролл, буги-вуги и твист покоряли все танцплощадки и подпольные вечеринки. В 1964 г., после того как от власти отстранили Хрущева, твист завоевал весь Советский Союз. В Кавказской пленнице твист окончательно реабилитирован: герой Моргунова учит танцевать твист (сначала гасим окурок левой ногой, потом правой, потом обеими вместе), а Наталья Варлей лихо отплясывает твист на камне под песню Где-то на белом свете.


