Французский гуманизм и Возрождение.

Французский гуманизм и Возрождение.

Под термином «гуманизм» большинство современных исследователей понимают прогрессивное движение эпохи Возрождения, основной идеей которого была идея антропоцентризма – т.е. человек, его мысли, желания, возможности. Надо подчеркнуть, что сам термин «гуманизм» возник в XVII в. Основным девизом гуманизма можно считать фразу Демосфена – «Человек – мера всех вещей». Деятели гуманизма своей целью ставили проповедование человечности в отношениях между людьми, любовь к людям и уважение к ним. Появления гуманизма можно объяснить как прямое следствие Ренессанса – в противоположность основной идеи средневековья о том, что человек – ничто и полностью подчинен воле Бога, ставились идеи античных мыслителей о высокой значимости личности, индивидуальности и неповторимости каждого человека.
К концу XV в. во Франции устанавливается устойчивые ренессансные тенденции в литературе, живописи, скульптуре и т.д. Большинство французских исследователей относит завершение Ренессанса во Франции к 70-80 гг. XVI в., рассматривая конец XVI в. как переход от Ренессанса через маньеризм к барокко и позднее – классицизму.

Для раннего французского Возрождения характерна разработка античного наследия, углубляющаяся по мере культурных контактов с Италией.

С конца XV в. во Францию приезжают итальянские писатели, художники, историографы, филологи: поэт Фаусто Андренини, ученый грек Иоанн Ласкарис, филолог Юлий Цезарь Слапигер, художники Бенвенутто Челлини, Леонардо да Винчи. Благодаря изяществу стиля труд Павла Эминя «10 книг о деяниях франков» служил примером для подрастающих поколений французских гуманистов.
Юноши из знатных и богатых родов стремились в Италию, чтобы воспринять богатство итальянской культуры. Это отразилось на характере французского Возрождения, особенно на его начальной стадии, придав ему заметный аристократическо-дворянский отпечаток, что сказывалось в усвоении знатными семьями, прежде всего внешних элементов культуры итальянского Ренессанса и широком меценатстве французского королевского двора. Покровительство нарождающейся французской интеллигенции оказывали Анна Бретонская, Франциск I; традиции литературного кружка Анны Бретонской продолжила впоследствии Маргарита Наваррская, привлекшая к себе Рабле, Лефевра д’Эталя, молодого Кальвина, Клеммана, Маро, Бонававентюра и т.д.

И все-таки, нет основания сводить специфику французского Возрождения лишь к аристократизму, равно как и выводить его генезис лишь из итальянских влияний. Культура французского Возрождения вырастала, в первую очередь, лишь на своей почве. Основой его зарождения явилось завершение политического объединения страны, складывание внутреннего рынка и постепенного превращения Парижа в экономический, политический и культурный центр, к которому тяготели самые отдаленные регионы. Мощным стимулом для развития французской культуры так же послужило окончание Столетней войны, вызвавшее рост национального самосознания.

Развитие гуманистической культуры было бы невозможно без повышения общего уровня образования. О грамотности населения, особенного городского, свидетельствует огромное число рукописных книг. Заметное место среди них (кроме Библии и сборников средневековых фаблио) занимают рукописи, близкие по типу итальянской гуманистической новеллистке («Великий образец новых новелл» Никола де Труа, «100 новых новелл», совместивший влияние «Декамерона» Боккаччо с традициями народной культуры Средневековья), которые открывают новое направление в народной литературе французского Ренессанса. Развитию культуры во Франции способствовало и распространение книгопечатания.
Бюст Демосфена.

Французский гуманизм и Возрождение.
Леонардо да Винчи.

Французский гуманизм и Возрождение.
Бенвенуто Челлини.
Французский гуманизм и Возрождение.
Никез де Кейзер. Французский король Франциск I и его сестра Маргарита Наваррская.
Французский гуманизм и Возрождение.
Маргарита Наваррская.
Французский гуманизм и Возрождение.
Жан Кальвин.
Французский гуманизм и Возрождение.
Франсуа Рабле.
Французский гуманизм и Возрождение.
Клеман Маро.
Французский гуманизм и Возрождение.
Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий