Знаменитая и, пожалуй, уже безвозвратно потерянная библиотека Ярослава Мудрого в XI веке насчитывала до тысячи книг; примерно столько же книг находилось в собранной на несколько веков позже, также пропавшей библиотеке Иоанна Грозного.
Король Карл Справедливый, основавший Национальную библиотеку в Париже, поместил в ней 900 томов. А теперь – немного о библиотеках арабского мира…
Более тысячи лет назад аббасидский халиф аль-Мамун основал Дом Мудрости в Багдаде, снабдив его астрономической обсерваторией и публичной библиотекой. На всё это повелитель правоверных выделил из казны 200 тысяч динаров, что равняется примерно семи миллионам долларов США.
Посланные им в разные страны учёные и переводчики должны были собрать коллекцию книг на разных языках, от хинди до греческого.
Предполагалось создать разделы: литература богословская, научная, медицинская, философская, математическая, а также художественная. Посланные съездили удачно: караван с книгами, пришедший в Багдад, состоял более чем из ста верблюдов!
…но, как признавались все классики Европы, только после знакомства с мудрой литературой Востока
их литературный талант во истину ошлифовался в бесценный бриллиант Гуманизма
Доктор Гюстав ле Бон пишет: «В те дни, когда книги и библиотеки ничего не значили для европейцев, во многих исламских странах библиотек и книг было в изобилии».
В Испании, находившейся под арабским владычеством, ежегодно издавалось от 70 до 80 тысяч книг. В одной лишь Андалусии было 70 публичных библиотек; 80 больших собраний книг хранилось в мечетях Стамбула.
Библиотека аль-Хакима содержала 600 тысяч книг, один каталог составлял 44 тома. Султанская библиотека в Каире располагала миллионом томов, библиотека сирийского города Триполи – тремя миллионами; помянутый Дом Мудрости содержал четыре миллиона книг и свитков.
Ни об одном европейском университете вплоть до новых времён не приходится говорить серьёзно; университетские библиотеки были скудны. Зато в арабской Александрии работало до 20 университетов; высшие учебные заведения с обсерваториями, лабораториями и, конечно же, богатыми книгохранилищами процветали в Дамаске, Мосуле, городах Ирана и Индии.
Университет Мустансарийя представлял собой целый городок из нескольких факультетов. Одних юридических колледжей в нём было четыре: в каждом обучалось 75 студентов, причём не только бесплатно, но и получая стипендию (!) в один золотой динар.
Бесплатными были бани, лазареты… и ежедневные обеды из кухонь колледжей. Разумеется, университет имел роскошную библиотеку с залами для письма, где каждому желающему выдавали перья, чернила и бумагу. Воистину, исламский мир нуждался в интеллектуалах и не жалел средств для их воспитания.
Именно арабские книжники вернули миру, в том числе и западному, сокровища древнегреческой и римской литературы; арабы прочли поэмы «Омира», т.е. Гомера, и сочинения Аристотеля намного раньше, чем французы или англичане.
В халифатах простые, небогатые люди экономили на еде и одежде, чтобы купить несколько новых книг. Один ремесленник собрал такую домашнюю библиотеку, что к нему толпами ходили соседи. Даже освобождённые рабы и их дети подчас становились образованными людьми.
Интересное описание средневековой арабской Кордовы оставил Джавахарлал Неру, первый премьер-министр свободной Индии, при этом великолепный учёный-историк.
В городе было свыше миллиона жителей, прекрасный общественный парк протяжённостью около 20 километров; 600 дворцов, особняков и больших домов, 200 тысяч красивых домов поменьше, 70 тысяч магазинов и небольших лавок, 300 мечетей, 700 бань с бассейнами для горячей и холодной воды; бессчётное число библиотек, из которых наиболее обширной и важной была библиотека эмира, насчитывавшая 400 тысяч томов.
Вот вам и «окраина цивилизации»…