Терракотовые статуэтки – зороастрийские божки. Судя по находкам, в Маргиане был матриархат | |
Гонур. Храмовое помещение, где готовился священный напиток хаома. Реконструкция | |
В 1972 году в Центральных Каракумах экспедиция российских археологов под руководством В.И. Сарианиди обнаружила погребённые под песками огромные города и скромные поселения. Это уникальные раскопки никому ещё не известной древней цивилизации
Неохотно выдаёт пустыня свои тысячелетние тайны. Безводные пески, изнуряющая жара – вот окружающая нас реальность, но реальность теперь и то, что мы работаем в столице древней Маргианы. Так называли страну греческие историки. Из персидских клинописных источников мы знаем её как страну Маргуш. А современные лингвисты с документальной точностью установили, что страна эта под именем Моуру упоминается в древней священной книге зороастрийцев – «Авесте».
До середины ХХ века все наши сведения о родине древнего пророка Заратуштры (Зороастра) носили отрывочный, полулегендарный характер. Не было полной уверенности и в том, существовал ли в реальности сам пророк.
И вот здесь, в Маргиане, был собран настолько убедительный археологический материал, что мы теперь по-новому сможем взглянуть на проблему возникновения первой мировой религии.
Во II тысячелетии до н.э. в этих песках бурлила жизнь. Дельта реки Мургаб была насыщена ирригационными системами, по которым вода подавалась на пастбища и заливные луга. Находки, которые мы обнаружили, говорят о высокой культуре местных ювелиров, гончаров, кузнецов. Руины древних дворцов и храмов позволяют судить об их былом великолепии.
А самое главное – мы нашли прямые доказательства существования в Маргиане зороастризма. При раскопках храмового комплекса Тоголок был извлечён из земли культовый сосуд, в котором, как показала экспертиза, находились остатки священного напитка хаомы – о нём упоминается в «Авесте», книге Святых Писаний, составленной из откровений Заратуштры.
Нашли мы и антропоморфные терракотовые статуэтки – «божки» зороастрийцев. И это ещё не всё. Ведя раскопки Гонурского некрополя, мы убедились, насколько велика была роль огня в духовной жизни маргианцев.
И наконец, были найдены уникальные ритуальные сосуды со скульптурными фигурками по венчику, предназначенные для священного напитка.
Даже только того, что перечислено, достаточно, чтобы сделать важное заключение: из всех известных археологических комплексов открытая нами Маргиана более всего походит на центр зороастрийской религии.
Так кто же такой Заратуштра?
В III тысячелетии до н.э. к востоку от Волги, в южнорусских степях, жил народ, который историки назвали протоиндоиранцами. Вёл он, по всей вероятности, полукочевой образ жизни и состоял из жрецов и воинов-пастухов.
Многие учёные считают, что именно к III тысячелетию до н.э. разделился этот народ на два: индоариев и иранцев, отличавшихся по языку, но по-прежнему занимавшихся скотоводством и торговлей с оседлыми соседями.
В середине II тысячелетия до н.э. пастухам нередко приходилось становиться воинами. Именно в то неспокойное время, по некоторым данным, в период с 1500 по 1200 г. до н.э., жил пророк Заратуштра.
К приведённым сведениям у меня есть существенная поправка. «Вероятнее всего, родина пророка находилась на территории современных Ирана, Средней Азии и Афганистана», – считает известный российский востоковед И.М. Дьяконов. К такому же выводу пришёл и выдающийся итальянский учёный Дж. Ньоли. «Я думаю, что предложенная мною реконструкция «авестийской географии» находит теперь подтверждение в находках из Маргианы», – пишет он.
В те времена древние иранские племена почитали богов, воплощавших высшие моральные свойства: бога Митру – олицетворение договора, Анахиту – богиню воды и плодородия, Варуну – бога войны и побед. Уже тогда сложились религиозные обряды, связанные с культом огня и приготовлением священного напитка хаомы для религиозных церемоний.
Заратуштра родился в потомственной жреческой семье. Назвали его именем довольно распространённым. Первая часть «зар» – золотой, жёлтый, вторая – «уштра» – переводится как «верблюд». Таким образом, это могло быть обычное «крестьянское» имя, означающее «обладающий золотистыми верблюдами».
Древнегреческие историки переиначили вторую часть древнеиранского имени в греческое «астр» – звезда. Итак, Заратуштра и Зороастр – имя одного и того же человека, но в первом случае на древнеперсидском, а во втором – на древнегреческом языке.
В то время очень часто дети перенимали ремесло своих родителей. Зороастр с самого детства стал изучать культовые песнопения и обрядовые церемонии, готовя себя к жреческой профессии. В «Авесте» он называет себя «заотар», то есть профессиональный жрец. В некоторых частях священной книги даже говорится, что он был женат и имел двух дочерей. И почти везде Зороастр выступает как проповедник новой веры – очень живая и реальная личность. В противоположность многим своим собратьям по жреческому ремеслу, юный Заратуштра не только запоминал устные литургические тексты, но и глубоко задумывался над их содержанием. В тридцатилетнем возрасте его «осенила» истинная вера. Согласно преданию, однажды на рассвете он отправился к реке за водой для приготовления хаомы. И вдруг перед ним возникло видение – сияющее существо Воху-Мана (Благой Помысел). Воху-Мана привёл Заратуштру к богу – Ахура-Мазде. Он начинает выступать с проповедями перед земляками и жителями соседних деревень, объясняя им, что высшим божеством является Ахура-Мазда, «Владыка Мудрости», «Мудрый Господь», творец всего сущего, но так и не получает признания. В конце концов он вынужден оставить родину и искать убежища на чужбине. В «Авесте» сохранились достоверные свидетельства этого события, вложенные в уста гонимого пророка. В них слышится живая человеческая скорбь:
В какой земле мне укрыться,
Куда мне пойти укрыться?
Гонят меня от родных,
соплеменников,
Не принимает меня ни община,
Ни лживые правители страны.
Как мне добиться,
чтобы ты принял меня,
О Ахура-Мазда!
Долго скитаясь, он наконец попадает в древнюю страну, правителем которой был некий Виштаспа.
У археологов существует много различных гипотез о местоположении этой страны, но загадка остаётся неразгаданной и по сей день. Судя по «Авесте», именно здесь новоявленный пророк сумел добиться своей главной цели – Виштаспа оказывает ему сначала покровительство, а затем и сам становится ревностным его последователем. С этого момента резко меняется судьба самого Зороастра и его учения. Вскоре практически всё население становится зороастрийским, а затем новая религия распространяется в соседние области. Сохранилось предание, что по приказанию Виштаспы текст «Авесты» ещё при жизни Зороастра был написан золотыми буквами на тридцати тысячах бычьих кож.
По сути, Зороастр не создал новую, а именно реформировал старую религию, вместо множества старых божеств ввёл единое высшее божество Ахура-Мазду, объявив себя его пророком.
У зороастрийцев существовало уважительное, если не культовое, отношение к земле, огню и воде, чистоту которых следовало оберегать, как собственное тело. Погребальные церемонии запрещали осквернение земли трупами и предписывали особые обряды, когда умершего сначала выставляли на высокое место, чтобы птицы и звери очистили кости от мяса. После очищения кости складывали чаще всего в керамические урны – оссуарии. Зороастризм требовал от своих последователей порядка, призывал к состраданию, заботе о семье, родителях, к труду, выполнению взятых на себя обязательств. Ярким свидетельством тому служит знаменитая триада Заратуштры: добрая мысль, доброе слово, доброе дело.
Поклонение верховному божеству Ахура-Мазде выражалось в первую очередь в поклонении огню. Ни одна церемония или обряд не обходились без огня. Это был небесный огонь, огонь молнии, огонь, дающий тепло и жизнь человеческому телу, и высший священный огонь, зажигающийся в зороастрийских храмах.
Зороастрийцы создали интересную концепцию мироздания, по которой мир существует на протяжении двенадцати тысяч лет. Вся история его делится условно на четыре периода – в каждом по три тысячи лет. Первый – предсуществование вещей и идей. Это состояние мира называется «менок» – невидимый, духовный. Существовали в этот период прообразы всего, что будет позднее создано на Земле.
Второй – сотворение тварного мира, реального, зримого. Ахура-Мазда создаёт небо, звёзды, Луну, Солнце, первочеловека и первобыка.
И в это же время начинает действовать Ахриман. Он создаёт планеты и кометы, не подчиняющиеся равномерному движению небесных сфер, загрязняет воду, насылает смерть на первого человека и первобыка. Но от человека рождаются мужчина и женщина, от которых пошёл род человеческий, а от быка происходят все животные. От столкновения двух противоборствующих начал весь мир приходит в движение: воды обретают текучесть, возникают горы…
Третий период – время до появления пророка Зороастра, когда действует царь золотого века Йима Сияющий. В его царстве нет ни холода, ни жары, ни зависти, ни старости, он спасает людей и скот от потока в специальном убежище. В числе праведных этого времени упоминается правитель некой области Виштаспа, покровитель Зороастра.
В четвёртый период (после Зороастра) в каждом тысячелетии должны являться три Спасителя, предстающие сыновьями пророка. Последний из них решает судьбу мира и человечества. Он воскресит мёртвых, победит зло, уничтожив Ахримана, мир очистится «потоком расплавленного металла», а всё, что уцелеет, обретёт вечную жизнь.
В ХVIII веке в Иране усиливаются гонения на зороастрийцев со стороны мусульман. В официальных иранских документах их называли «гебры», что означает «неверный», подчёркивая приниженное положение на их исконной родине. Судьба разбросала зороастрийцев по всему свету. Сейчас в мире проживает всего около 130 тысяч зороастрийцев.
Учёных, которые занимаются изучением этой религии, не более десятка. В их числе ведущий специалист в этой области – профессор Виктор Иванович Сарианиди, археолог, известный не только в России, но и далеко за её пределами. Как он сам говорит: «Мы стоим лишь у самого начала этого трудного, но в высшей степени увлекательного пути в области зороастрийской культуры, и можно не сомневаться, что будущие открытия молодых археологов внесут коррективы и уточнят наши нынешние предположения».