Генри Форд и первый автомобиль для миллионов

 

“Достижения бизнеса 20-го века. Первая десятка”. Новый цикл в рамках программы “ДЕЛО и ДЕНЬГИ” мы решили посвятить людям, которые смогли обратить открытия других в товары, доступные миллионам покупателей по всему миру. Людям, чья деятельность не только определила развитие мировой индустрии, но и формировала новое качество жизни. До конца этого года – цикл из 10-ти программ, в последнюю пятницу каждого из 10-ти оставшихся месяцев. О важнейшем, на наш взгляд, достижении мирового бизнеса в каждом из десятилетий 20-го века.

Сегодня – первая программа этого цикла. Генри Форд и история первого массового автомобиля:

Ян Рунов:

Генри Форд родился 30 июля 1863 года в Дирборне, штат Мичиган. В это время в США шла гражданская война между Севером и Югом. В России отменено крепостное право и создается институт земского самоуправления.

В 16 лет Генри Форд получил место ученика машиниста в Детройте. В эти же годы он подрабатывал ремонтом часов (потом это превратилось в его хобби на всю жизнь) и самостоятельно изучал механику и инженерное дело, а так же овладел всеми видами кузовных работ. Закончив период ученичества, Форд занимался установкой и ремонтом паровых двигателей на паровозах. Заинтересовавшись двигателями внутреннего сгорания и возможностями самоходных средств транспорта, Генри Форд в 1893 году (ему тогда было 30 лет) сконструировал свой первый одноцилиндровый двигатель, работавший на бензине. В 1896-ом – построил свой первый автомобиль – легкую повозку с двухцилиндровым двигателем. А через три года Форд уволился с должности главного инженера Электрической компании Томаса Эдисона, создателя электрической лампочки, чтобы полностью посвятить себя созданию собственной автомобильной компании в Детройте.

Но через два года компания обанкротилась, и тогда Форд решил завоевать репутацию для своих автомобилей участием в автогонках. Ради этого он ушел из созданной им детройтской автомобильной компании. И ему действительно удалось стать очень популярным автогонщиком. И только в июне 1903 года с помощью группы финансистов Генри Форд создает, наконец, “Форд Мотор Компани”.

А в это время в мире:

Владимир Тольц:

В Сербии восставшие офицеры убивают короля Александра и королеву Драгу. Королем становится принц Карагеоргиевич.

В Бессарабии проходят еврейские погромы. Делегаты шестого сионистского конгресса, проходящего в Базеле, спорят, создавать ли еврейское государство в Уганде. Владимир Ленин готовит раскол РСДРП. Умер композитор Римский-Корсаков. Король Великобритании Эдуард VII прибывает в Россию и ведет переговоры с императором Николаем II о создании антигерманского англо-франко-российского военного союза. Московский Художественный Театр репетирует новую пьесу Антона Чехова “Вишневый сад”.

Сергей Сенинский:

При создании автомобильной корпорации “Форд Мотор Компани” сам Генри Форд получил 25 с половиной процентов акций. Уставный капитал составил 150 тысяч долларов, из которых наличными удалось получить только 28 тысяч. Тем не менее, спустя всего месяц был выпущен первый автомобиль компании.

Ян Рунов:

В 1905 году финансовые партнеры Форда не согласились с его намерением выпускать дешевые автомобили, потому что тогда спросом пользовались именно дорогие модели. Разногласия закончились тем, что держатель основного пакета акций Александр Малколмсон продал свою долю Форду, после чего Генри Форд стал обладателем контрольного пакета и президентом компании. Освободившись от давления со стороны, Форд приступил к созданию главного автомобиля своей жизни – “Модели Т”, которая впервые появилась в 1908 году. Это был большой черный автомобиль с двигателем мощностью в 20 лошадиных сил. В первый же год корпорация “Форд” смогла продать 10 тысяч автомобилей модели “Т”.

Сергей Сенинский:

Из интервью с редактором американского журнала “Карз энд Партс” Бобом Стивенсом:

Боб Стивенс:

Когда появилась “Модель Т”, большинство автомобилей в США стоили от 1100-та до 1700-сот долларов. А цена автомобилей люкс доходила до 2500-сот долларов. И тут появляется вполне приличный фордовский автомобиль модели “Т” по цене всего 825-850 долларов, то есть чуть ли не вполовину дешевле среднего автомобиля и почти на треть ниже стоимости самого дешевого в 1908-1910 годах. А для тех лет 400 долларов разницы – огромные деньги. В среднем работающий в США получал тогда 100 долларов в месяц. И стоимость автомобилей превышала среднюю годовую зарплату.

А “Модель Т”, благодаря конвейерной сборке и налаженному выпуску запчастей, появилась в продаже по цене, доступной заводскому рабочему. Прежде автомобиль считался игрушкой только для богатых. Даже средний класс не мог себе его позволить. Но благодаря Форду человек, работающий на заводе или фабрике по 40 часов в неделю, впервые получил возможность купить новый автомобиль.

Сергей Сенинский:

Покупать приходилось только за наличные? Кредитов тогда не было?

Боб Стивенс:

Да, надо было покупать за наличные. Люди копили деньги или одалживали у родственников и друзей. Кредиты на покупку автомобилей банки впервые начали предоставлять позже, примерно с 1917-го или 1920-го года.

Сергей Сенинский:

К 1914 году число проданных автомобилей модели “Т” достигло четверти миллиона. Это около 50% всего автомобильного рынка США тех лет. К 1927 году, когда “Модель Т” была снята с производства, число проданных автомобилей этой серии достигло 15-ти миллионов. За всю историю мировой автомобильной промышленности больше было продано только знаменитых “Жуков” немецкой корпорации “Фольксваген”.

Ян Рунов:

Ориентация на выпуск всего одной модели позволила тогда Генри Форду стандартизировать комплектующие и наладить поточный выпуск автомобилей, постоянно снижая таким образом их себестоимость. Широкая реклама по всей стране, превзошедшая по масштабам любую рекламную компанию, проводившуюся до Форда, помогала годами удерживать “Модель Т” в центре внимания потребителя. А продажу по всем США осуществляла впервые созданная дилерская сеть. В 1913-14 годах у Форда насчитывалось 7 тысяч таких дилеров, не только продававших, но и ремонтировавших “Модель Т”.

Репутация Форда еще более возросла, когда в 1914 году его компания объявила о введении минимальной ежедневной оплаты труда в 5 долларов. Это касалось рабочих невысокой квалификации, но отвечавших минимальным необходимым требованиям. Такой шаг был для того времени очень смелым, даже революционным, и сделал работу на предприятиях Форда самой желанной для миллионов американцев. Вот что написали газеты 5 января 1914 года:

Татьяна Колганова:

Генри Форд ошеломил мир бизнеса заявлением, что он гарантирует рабочим своих заводов минимум 5 долларов в день и готов поделиться с ними частью прошлогоднего дохода компании в 10 миллионов долларов. Автомобильный магнат сообщил также, что заводы корпорации начинают работать круглосуточно в 3 смены по 8 часов каждая, вместо работы в 2 смены по 9 часов. Это нововведение позволит обеспечить работой еще несколько тысяч человек.

Сергей Сенинский:

Из интервью с куратором музея Генри Форда в Дирборне, штат Мичиган, Бобом Кейси:

Боб Кейси:

Один из секретов успеха Генри Форда в том, что он поначалу сумел окружить себя очень талантливыми людьми. У него были грандиозные идеи. Он знал, чего хочет достичь, и позволял своим помощникам искать наилучшие пути воплощения его планов. Его целью было создание недорогого автомобиля, доступного как можно большему числу покупателей.

Кстати, он не рассматривал сборочный конвейер как неотъемлемую часть производственного процесса. Он просто искал оптимальное решение для выпуска массового автомобиля. А эту задачу как раз решал сборочный конвейер.

Сам по себе конвейер в те годы уже не был новинкой. Пример, конечно, из другой области, но, скажем, – на скотобойне тушу коровы или свиньи рабочие разделывали на конвейере. Тот же, по сути, принцип, только не разборки, а сборки, применил Форд в автомобилестроении. Подобные идеи в конце 19-го – начале 20-го веков витали в воздухе, но Форд и его помощники первыми реализовали их применительно к такой сложной продукции как автомобиль….

Что стало абсолютным нововведением Генри Форда, так это заработная плата минимум в 5 долларов в день. Повысив существовавшие тогда тарифы сразу вдвое, Генри Форд быстро решил проблемы нехватки рабочих кадров для своих конвейеров.

Кстати, эти 5 долларов в день не были гарантированы абсолютно каждому. Что любопытно, Форд считал себя как бы отцом для своих рабочих. Имеющим право воспитывать, поощряя одних и наказывая других. Рабочий должен был демонстрировать, что тратит свою зарплату разумно, на содержание семьи. А если он пропивал деньги, если просиживал ночи напролет в баре, его увольняли. В то же время тех, кто отвечал установленным Фордом нормам поведения, увольнению не подлежали. И эти правила сохранялись в корпорации вплоть до периода Великой Депрессии.

Сергей Сенинский:

В 1914 году, когда только появился план, предусматривающий минимальную зарплату в 5 долларов и перераспределение части прибыли в пользу рабочих, в одном из заявлений компании говорилось: “Мы верим, что социальная справедливость начинается с собственного дома. Мы хотим, чтобы те, кто помог нам создать нашу компанию и кто способствует ее дальнейшему процветанию, делили бы с нами ее богатства”. В это время в мире:

Владимир Тольц:

Сербия уступила давлению Австрии и вывела свои войска из Албании. В США принят закон о подоходном налоге. Открыт для судоходства Панамский канал. Кайзер запретил танго в германской армии и военно-морском флоте. Министерство юстиции России приказало уничтожить некоторые рукописи Льва Толстого. Рабиндранат Тагор стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. На киноэкран выходит Чарли Чаплин. Максиму Горькому высочайше дозволено вернуться в Россию после 8-летнего изгнания. Эрц-герцог Франц-Фердинанд убит в Сараево. Австрия объявляет войну Сербии. Кайзер Вильгельм II объявляет войну своему кузену императору России Николаю II. Начинается Первая мировая война.

Ян Рунов:

Позиции Генри Форда в его корпорации к тому времени настолько укрепились, что он мог единолично решать, что и как делать. Форд, например, принял небесспорное решение, что его компания должна заниматься всем процессом производства автомобилей от начала до конца, чтобы максимально сократить зависимость от поставщиков.

Но к 1920-ому году автомобильный рынок США серьезно изменился. Например, в условиях послевоенной депрессии покупатели предпочитали приобретать автомобили, даже такие недорогие как “Модель Т”, уже не за наличные деньги, а в рассрочку. Но Генри Форд и слышать не хотел о торговле в кредит. Его сын Эдсел, ставший в 1919 году в возрасте 26 лет президентом корпорации, уговаривал пойти навстречу требованиям рынка, но отец был упрям. И хотя “Модель Т” в начале 20-х годов все еще пользовалась спросом, все сильнее стала ощущаться конкуренция со стороны корпорации “Дженерал Моторз” во главе с Альфредом Слоаном и, чуть позже, со стороны еще более новой автомобильной компании, созданной Уолтером Крайслером. В конце концов Форд признал свою ошибку, стал более внимателен к экономической политике конкурентов. Из интервью с куратором музея Генри Форда Бобом Кейси:

Боб Кейси:

Форд был одержим идеей универсального автомобиля. Универсальной он называл свою “Модель Т” и считал, что это – единственная модель, которая нужна покупателям. Собственно, так и было, пока у большинства американцев не было автомобиля. Но когда первоначальный спрос на автомобили был удовлетворен, потребитель стал приглядываться и к другим маркам, начал искать автомобили с более мощным двигателем, более изящного вида, закрытые со всех сторон, развивающие бОльшую скорость, более податливые в управлении. А Форд-старший не заметил перемен в настроениях на рынке. Он все еще верил, что американцы по-прежнему мечтают только о “Модели Т”.

Тем временем “Дженерал Моторз” уловила перемены в требованиях покупателей и стала предлагать им автомобили побольше размером, поразнообразнее цветом, поудобнее. Эти автомобили стоили чуть дороже, чем фордовская “Модель Т”, но покупатель посчитал, что за автомобили “Дженерал Моторз” можно заплатить и побольше. Кроме того “Дженерал Моторс” стала предлагать сразу несколько разных марок автомобилей: шевроле, понтиаки, олдсмобили, бьюики, кадиллаки. А у Форда были только дешевая “Модель Т” и очень дорогой “Линкольн”. Если человек добивался определенного успеха в жизни, но еще не такого, чтобы позволить себе ездить на “Линкольне”, он искал нечто среднее между “Моделью Т” и “Линкольном”, и находил это у “Дженерал Моторз”. Форду изменило деловое чутье, чувство рынка.

Сергей Сенинский: 26 мая 1927 года американские газеты писали:

Татьяна Колганова:

15-миллионный автомобиль “Модели Т” сошел сегодня с конвейера фордовского завода в Ривер Руж под Детройтом. Хотя автомобили этой марки – самые успешные за всю историю автомобилестроения, они продаются все хуже и уступают место более современным моделям конкурентов. Ходят слухи, что Генри Форд собирается в ближайшем будущем заменить “Модель Т” новым, более совершенным автомобилем.

Ян Рунов:

В 1927 году Генри Форд снял с производства свое главное детище – “Модель Т”, и в январе 1928 года появилась новая “Модель А”. Нововведением этой модели было устанавливаемое при сборке защитное ветровое стекло, ставшее с тех пор обязательным элементом автомобиля. Стекло могло быть цветным и 17 конфигураций. На всех 4 колесах были установлены тормозные колодки и гидравлические амортизаторы. Хотя новая модель понравилась и покупателям, и дилерам, прежние позиции Форда как безоговорочного лидера автомобильной промышленности восстановить уже не удалось.

Сергей Сенинский:

Популярность автомобилей Форда продолжала падать и к 1940 году на долю корпорации приходилось уже менее 20% внутриамериканского рынка.

Ошеломляющему успеху Генри Форда вначале способствовало и то, что он собрал прекрасную команду талантливых инженеров и экономистов, которых позже, по сути, разогнал, сделавшись нетерпимым к ситуациям, когда ему указывали на ошибки в организации планирования, маркетинга и бизнеса в целом.

В 1945 году Генри Форд ушел с поста президента своей корпорации и 7-го апреля 1947 года, скончался в Дирборне в возрасте 83 лет. Вопрос Бобу Стивенсу, редактору журнала “Карз энд Партс”. Во многих публикациях, посвященных итогам уходящего века, имя Генри Форда ставится во главу списка самых влиятельных бизнесменов 20-го века? В своем журнале вы бы тоже так сделали?

Боб Стивенс:

Думаю, да. Потому, что до Форда в США, по крайней мере, не было делового человека такого масштаба. Генри Форд действительно пересадил всю Америку на колеса. Благодаря ему автомобиль стал доступен среднему американцу. Жители США стали мобильными, смогли легко менять место жительства, переехали в пригороды. Американцы обрели свободу передвижения, а с ней – бОльшую независимость.

Кроме того, именно Генри Форд ввел минимальную гарантированную зарплату. До Форда ни на одном предприятии мира не платили 5 долларов в день. Форд как бы поднял общий жизненный стандарт среднего американца. Влияние его огромно. С Генри Форда, по сути, началась промышленная революция в США.

Сергей Сенинский:

Боб Кейси, куратор музея Генри Форда в Дирборне, штат Мичиган:

Боб Кейси:

Генри Форд – наиболее влиятельный бизнесмен XX-го века. Он, по сути, предопределил стратегию развития массового промышленного производства всего столетия: производство относительно недорогой продукции, но очень продуманно распространяемой. В основе этого – принципы, разработанные Генри Фордом. Они применяются в самых разных отраслях. На этом, например, выросли компании “Кока-Кола” или сеть ресторанов “МакДональдс”. Здесь количество и общедоступность перекрывают изъяны качества. Еда в “Макдональдс” не Бог весть какая изысканная, но она весьма приемлемого качества, дешевая, и всегда рядом, на каждом углу. “Модель Т” Генри Форда – тоже не Бог весть какой автомобиль, но он был вполне приемлемым, дешевым, и его можно было купить повсюду.

Эта система, введенная Генри Фордом, стала основой успешно развивающегося бизнеса в 20-м веке. И более высокая плата за неквалифицированный труд на конвейере – тоже идея Форда, получившая в 20-м веке распространение во всех высокоразвитых странах. Автомобиль, более высокая заработная плата и личная заинтересованность рабочего в доходах предприятия – вот что сформировало в странах Запада средний класс. Уже в начале века люди, делавшие автомобили, оказались в состоянии купить эти автомобили. Эта идея, предложенная и воплощенная Фордом, практически заложила основу нынешнего процветания США и других промышленно развитых стран.

Ян Рунов:

Вернемся еще раз к началу. Генри Форд, прежде чем подошел к своей “Модели Т”, создал 8 других моделей. Все они не были лучшими для своего времени. Но они были недорогими. Тогда и сформировалась главная мысль Форда: превратить автомобиль из предмета роскоши в предмет первой необходимости. В наше время американская компания придерживаеться этого же принципа, продажа Форд Фокус во всем мире бьет рекорды который год.

Вообще старейшим в мире производителем автомобилей считается немецкая корпорация “Даймлер-Бенц”. Карл Бенц проехал на своем первом автомобиле в 1885 году. Готлиб Даймлер – в 1886-м. Первым американским автомобилем, добившемся коммерческого успеха, был “Олдсмобил” с двигателем мощностью в 3 лошадиных силы: в 1901 году было продано 425 “Олдсмобилей”, а в 1904 году – уже 5 тысяч. Этот успех вызвал цепную реакцию, и с 1903 по 1908 год в США, как грибы после дождя, возникли более 240-ка автомобилестроительных компаний. “Форд Мотор Компани”, о которой мы сегодня рассказали, была лишь одной из них.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий