Уже шел десятый год Тридцатилетней войны, и теперь Густав II Адольф захотел получить и южное побережье Балтики – Померанию. Для этого шведскому королю потребовался мощный военный флот. Шведы нещадно стали вырубать свои дубовые рощи.
И вот в конце 1627 г. на воду спустили флагманский корабль “Ваза”, названный так в честь династии Густава II Адольфа. По тому времени это был очень большой корабль, длиной 53, шириной 12 и высотой борта 14 м, имевший три сплошные палубы. Он отличался особой прочностью. Достаточно сказать, что толщина его шпангоутов достигала 45 см и на его постройку ушло около 40 акров дубового леса.
Король решил потрясти своих противников не только мощью своего флагманского корабля, но и его роскошью. Поэтому над отделкой “Ваза” трудились лучшие мастера европейских верфей и самые искусные резчики по дереву. По замыслу короля “Ваза” должен был иметь вооружение, состоящее из 64 орудий: 48 – 24-фунтовых; 8 – 3-фунтовых; 2 – однофунтовых и 6 мортир. Все пушки были отлиты из бронзы, весили почти 80 т и располагались в три яруса по каждому борту на палубах.
Неизбежность крушения
Хотя в те времена еще не существовало писаных основ теории корабля, корабелы королевской верфи, произведя немудреные расчеты на основе своего предыдущего опыта и интуиции, пришли к выводу, что корабль, отвечающий требованиям его величества, будет иметь слишком высоко расположенный центр тяжести. Чтобы обладать достаточной при таком числе орудий устойчивостью, корабль должен был бы быть на два метра шире. Но Густав II Адольф не послушал строителей корабля, и число орудий осталось прежним.
Гибель корабля
Флагман был готов к испытаниям в 1628 г . Стояла тихая ясная погода, над заливом дул юго-восточный бриз, и море было спокойным. Пестрая ликующая толпа заполнила набережную. Стокгольмцы увидели во всем королевском великолепии “Ваза”. На корабль поднялся король. Густав II Адольф остался доволен мощью и отделкой своего флагмана. Осмотрев корабль, он сошел на берег и приказал капитану Сефрингу Хансену выходить в море…
“Ваза” отошел от причала. Потом корабль, расправя белоснежный наряд новых парусов, плавно двинулся в сторону острова Беккхольмен. На какое-то мгновение корабль окутался густыми клубами порохового дыма. Когда дым унесло ветром, стоявшие на набережной люди замерли от неожиданного зрелища – внезапно корабль стал крениться на левый борт и лег мачтами на воду. Не прошло и минуты, как на месте, где только что был корабль, виднелись лишь верхние стеньги с развевающимися на ветру парусами, штандартами и длинными цветными вымпелами.
Через несколько секунд и они скрылись в свинцовых волнах Балтики, а в водовороте закружились какие-то бочки, доски и вынырнувшие люди… Что же произошло? Внезапно налетевший порыв ветра накренил корабль, который не смог больше выпрямиться. Корабль накренился еще больше, и тут, видимо, с верхнего, более высокого борта, стали срываться пушки. “Ваза” пошел ко дну. По свидетельству очевидцев, корабль “затонул в течение нескольких минут”. Гибель корабля повергла в траур весь Стокгольм.
Несправедливость
Среди немногих спасшихся оказался капитан Хансен. Взбешенный катастрофой своего нового флагмана, Густав II Адольф приказал его тотчас взять под стражу и предать суду. Архивы свидетельствуют, что королевский суд не вынес обвинительного приговора, и концы, как говорится, ушли в воду. Дело было прекращено так же внезапно, как внезапно затонул корабль.
Дальнейшая судьба
Только в 1961 г. после сложных подводных работ “Ваза” был введен в специально построенный для него сухой док. Сейчас “Ваза” после тщательной реставрации превращен в единственный в своем роде музей, где около 20 000 экспонатов. До сих пор этот злополучный корабль считается самым крупным и наиболее хорошо сохранившимся за всю историю подводной археологии.