В джунглях Гватемалы найден давно забытый Храм Ночного Солнца майя, который украшают гигантские маски божеств в виде кровопийцы, акулы и ягуара.
Стоит отметить, что если взять относительно централизованные империи инков и ацтеков, то цивилизация майя, раскинувшаяся на большей части современных Белиза и Гватемалы, а также мексиканского полуострова Юкатан, являлась довольно свободным скоплением больших городов-государств.
Лишь в 1990-х годах историки и археологи постепенно пришли к выводу, что у одних царств майя было более важное значение, чем у других. К примеру, государство Эль-Соц, находившееся на территории Гватемалы, являлось небольшим царством. Но в 2010 году ученые, изучавшие вершину холма недалеко от центра древнего города, нашли 13-метровую пирамиду «Дьябло». А на ее вершине обнаружился царский дворец и гробница, которая, по всей видимости, принадлежала первому правителю, жившему здесь с 350 по 400 год.
Примерно в это же время Стивен Хьюстон вместе с коллегами из американского Университета Брауна нашел за царской гробницей первые свидетельства существования Храма Ночного Солнца. Однако до официального заявления об этом прошло целых два года.
По бокам храм украшают полутораметровые лепные маски, которые олицетворяют солнечного бога, меняющего в течение дня свое обличье. На восходе он поднимается из Карибского моря, напоминая акулу. В полдень он перевоплощается в древнее косоглазое чудовище, пьющее кровь. А на закате – это ягуар, который пробудился в джунглях и готовится к ночной охоте.
По мнению Хьюстона, в культуре майя понятия начала и солнца тесно связаны. Именно это привело к гипотезе о том, что рядом с храмом находится гробница первого правителя Эль-Соца.
Также археологам удалось обнаружить косвенные свидетельства того, что последующие поколения привносили в храм новые слои, считая, что храм — это живое существо. К примеру, рот и нос масок, которые находятся в старых глубоких слоях, периодически уродовались. По словам Хьюстона, очень сложно обнаружить изображение правителя майя, которое смогло бы избежать повреждений носа и глаз. Причем дело даже не в стремлении изувечить, а, скорее, в потребности «деактивировать» покойного правителя. Это был своеобразный «выключатель» старой маски перед началом работы над новой. То есть, это не акт неуважения, а, скорее, наоборот.
Также стоит упомянуть о том, что ученые в первый раз нашли изображения разных стадий солнечного бога в одном месте. Кроме этого, сам храм находится в довольно приличном состоянии. Очень часто майя брали старое как основу для нового, но рабочие Эль-Соца, напротив, укрепили нижние слои камнями и землей, и лишь потом начали возводить верхние.
Также специалисты отметили мастерство изготовления масок. Они очень далеко выдаются на фоне храма, но при этом не падают. Причем маски были выкрашены в ярко-красный цвет, который очень хорошо заметен на закате и восходе. Благодаря этому, а также своему высокому положению маски были хорошо заметны издалека, в том числе и из соседнего Тикале – более мощного и старинного царства, которое, по всей вероятности, то полностью поглощало Эль-Соц, то оставляло его в покое.
Но все же, хотя храм и имел большое значение для жителей Эль-Соца, они использовали его относительно недолго – храм был заброшен к V веку. Вполне возможно, что это было связано с завершением эпохи царствования династии, которая была основана погребенным здесь царем.
В любом случае, раскопки будут вестись еще довольно длительное время: на текущий момент освобождено лишь 30% здания.