Модернизм ассоциируется у нас с архитектурой предыдущих двадцатых и некоторыми послевоенными экспериментами. Во всяком случае, прямоугольные здания из стекла, бетона и стали давно перестали быть новаторскими и превратились в своего рода архитектурную классику – а многие теперь находят их скучными и безликими. Однако архитектурный модернизм прекратил свое развитие не в шестидесятые, уступив место безумным фантазиям постмодернистов. Он завершился со смертью последнего своего представителя, нашего современника, но ученика гениев Баухауса – китайского архитектора Бэй Юймина. Человека, построившего скандально известную стеклянную пирамиду возле Лувра…
Баухаус и пагоды
Бэй Юймин родился в 1917 году в в Гуанчжоу, детство провел в Гонконге и Шанхае. На его решение стать архитектором повлияли причудливые ландшафты садов Сучжоу. В семнадцать лет он перебрался в США, чтобы воплотить свою мечту в жизнь – получить архитектурное образование. И… учиться ему не понравилось. Западный мир уже завоевала архитектура «интернационального стиля» – белый цвет, геометрия, легкость… А академическая система еще не адаптировалась к новым веяниям, предлагая студентам проектировать здания в духе историзма. Свое профессиональное счастье Юймин нашел в Гарварде.
В конце тридцатых годов, когда в Германии к власти пришли нацисты, легендарная школа дизайна Баухаус была закрыта, а ее преподаватели и студенты вынуждены были уехать – буквально спасая свою жизнь. Многие из них симпатизировали коммунизму или относили себя к коммунистам, немалый процент сотрудников и обучающихся составляли евреи… Так эстетические принципы и методики преподавания Баухауса «переместились» в США. Там признанные мастера своего дела, архитекторы, возглавлявшие Баухаус, продолжили свою преподавательскую деятельность. Первый директор школы Вальтер Гропиус и выдающийся промышленный дизайнер Марсель Бройер преподавали в Гарварде – именно там с ними и познакомился Бэй Юймин, полный надежд и бунтарских идей.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как внучка японского премьера искала дух викингов и стала одним из лучших ювелиров Америки: Мие Мацуката.
Стиль работы
Нельзя сказать, что Бэй Юймин был абсолютным приверженцем модернизма в его первоначальном, чистом виде. Как и многих китайских дизайнеров, его привлекали архитектурные традиции родной страны. Он агитировал коллег больше уделять внимания истории, ландшафту, духу того места, где предстояло возвести здание. Именно поэтому в творческом багаже Бэй Юймина немало построек, буквально цитирующих традиционные формы азиатской архитектуры – но в новом, свежем, даже освежающем ключе. С другой стороны, Бэй Юймин (кстати, в некоторых случаях можно увидеть написание его имени как Ю Мин Пей или просто Пей, что вызвано различиями в написании имен в Китае и США) признавался, что обожал проектировать небоскребы – просто потому, что это был вызов для него с инженерной точки зрения. Небоскребы эти активно критиковали с точки зрения фэншуй – слишком угловатые и в неподходящих местах.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Чем удивили мир 8 выдающихся китайских художников: от стальных змей до тонкого лиризма.
Часовня Люса
Одним из первых известных проектов Бэй Юймина стала Мемориальная часовня Люса в Тайване, посвященная памяти проповедника-миссионера Генри Уинтерса Люса. Для многослойной треугольной конструкции часовни изначально предполагалось использовать дерево, однако высокая влажность воздуха и тот факт, что здание возводилось в сейсмоопасной зоне, вынудило архитектора отказаться от этой идеи. Тем не менее, желтая глазурованная плитка позволила добиться необходимого эстетического эффекта.
Стеклянные пирамиды Лувра
Но самая известная работа Бэй Юймина не имеет отсылок к архитектуре Китая. Даже люди, мало знакомые с историей современного дизайна, знают ее – и часто относятся неодобрительно. В конце восьмидесятых он спроектировал стеклянную пирамиду, которая теперь входит в комплекс так называемого «большого Лувра» и служит основным входом в музей. Ее прообразом стала пирамида Хеопса, а прославил за пределами Франции роман Дэна Брауна «Код да Винчи».
Зал славы рок-н-ролла
Еще одну пирамиду Бэй Юймин возвел в США. Зал славы и музей в Кливленде рассказывает посетителям об известных людях, которые подарили миру рок-н-ролл. Для архитектора важно было отразить динамику, силу, энергию музыки – и в то же время две стеклянные пирамиды, соединенные с белой башней, не могут не вызывать ассоциаций с древними гробницами, сохраняющими память о великих деятелях прошлого на тысячи лет.
Музей Михо
Свою любовь к традиционной азиатской архитектуре Бэй Юймин воплотил в проекте за пределами Китая – что удивительно, в Японии, близ Киото. Музей Михо расположен в живописной местности, на холмах, поросших лесом. Он был основан одной из богатейших женщин Японии, занимавшейся текстильным производством и коллекционированием предметов азиатского искусства (особенно – изделий для проведения чайной церемонии). Кроме того, она основала организацию Синдзи Сюмэйкай, пропагандировавшую занятия искусством и эстетическое наслаждение природой как религиозную практику. Форма основного здания навеяна храмами Киото.
Музей исламского искусства в Катаре
Бэй Юймин много путешествовал, изучая архитектуру стран Африки и Ближнего Востока. И все – ради этой постройки из белого известняка с включением стеклянной панели. Для него соответствие проекта эстетическим и духовным принципам исламского искусства было принципиально важным.
Кстати, учредительницей и этого музея была женщина – писательница Сабиха Аль-Хемир.
Музей в Сучжоу
И, конечно, не обошлось без признания любви к тому самому Сучжоу, сады, мосты и пагоды которого стали для Бэй Юймина вдохновением на архитектурном поприще. Ему было почти девяносто на момент завершения строительства – впрочем, сам творец прожил больше ста лет, сохраняя творческую активность и задор (а еще семьдесят лет был женат на одной и той же женщине – и никаких вам скандальных подробностей в духе «он гений, ему нужно разнообразие»). Музей, посвященный традиционным искусствам и ремеслам Китая, воплотил в себе все характерные особенности творчества Бэй Юймина – стеклянные пирамиды, уважение к историческому прошлому, аккуратное включение здания в ландшафт, строгий ритм объемов.
Текст: Софья Егорова.