Этот документ стал итогом 8-летней работы по подготовке городской реформы Александра II. Император хотел дать горожанам самим ведать городское хозяйство, однако комиссии, созданные в российских городах для работы над документом и внесения предложений, требовали предоставить избирательное право всем сословиям. Это не устраивало правительство, но в итоге Александру все пришлось принять принцип всесословности и 16 июня 1870 года положение было принято. Оно стало началом второй реформы местного самоуправления. Документ вводил городские общественные управления, которые ведали хозяйственными вопросами, и городские думы, которые избирали мэра. Принятие этого положения дало городам толчок к торгово-промышленному развитию, закрепило систему городского общественного управления и приобщило горожан к гражданской жизни.

16 июня 1870 г.
Глава I. Общие положения
1. Попечение и распоряжения по городскому хозяйству и благоустройству предоставляютсягородскому общественному управлению, а надзор за законным сего исполнением —Губернатору, на точном основании правил настоящего Положения.
2. К предметамведомства городского общественного управления принадлежат:
а) дела по устройствусего управления и по городскому хозяйству на основании правил, в настоящем Положенииизложенных;
б) дела по внешнемублагоустройству города, а именно: попечение об устроении города, согласноутвержденному плану; заведывание, на основании правил, ниже изложенных (ст. 55п. 5, 103−108), устройством и содержанием улиц, площадей, мостовых, тротуаров,городских общественных садов, бульваров, водопроводов, сточных труб, каналов,прудов, канав и протоков, мостов, гатей и переправ, а равно и освещениемгорода;
в) дела, касающиесяблагосостояния городского населения: меры к обеспечению народногопродовольствия, устройство рынков и базаров; попечение в пределах, закономуказанных (ст. 103−108 и Уст. пожарн. ст. 1, примеч. по Прод. 1863 г.), об охранении народного здравия, о принятии мер предосторожности против пожаров и других бедствий и об обеспечении от причиняемых ими убытков; попечение об ограждении и развитии местной торговли и промышленности, об устройствепристаней, бирж и кредитных учреждений ст. 111, 112, 113 и мн. Гос. Сов. 6Февр. 1862 г. (37950);
г) устройство за счетгорода благотворительных заведений и больниц и заведывание ими, на основаниях,указанных для земских учреждений относительно подведомственных сим последнимтакого рода заведений (ср. Пол. о Зем. Учрежд., ст. 2, п. IV); участие, на томосновании, в попечении о народном образовании (ср. Пол. о Зем. Учрежд., ст. 2,п. VII), а также устройство театров, библиотек, музеев и других подобного родаучреждений;
д) представлениеПравительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных нужд и польз города, и ходатайство по сим предметам (ст. 54 и 55, п. 14), — и
е) другие обязанности,возлагаемые законом на общественное управление, с дополнениями и изменениями, в приложении к сей статье указанными (прил. к ст. 2, ст. 1, 5−10, 15, 16).
3. На городскоеобщественное управление возлагается обсуждение, определение и приведение, в установленном порядке, в исполнение законных мер, необходимых для хода дела,ведению сего управления вверенных.
4. Круг действийгородского общественного управления ограничивается пределами города и отведенныхему земель.
5. Городскоеобщественное управление, в пределах предоставленной ему власти, действуетсамостоятельно. Случаи и порядок, в которых действия и распоряжения сегоуправления подлежат утверждению и наблюдению правительственных властей, указаныниже (ст. 6, 11,12, 56, 68, 71, 77, 80, 92,103−106, 111−113, 121−124, 127, 143,150−155 и 158).
6. Правительственныеустановления, земские и сословные учреждения обязаны оказывать содействие к исполнению законных требований городского общественного управления, на котором лежиттакая же обязанность в отношении означенных установлений и учреждений. В случаенеисполнения с той или другой стороны законных требований, недовольная сторонаобращается к Губернатору, который, по собрании надлежащих сведений, в дальнейшем ходе дела поступает по статьям 8 и 131.
7. Сверх сборов,установляемых подлежащими земскими, городскими или сословными учреждениями, на основании изданных для них законоположений, никакие подати, тягости или службыне могут быть налагаемы на городских обывателей иначе, как в порядкезаконодательном.
8. В случае наложенияна город неустановленных законом податей, тягостей или служб, а равно другихотносящихся до города неправильных распоряжений правительственных, земских и сословных установлений, городское общественное управление может обращаться к Губернатору для принятия зависящих от него мер к восстановлению законногопорядка; если же ходатайство его сим путем не может быть удовлетворено, а равнов случае неправильных действий со стороны Губернатора или высших административныхвластей, ему предоставляется приносить жалобы непосредственно в Правительствующий Сенат (по 1-му Департаменту). Срок для принесения таких жалобполагается трехмесячный, со дня получения общественным управлением извещения об означенных действиях или об отказе ему по ходатайству, представленномуГубернатору.
9. Городскоеобщественное управление, в постановлениях и распоряжениях своих, не можетвыходить из круга указанных ему дел. Всякое постановление его, в противностьсего состоявшееся, недействительно.
10. Городскоеобщественное управление подвергается ответственности (ст. 148−161) за превышение власти, за неисполнение законных требований местных властей, за нарушение законных прав обществ и частных лиц и за всякие вообще действия,противные существующим законам.
11. Для рассмотрения, в случаях, ниже указанных (ст. 12, 29, 45, 77, 80, 93, 150, 151 и 158),возникающих по жалобам, пререканиям или непосредственному усмотрениюГубернатора дел о незаконности определений городского общественного управления,а равно для обсуждения составленных Городскими Думами обязательных для жителейпостановлений, в тех случаях, когда Губернатор встретит препятствие к изданиюих, или когда относительно издания таких постановлений не состоится соглашениямежду городским общественным и местным полицейским управлениями (ст. 105 и 106), учреждается в каждой губернии, под председательством Губернатора,Губернское по городским делам Присутствие из Вице-Губернатора, УправляющегоКазенною Палатою, Прокурора Окружного Суда, Председателя Мирового Съезда, а за отсутствием его одного из членов съезда (постановлением Мирового Съезда к томуназначенного), Председателя Губернской Земской Управы и Городского Головыгубернского города. Сверх того, при рассмотрении пререканий между городскимуправлением и посторонним установлением или ведомством, приглашаются в Присутствие с правом голоса: если пререкание касается казенного или удельноговедомства, — Начальник того особого управления, до коего пререкание, по родусвоему, относится; если же пререкание касается денежных расчетов, — то и Управляющий Контрольною Палатою. Делопроизводство Присутствия возлагается на Городского Секретаря губернского города.
Примечание. В губерниях, где не введены в действие Судебные Уставы или положение о ЗемскихУчреждениях, приглашается в состав Присутствия, вместо Прокурора ОкружногоСуда, Губернский Прокурор, а вместо Председателя Земской Управы, член по выборам, Губернского по крестьянским делам Присутствия.
12. Если городскимобщественным управлением не будет сделано распоряжений к исполнению техповинностей, отправление которых закон признает обязательным для города, то Губернатор напоминает о том общественному управлению; при безуспешности же сеймеры, приступает, в случае необходимости, признанной Губернским по городскимделам Присутствием, к непосредственным исполнительным распоряжениям на счетгорода и доводит о том безотлагательно до сведения Министра Внутренних Дел.
13. Представлениегородским общественным управлением высшему Правительству сведений, заключений и ходатайств по предметам, касающимся местных польз и нужд города, делается чрезГубернатора, который о ходатайстве Городской Думы обязан представить высшему начальству,с своим заключением, не далее месячного срока.
14. Городупредоставляется иметь печать с городским гербом.
Глава II. Об учреждениях городского общественногоуправления
15. Учреждениягородского общественного управления суть:
1) городские ИзбирательныеСобрания;
2) Городская Дума;
3) Городская Управа.
Отделение I. О городских Избирательных Собраниях
16. ГородскиеИзбирательные Собрания составляются единственно для избрания гласных ГородскойДумы, чрез каждые четыре года: время созвания их определяется Думою.
17. Всякий городскойобыватель, к какому бы состоянию он ни принадлежал, имеет право голоса в избрании гласных при следующих условиях:
1) если он Русскийподданный;
2) если ему не менеедвадцати пяти лет от рождения;
3) если он, при этихдвух условиях, владеет в городских пределах (ст. 4), на праве собственности,недвижимым имуществом, подлежащим сбору в пользу города, или содержит торговоеили промышленное заведение по свидетельству купеческому, или же, прожив в городев течение двух лет сряду пред производством выборов, хотя бы и с временнымиотлучками, уплачивает в пользу города установленный сбор со свидетельств:купеческого, или промыслового на мелочный торг, или приказчичьего I разряда,или с билетов на содержание промышленных заведений, указанных в статье 37Положения о пошлинах за право торговли (Уст. Пошл., ст. 464, прил., по Прод.1868 г.)
4) если на нем не числится недоимок по городским сборам.
18. Из числа городскихжителей, имеющих право голоса на выборах, лишаются оного:
1) подвергшиеся суду за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение правсостояния, или же исключение из службы, а равно за проступки, предусмотренные в статьях 169−177 Устава о наказаниях, налагаемых Мировыми Судьями, когда онисудебными приговорами не оправданы;
2) отрешенные от должности (в течение трех лет со времени отрешения);
3) состоящие подследствием или судом по обвинениям в преступных действиях, означенных в пункте1, или влекущих за собою наказания, указанные в пункте 2;
4) подвергшиесянесостоятельности, впредь до определения свойства ее, а из лиц, о которых деласего рода приведены уже к окончанию, все несостоятельные, кроме признанныхнесчастными
5) лишенные духовногосана или звания за пороки, или же исключенные из среды обществ и дворянскихсобраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат.
19. Губернатор, членыгубернского по городским делам Присутствия, исключая Городского Головы (ст.11), члены Губернского Правления и чины местной полиции, пока находятся в сихдолжностях, голосом при выборах не пользуются, хотя бы они и имели на негоправо по силе статьи 17.
20. За лица женскогопола, за отсутствующих и за достигших гражданского совершеннолетия (21 года),но не имеющих положенного в статье 17 возраста, могут участвовать в выборахлица, снабженные от них доверенностями, а за малолетних и несовершеннолетних,их опекуны и попечители, если, как поверенные, так равно опекуны и попечители,подходят под условия, для участия в городских выборах статьею 17 установленные,и если к допущению их к этим выборам нет препятствий, указанных в статьях 18 и 19. Лица женского пола могут уполномочивать на участие в выборах своих отцов,мужей, сыновей, зятей и родных братьев, даже и в тех случаях, когда уполномочиваемыене соответствовали бы означенным в пункте 3 статьи 17 условиям, если только к допущению их к городским выборам не будет препятствия по статьям 18 и 19. На сем же основании неотделенные сыновья могут участвовать в выборах вместо своихотцов по их уполномочию.
Примечание. Упомянутыев сей статье доверенности на участие в городских выборах пишутся на простойбумаге. Подписи верителей, если оные неизвестны Городской Управе,свидетельствуются: в местностях, где действует Положение о нотариальной части (Зак.Гражд., ст. 708, прил. по Прод. 1868 г.), на основании оного; в тех же местах,где означенное Положение не введено, в подлежащих полицейских управлениях.
21. Разные ведомства,учреждения, общества, компании, товарищества, а равно монастыри и церкви, есливладеют в городах недвижимым имуществом, с коих взимается в пользу города сбор,или уплачивают в пользу города установленные сборы с документов за правоторговли и промыслов (ст. 17), пользуются правом голоса на городских выборахчрез своих представителей, назначаемых с соблюдением условий, указанных в статьях 17, 18 и 19.
22. Если несколькочастных лиц имеют в городе недвижимую собственность в общем нераздельномвладении, то каждый из его участников считается владельцем приходящейся на егодолю части имущества и, согласно сему, пользуется правом голоса на городскихвыборах, в том или другом Избирательном Собрании (ст. 24). Из лиц же,числящихся в одном купеческом свидетельстве (Уст. Пошл., ст. 464, прил. по Прод. 1868 г., ст. 67), участие в выборах, на основании сего свидетельства,предоставляется только начальнику семейства, на имя коего свидетельство выдано,или, по его уполномочию, одному из лиц, внесенных в то свидетельство.
23. Никто из городскихжителей не может иметь на выборах более двух голосов: одного за себя, другого —по доверенности.
24. Для производствавыборов в гласные, учреждаются в каждом городе, из обывателей, имеющих правоголоса на выборах (ст. 17−22), три Избирательные Собрания, из коих каждоевыбирает одну треть всего числа гласных (ст. 48). Для сего обыватели вносятся в список избирателей в том порядке, в каком они следуют по сумме причитающихся с каждого из них в доход города сборов, дающих право голоса на выборах (ст. 17);затем лица, внесенные в означенный список, делятся на три разряда или собрания,таким образом: к первому разряду причисляются те из показанных в начале спискаизбиратели, которые, внося высшие размеры сборов, уплачивают вместе одну третьобщей суммы сборов, платимых всеми избирателями; ко второму — причисляются следующиеза ними по списку избиратели, уплачивающие вместе также треть всех сборов; к третьему — все остальные избиратели. Составленный, на изложенных основаниях,список, с разделением избирателей на разряды, утверждается Городскою Думою.
25. Если бы в которомлибо из городов или посадов, по малочисленности избирателей или однородности их состава, оказалось более соответственным разделить избирателей, вместо трех(ст. 24), на два разряда, то ходатайство о сем Городской Думы разрешаетсяМинистром Внутренних Дел.
26. Списки лиц, имеющихправо голоса на выборах (ст. 17−22), должны быть содержимы Городскою Управою в постоянной исправности, с своевременными отметками о переменах, происшедших в составе избирателей; пред наступлением выборов, списки сии Городскою Управоюпересматриваются и исправляются, с разделением избирателей на разряды согласностатьям 24 и 25, и, за два месяца до производства выборов, объявляются во всеобщее сведение тем способом, какой будет определен Городскою Думою.
27. В течение двухнедель со дня объявления во всеобщее сведение списков избирателей (ст. 26),городские обыватели имеют право представлять в Городскую Управу свои возраженияпротив неправильностей или неполноты списков. Затем Управа, по исправлениисписков согласно признанным ею основательными возражениям, представляет их,вместе с заключением своим по тем возражениям, которые оставлены ею безуважения, на рассмотрение Думы.
28. Дума, рассмотрев и утвердив списки избирателей, передает их Городской Управе не позднее как за месяц до выборов, для своевременного распоряжения о созвании избирателей, и тогда же объявляет о сделанных в списках изменениях.
29. Недовольныеопределением Думы (ст. 28) могут, в семидневный, со дня объявления оного, срок,обращаться с жалобами к Губернатору, который передает дело на рассмотрениеГубернского по городским делам Присутствия (ст. 11). Если сие последнее, по рассмотрении жалобы, признает оную уважительною, то о его решении Губернатордает немедленно знать Городской Управе, для соответственных изменений в спискеизбирателей.
Примечание.Неразрешение дел, в сей статье означенных, не останавливает производствавыборов.
30. В ИзбирательныхСобраниях председательствует Городской Голова. В помощь ему, при собирании и счете голосов, предоставляется каждому Избирательному Собранию, прежде начатиявыборов, назначать из своей среды от двух до шести лиц.
31. Выборы производятсязакрытою подачею голосов, посредством баллотировки шарами.
32. Способудостоверения в личности избирателей предоставляется усмотрению ГородскогоГоловы. Поверенные, уполномоченные для участия в Избирательном Собранииродителями, лицами женского пола и отсутствующими, а также различнымиведомствами, учреждениями и обществами (ст. 21), допускаются к участию в выборах по предъявлении Голове доверенностей или уполномочий, установленныхпримечанием к статье 20, а опекуны и попечители — по предъявлении ему указов опекунскихучреждений об утверждении их в сем звании.
33. О возрасте (ст. 17,п. 2), равно как об условиях, лишающих права голоса (ст. 18), никаких особыхудостоверений не требуется, но до начатия выборов прочитываются пункт 2 статьи17 и статья 18 настоящего Положения, с объяснением избирателям, что незаконнопринявшие участие в выборах подвергнутся наказаниям, указанным в статье 1434Уложения о наказаниях (по Прод. 1868 г.).
34. Нарушителиустановленного порядка по производству выборов, за причиненные ими беспорядки и злоупотребления, подлежат наказаниям, указанным в статьях 1425 и 1434 (по Прод.1868 г.) Уложения о наказаниях и в статье 39 Устава о наказаниях, налагаемыхМировыми Судьями.
35. В гласные ГородскойДумы может быть избираем каждый, имеющий право голоса на выборах (ст. 17 п.1−3, 18, 19, 22), считая в том числе и лица, которые получили это право по доверенности (ст. 20 и 21). Число гласных из нехристиан не должно превышатьодной трети общего числа гласных.
36. Каждому собраниюили разряду избирателей предоставляется выбирать гласных как из собственнойсреды, так и из числа избирателей, принадлежащих к другим собраниям илиразрядам (ст. 24).
37. К избраниюдопускается каждый, имеющий по закону право быть избранным в гласные (ст. 35,36), если он изъявит на то желание, или будет предложен кем-либо из избирателей.
38. Избранными в гласные признаются лица, получившие в Собрании (ст. 24) наиболее голосов и притом более половины голосов всех наличных избирателей. Если избранных такимобразом гласных окажется менее числа, подлежащего избранию, то, для выборанедостающего числа, составляется из лиц, получивших наиболее голосов послеизбранных, список кандидатов не более как в двойном числе против подлежащих ещеизбранию гласных и затем производится новая баллотировка только означенных лиц,по которой получившие наибольшее число голосов считаются избранными, хотя бы оно и не достигало половины всех поданных голосов. Между лицами, получившимиравное число голосов, выбор решается посредством жребия, которого порядокустановляется Городским Головою.
39. Последствияпроизведенных выборов отмечаются в особом выборном листе, который, по окончаниивыборов, читается Избирательному Собранию и подписывается Головою и участвовавшими в выборах наличными избирателями.
40. ИзбирательныеСобрания не имеют права давать избранным гласным никаких инструкций.
41. Собрание считаетсядействительным, когда в нем участвует число избирателей, превышающее числоподлежащих избранию гласных. Если такого числа избирателей в Собрание не явится, то назначается, не ближе впрочем семи дней, новое Собрание, котороеприступает к выборам, в каком бы на этот раз числе ни собрались избиратели, о чем лица, имеющие право участвовать в выборах, поставляются в известность присамом объявлении им о предстоящем Собрании.
42. По окончаниивыборов Избирательные Собрания закрываются, а выборные листы (ст. 39)передаются в подлиннике в Городскую Управу не позже как чрез сутки по окончаниивыборов. Из переданных в Управу выборных листов ею составляется особый списокизбранных гласных, который и объявляется во всеобщее сведение.
43. Жалобы на допущенные при городских выборах неправильности могут быть приносимы в Городскую Управу в течение семи дней со времени окончания тех выборов.
44. Жалобы на неправильное избрание отдельных лиц рассматриваются и разрешаются окончательновновь избранною Думою, без участия тех лиц, правильность избрания коих подлежитобсуждению.
45. Жалобы на нарушениевообще установленного для выборов порядка представляются Городским Головою,вместе с его объяснением, не далее семи дней по получении их, Губернатору,который передает оные на рассмотрение Губернского по городским делам Присутствия(ст. 11).
46. Если прирассмотрении жалобы обнаружится, что при производстве выборов действительнодопущены частные неправильности или нарушен вообще установленный для выборовпорядок, то Городская Дума (ст. 44), или Губернское по городским делам Присутствие(ст. 45), постановляет определение о производстве новых выборов в заменепризнанных неправильными.
47. Если в течение семидней со времени окончания выборов не подано в Управу жалобы на нарушение вообщеустановленного для производства выборов порядка (ст. 45), или же поданная по сему предмету жалоба признана Губернским по городским делам Присутствиемнеосновательною, то избранные гласные приступают к отправлению своихобязанностей.
Отделение II. О Городской Думе
48. Городская Дума составляется, под председательствомГородского Головы, из гласных, избираемых на четыре года (ст. 16), в числе,соответствующем числу лиц, пользующихся правом голоса на выборах. В местностях,где число жителей, пользующихся правом голоса, не превышает трех сот, в ГородскойДуме должно быть тридцать гласных. Там же, где число избирателей более трехсот, на каждые сто пятьдесят человек свыше этого числа прибавляется по шестигласных до тех пор, пока общее число гласных достигнет семидесяти двух.
49. В случаесовершенного выбытия гласного из состава общественного управления преждеокончания срока, на который он избран, его заменяет лицо, получившее в одном с ним Избирательном Собрании наибольшее, после избранных гласных, число голосов,если притом в пользу избрания этого лица было подано на выборах не менееполовины голосов наличных избирателей.
50. Члены ГородскойУправы присутствуют в заседаниях Думы, участвуют в прениях и представляютобъяснения по обсуждаемым делам, но пользуются правом голоса лишь в том случае,если они гласные (ст. 86).
51. При постановленииДумою определений об ответственности Городского Головы или членов ГородскойУправы, те лица, о коих постановляется определение, не принимают в нем участияи оставляют собрание.
52. При рассмотренииДумою отчетов Городской Управы (ст. 33 п. 9) и при обсуждении вопросов о назначении или размере содержания лицам общественного управления (ст. 55 п. 2),Голова присутствует в Думе, но не председательствует в ней.
53. Когда в случаях,указанных в статьях 51 и 52, Городской Голова или заступающий его место, на основании статьи 83, не может руководить прениями Думы, тогда его заменяетприсутствующий в Думе старший, по числу избирательных шаров, гласный из числаизбранных первым собранием или разрядом городских избирателей (ст. 24).
54. Городская Думапредставляет собою все городское общество. На сем основании она входит на обсуждение дел, касающихся всего городского общества, и действует его именем во всех случаях, когда закон требует по сим делам общественного постановления илиприговора.
55. Городской Думепредоставляется:
1) назначение выборныхдолжностных лиц, и дела общественного устройства, присвоенные Думе настоящимПоложением (ст. 16, 24−28, 44, 46, 64, 73, 74, 76, 82, 83, 85, 95, 97, 111 и 112);
2) назначениесодержания должностным лицам городского общественного управления и определениеразмера оного;
3) установление,увеличение и уменьшение городских сборов и налогов, в пределах ниже указанных(ст. 128−135 и 137);
4) сложение недоимок по городским сборам;
5) отнесение содержаниямостовых и тротуаров и чистки улиц на общие средства города, и вообщепереложение натуральных повинностей в денежные, с оставлением оных на общейгорода ответственности;
6) разрешениепредположений о займах и иных обязательствах от имени города, с соблюдениемправил, изложенных в статьях 67 и 124; 7) принятие в пользу городапожертвований;
8) определениепредметов городских расходов, а равно рассмотрение и утверждение городских смет(ст. 139−142, 144 и 145);
9) рассмотрение и утверждение отчетов о сборе и употреблении городских сумм, о заведываниигородскими имуществами и вообще о действиях исполнительной власти городскогообщественного управления;
10) установление правилдля заведывания городскими имуществами и сооружениями, а равно и состоящими в ведении общественного управления благотворительными и иными общеполезнымизаведениями (ст. 2, п. г);
11) определение общегопорядка действий исполнительной общественной власти и снабжение ее инструкциямио заведывании вверяемыми ей делами;
12) утверждениепостановлений по указанным в статье 103 предметам городского благоустройства;
13) представление об утверждении изменений в плане города (ст. 113), — и
14) постановлениеопределений о ходатайстве, от имени города, пред высшим Правительством о местных пользах и нуждах.
56. Заседания городскойДумы назначаются:
а) по усмотрениюГородского Головы,
б) по требованиюГубернатора,
в) по желанию не менееодной пятой части гласных, заявленному Городскому Голове.
Для разсмотренияросписей городским доходам и расходам (ст. 141) и отчетов Городской Управы (ст.147), должно быть не менее двух заседаний в год в сроки, назначаемыеопределениями Думы с утверждения Губернатора.
57. Распоряжение о созвании Городской Думы (ст. 56), с указанием притом предметов совещаний,делаются Городским Головою, который вместе с тем доводит до сведенияГубернатора как о времени заседания, так и о предположенных в оном предметахсовещаний.
58. Городская Думаприступает к рассмотрению подлежащих ведомству ее дел:
а) по предложениямГородского Головы или гласных;
б) по представлениямГородской Управы;
в) по предложениям,требованиям и заявлениям правительственных установлений;
г) по просьбам и жалобам частных лиц.
59. Доклады по делам,назначаемым к слушанию в Городской Думе, могут быть печатаемы под личноюответственностью Городского Головы.
60. Гласный, имеющийнамерение сделать в заседании Городской Думы предложение (ст. 58, п. а), обязанизвестить Городского Голову о предмете своего предложения за три дня до заседания. По предложению же, сделанному без соблюдения сего правила, хотя и могут быть допущены прения, но с отсрочкою окончательного решения до одного из следующих заседаний.
61. Предварительноерассмотрение росписей, отчетов и других дел, Городская Дума может возлагать на особые подготовительные Комиссии, составляемые из гласных по ее назначению.
62. Городская Думаможет приглашать, чрез посредство Городского Головы, в свои заседания (однакобез права голоса) лица посторонние, от коих, по ее мнению, можно ожидатьполезных объяснений.
63. Если в собранииДумы, законным порядком созванном, присутствует не менее одной трети всегочисла гласных, то за исключением случаев, в статье 67 указанных, оно считаетсясостоявшимся.
64. Никто не можетиметь в Городской Думе более одного голоса. Право голоса в Думе есть личное и не может быть передаваемо самою Думою, с соблюдением указанного в статье 65правила.
65. Выборы должностныхлиц и кандидатов к ним (ст. 73, 82−85), а равно решения об устранении их от должностей и о предании их суду, производятся закрытою подачею голосов. Выборыв члены подготовительных Комиссий (ст. 61) производятся, по усмотрению Думы,закрытою или открытою подачею голосов.
66. Дела в ГородскойДуме, кроме указанных в статье 67, решаются простым большинством голосов; приравенстве их, голос Председателя дает перевес.
67. Длядействительности определений:
а) о приобретении в пользу города недвижимых имуществ или об отчуждении оных,
б) займах,поручительствах или гарантиях от имени города,
в) о переложениинатуральных повинностей в денежные
г) об устранениидолжностных лиц городского общественного управления от должности и о преданииих суду, требуется присутствие не менее половины всего числа гласных и принятиерешения большинством не менее двух третей наличных голосов.
68. Копии со всехопределений Городской Думы безотлагательно представляются Городским ГоловоюГубернатору, который, если не усмотрит в оных нарушения законов (ст. 151),передает их для напечатания в губернских ведомостях. Независимо от сего,определения Думы печатаются в особом издании, если общественное управлениепризнает возможным, с надлежащего разрешения, предпринять таковое.
69. Порядокпроизводства дел в Городской Думе определяется ею самою с соблюдением притомправил о производстве дел в земских, дворянских и городских общественных и сословных собраниях (общ. учр. губ., особое прил. по Прод. 1868 г., Полож. о зем. учр. ст. 84, прил.).
Отделение III. О Городской Управе и исполнительныхКомиссиях
70. Городская Управасостоит под председательством Городского Головы. Число членов Управыопределяется Городскою Думою и может быть ею же изменяемо, но не должно бытьменее двух, сверх Председателя.
71. В небольших уездныхи безуездных городах, а также в посадах, предоставляется Городским Думам, не учреждая Городской Управы, лежащие на оной обязанности (ст. 72, 114 и 115)возлагать единолично на Городского Голову. Постановления о сем Городских Думподлежат утверждению Министра Внутренних Дел.
72. На Городскую Управувозлагается непосредственное заведывание делами городского хозяйства и общественного управления, на основании настоящего Положения и согласно правилами указаниям, преподаваемым Городскою Думою. Управа ведет текущие дела по городскому хозяйству, изыскивает меры к его улучшению, исполняет определенияДумы, собирает нужные ей сведения, составляет проекты городских смет(росписей), взимает и расходует городские сборы на установленных Думоюоснованиях, и представляет, в назначенные Думою сроки, отчеты о своейдеятельности и состоянии подведомственных ей частей. Составляемые Управоюотчеты, вместе с последовавшим по оным заключением Думы, печатаются, длявсеобщего сведения, указанным в статье 68 порядком.
73. Для принятиясоответственных мер в случаях чрезвычайных, а также для ближайшего заведыванияотдельными отраслями городского хозяйства и общественного управления, Думаможет, по представлению Городской Управы, учреждать особые исполнительныеКомиссии, временные или постоянные, составляемые из нескольких лиц по назначению Думы.
Примечание. ЕслиГородская Дума найдет, что какая-либо отдельная часть может быть с удобствомпоручена кому-либо единолично, то для заведывания такою частию Городская Думаможет, не учреждая Комиссии, назначить особое лицо.
74. Упомянутые в предшедшей статье и в примечании к ней Комиссии и лица подчиняются ГородскойУправе и действуют на основании составленных ею и Думой утвержденныхинструкций.
75. ИсполнительныеКомиссии (ст. 73) состоят под председательством одного из членов ГородскойУправы, по назначению ее Присутствия. Если, по представлению Управы, Думапризнает более полезным избрать в Председатели Комиссии особое лицо, то лицоэто поступает вместе с тем в число членов Городской Управы.
76. Порядок занятийГородской Управы, а равно указание дел, подлежащих коллегиальному обсуждениюУправы или единоличным распоряжением Городского Головы или членов Управы,определяются инструкциями Думы, а распределение дел между членами Управы —распоряжениеми самой Управы.
77. Дела, подлежащиеколлегиальному обсуждению Городской Управы (ст. 76), решаются по большинствуголосов. Если однако Голова найдет, что определение большинства противнозаконам, то он останавливает исполнение оного, но обязан при этом немедленнопредставить дело Губернатору, который передаст его на разрешение Губернского по городским делам Присутствия (ст. 11).
78. В случаяхчрезвычайных и не терпящих отлагательства, Голова вправе сам принимать меры,предоставленные коллегиальному обсуждению Городской Управы (ст. 76), но обязандоводить о своих действиях до сведения Управы в первое, затем, ее заседание.
79. В случаезатруднений или неудобств в исполнении определения Городской Думы, ГородскойУправе предоставляется по заключению большинства членов полного ее Присутствия,приостановиться исполнением того определения и представить Думе об оказавшихсязатруднениях. При подтверждении Думою своего определения, Управа обязана егоисполнить.
80. Если ГородскаяУправа, большинством членов полного ее Присутствия, признает определениеГородской Думы противозаконным, то, не приводя оное в исполнение, представляето сем Думе, и за сим, в случае неустранения разногласия между Думою и Управою,вносит дело к Губернатору, который передает оное не разрешение Губернского по городским делам Присутствия (ст. 11).
81. Сношения городскогообщественного управления с губернским начальством производятся не иначе, какчрез посредство Городского Головы, а с другими установлениями — чрез посредствоили также Головы, или члена Городской Управы.
Отделение IV. О порядке замещения должностей и условияхгородской общественной службы
82. ДолжностиГородского Головы, членов Городской Управы и Городского Секретаря (СекретаряДумы) замещаются по выбору Городской Думы.
83. Если ГородскойГолова не может временно исправлять своей должности по болезни или по другимпричинам, а равно если он совершенно оставит должность в течение последнегогода своей службы, то обязанности его исполняются членом Городской Управы,назначаемым Городскою Думою, на сей случай, вслед за избранием ГородскогоГоловы. О временном заступлении таким лицом должности Городскою Головыдоводится всякий раз до сведения Губернатора. В случае совершенного выбытияГородского Головы более чем за год до окончания им срока службы, должность егозамещается, по новому выбору, впредь до истечения того срока, на который былвыбран выбывший Голова.
84. На должности членовГородской Управы избираются кандидаты, для замещения этих должностей в случаевременного отсутствия или совершенного, до окончания срока службы, выбытия лиц,занимающих оные. Выборы в кандидаты производятся отдельно, после выборадолжностных лиц.
85. По выбору Думыназначаются также члены торговой депутации, где таковая существует, а равноПредседатель и члены Комиссии для оценки недвижимых имуществ, где учреждениетакой Комиссии Дума признает нужным.
86. В городские общественныедолжности, означенные в статьях 82−83, могут быть избираемы не только гласные,но и другие лица, имеющие право голоса на выборах как лично, так и по доверенности, с соблюдением лишь условий и ограничений, в нижеследующих статьяхуказанных. В должность Городского Секретаря могут быть избираемы, сверх того и лица, не удовлетворяющие условиям, установленным в пунктах 2 и 3 статьи 17 дляправа голоса на городских выборах, если только к участию их в общественномуправлении нет препятствий, предусмотренных в статьях 18 и 19.
87. Членами ГородскойУправы не могут быть одновременно отец и сын, тесть и зять, а также родныебратья.
88. Евреи не могут бытьизбираемы в Городские Головы, ни исправлять их должность. Число членовГородской Управы из нехристиан не должно превышать одной трети всего ее состава.
89. В должности по городской общественной службе, означенные в статьях 82−83, не могут бытьизбираемы:
а) духовные лица,
б) Председатели и членысудебных мест, за исключением Почетных Мировых Судей,
в) Прокуроры и их Товарищи
г) чиновникиказначейств.
90. Лица, состоящие на государственной службе, могут занимать городские общественные должности,означенные в статьях 82−83, с сохранением занимаемых должностей по государственной службе, не иначе, как с разрешения их начальств.
91. Должности по городской общественной службе совместимы с должностями по земским и сословнымучреждениям.
92. Лица, избранные в должность Городского Головы, а также назначенные для временного замещения сейдолжности (ст. 83), утверждаются в сих званиях: в губернских городах —Министром Внутренних Дел, а в прочих городах — Губернатором.
93. На вступление в отправление обязанностей лиц, избранных в прочии, кроме Головы, должностигородского общественного управления, разрешения не испрашивается. Если со стороны кого-либо из гласных возникнет жалоба на неправильность избраниядолжностного лица, и если, по рассмотрении этой жалобы в Губернском по городским делам Присутствии (ст. 11), справедливость ее подтвердится, то означенное Присутствие объявляет неправильный выбор несостоявшимся и постановляет определение о производстве нового. Срок на принесение жалобыназначается семидневный со дня избрания. По истечении сего срока необжалованныевыборы признаются вошедшими в законную силу.
94. Срок служенияГородского Головы и членов Городской Управы — четырехлетний; чрез каждые двагода половина членов Управы выбывает по очереди и замещается вновь избираемыми,которыми могут быть и выбывшие.
Примечание. Чрез первыедва года по введении в действие настоящего Положения, половина членов Управывыбывает по жребию.
95. Срок служенияГородского Секретаря определяется Думою.
96. Лица, избранные в Городские Головы, в гласные Думы, в члены Городской Управы и в другие должностиобщественного управления (ст. 73, 82 и 85), пред вступлением в должность,приносят, каждый по своей вере, присягу о добросовестном исполнении принимаемыхими на себя обязанностей; если вера кого-либо из избранных лиц не допускаетприсяги, то от таковых отбираются по сему предмету подписки.
97. Должности в Канцеляриях Городской Думы и Управы, за исключением Городского Секретаря,замещаются по найму. Порядок назначения на эти должности определяется Думою.
Примечание. Означенныев сей статье Канцелярии могут быть соединяемы в одну; во всяком случае оненаходятся в заведывании Городского Головы.
98. Городские Головы,члены Городских Управ, исполнительных Комиссий (ст. 73), городских оценочныхКомиссий и торговых депутаций, а равно чины торговой и хозяйственной полиции,при отправлении своих обязанностей и в торжественных случаях, носят особыезнаки по Высочайше утвержденным рисункам. Городскому Голове предоставляется,сверх того, мундир по особому, Высочайше утвержденному, образцу.
99. Должностным лицамгородского общественного управления не присвояется прав государственной службы,за исключением лишь Городского в губернских городах Секретаря, который, по званию докладчика в Губернском по городским делам Присутствии (ст. 11),пользуется означенными правами, с причислением его по должности к VIII классу,по мундиру к VIII, а по пенсии к VI разряду.
100. Городской Головаможет отлучаться из города на время до двух месяцев, доводя лишь о томсвоевременно до сведения Губернатора; на более продолжительные отлучки он испрашивает разрешение Губернатора. По возвращении Голова обязан, в обоихслучаях, о своем вступлении в должность довести до сведения Губернатора.
101. Гласные о своихотлучках извещают Городского Голову. Должностные лица городского общественногоуправления испрашивают на отлучки свои разрешения Городского Головы.
102. Городскому Головеи членам Городской Управы воспрещается входить в подряды и поставки по предметам городского хозяйства, но им не возбраняется участвовать в торгах на отдачу в содержание городских имуществ, с тем, чтобы, в таком случае, в заменетех из означенных должностных лиц, кои примут участие в торгах, к присутствованию в Управе приглашались их кандидаты.
Глава III. Об участии городского общественного управления в делах по благоустройству города
103. Городской Думепредоставляется о следующих предметах городского благоустройства издавать,порядком ниже указанным, обязательные для городских жителей постановления, с тем, чтобы эти постановления ни в чем не противоречили существующим законам;именно:
а) о порядке содержанияв исправности и чистоте улиц, площадей, мостовых, тротуаров, мостов и гатей, а также сточных труб, каналов, прудов, колодцев, канав и естественных протоков,не исключая и тех, которые находятся на землях, принадлежащих частным лицам,учреждениям и ведомствам;
б) о мерах к охранениюцелости и чистоты и к ограждению от повреждений принадлежащих городуобщественных сооружений и памятников, а равно садов, бульваров и другихобщественных мест;
в) об устройствепристаней, переправ и перевозов, а также железно-конных и иныхусовершенствованных путей, о порядке их содержания и пользования ими, о производстве извозного промысла, о городских омнибусах и других общественныхэкипажах;
г) о чистке дворов, об устройстве и чистке помойных ям и отхожих мест;
д) об устройстве и порядке содержания боен и пользования ими;
е) о мерах к соблюдениючистоты в помещениях для продажи съестных припасов и напитков и к обеспечениюбезвредности оных;
ж) о мерахпредосторожности против порчи воды;
з) о внутреннем распорядкена ярмарках, рынках и базарах;
и) об устройствекровель и об устройстве, чистке и осмотре дымовых труб и печей, и вообще о мерах предосторожности против пожаров;
й) о местах, где не допускаются склады дров, сена, соломы, масла, спирта и других легковоспламеняющихся веществ, и о порядке хранения этих веществ;
к) о мерахпредупреждения и прекращения заразительных, повальных и местных болезней, а равно скотских падежей;
л) о принятии, дляохранения благочиния и порядка в публичных местах, мер, сопряженных с расходамиили ограничениями в производстве торговли и промыслов.
Примечание.Постановления, издаваемые Думою на основании сей статьи, не относятся к темярмаркам, которыми заведывают особые Комитеты, избираемые ярмарочнымкупечеством.
104. Проектыпостановлений о предметах, в предшедшей статье указанных, прежде окончательногоутверждения их Думою, сообщаются Городскою Управою Начальнику местногополицейского управления, который доставляет по ним свое заключение. С своейстороны, Начальник местного полицейского управления вправе сам сообщатьгородскому общественному управлению проекты таких постановлений, которые,представляясь, по его мнению, необходимыми для благоустройства города, могут,на основании предшедшей статьи, быть изданы Городскою Думою. В том же порядкемогут быть изменяемы постановления, уже изданные.
105. Если, относительнопредположенных общественным или полицейским управлением постановлений (ст.104), не состоится между ними соглашения, то дело, в случае требования одной из сторон, поступает на разрешения порядком, указанным в статье 11.
106. Состоявшиеся, на основании статей 103−105, постановления сообщаются Губернатору, который, еслине встретит препятствий к их изданию, делает распоряжение о напечатании оных в губернских ведомостях; в противном же случае передает оные предварительно на обсуждение Губернского по городским делам Присутствия. Напечатанные в губернских ведомостях постановления объявляются в городе для всеобщего сведениятем способом, который будет определен Городскою Думою.
107. Полицейские чиныобязаны наблюдать за точным исполнением постановлений, на основании предшедшихстатей изданных, и принимать возложенные на них в этом отношении меры.
108. Полиция о всехзамеченных ею неисправностях по какой-либо отрасли городского благоустройства,состоящей в ведении городского общественного управления (ст. 103, 114, 139, п.к и л), своевременно заявляет сему управлению.
109. За нарушениеизданных на основании статей 103−106 постановлений, виновные подвергаютсявзысканию по статье 29 Устава о наказаниях, налагаемых Мировыми Судьями, если в законе за подобного рода нарушения не определено особого наказания.
110. Возбуждениесудебного преследования и обличение пред судом виновных в нарушениипостановлений, на основании статей 103−106 изданных, предоставляется городскомуобщественному управлению на одинаковых основаниях с административными властями(Уст. угол. суд., ст. 2 и 3).
111. Устройствоторговой полиции и порядок ее действий определяются Городскими Думами, с утверждения: в губернских городах — Министра Внутренних Дел, а в остальныхгородах и посадах — Губернатора.
112. Порядок действийГородских Управ и, где есть, торговых депутаций (ст. 85) по надзору за производством торговли, на основании Положения о пошлинах за право торговли и других промыслов (Уст. пош., ст. 464, прил. по Прод. 1868 г.), определяетсяГородскими Думами, с утверждения Министра Внутренних Дел, по соглашению с Министром финансов.
113. Изменение в утвержденных для городов планах, а равно новые планы для городов, не имеющихоных, утверждаются, по определениям Городских Дум, для губернских городов —Министром Внутренних Дел, а для остальных городов и для посадов — Губернатором.
114. Утверждение планови фасадов частных зданий в городе, выдача разрешений на перестройки и наблюдение за правильным исполнением построек принадлежит Городской Управе. В делах сих она руководствуется правилами Устава строительного и постановлений,издаваемых на основании статьи 103.
Примечание 1. По введении в городе настоящего положения, статьи 312, 315−321, 374 и 375 Уставастроительного к тому городу не применяются.
Примечание 2.Существующие в некоторых городах должности Городских Архитекторов причисляютсяк составу городских общественных управлений. Городским Думам предоставляетсяучреждать и вновь таковые должности, с распространением на оные всех правслужбы, Городским Архитекторам присвоенных.
115. Городской Управепредоставляется разрешать устройство в городе пристаней для причала судов и выгрузки товаров, общественных купален и бань, театров и других зрелищ, такжефабрик, заводов и иных промышленных заведений из разряда тех, которые, по своейбезвредности, могут быть допущены повсеместно, а равно и газового в сихзаведениях освещения, хотя бы самый город еще не был освещен газом. Списокфабрик, заводов и промышленных заведений, разрешение которых выходит, на основаниисей статьи, из пределов власти общественного управления, ежегодно публикуетсяМинистром Внутренних Дел, по соглашению с Министром Финансов.
Глава IV. О городских имуществах и имущественных делахгорода
116. Городскоеобщественное управление имеет право: 1) именем города приобретать и отчуждатьнедвижимые и движимые имущества и вступать в договоры, на основании ЗаконовГражданских (Т. Х, ч. 1) и настоящего Положения (ст. 55, 63, 66, 67, 72, 117,119−124); 2) искать и отвечать на суде, по имущественным делам города, на основании общих законов о судопроизводстве и настоящего Положения (ст. 118).
117. Имущественныеобязательства, заключенные Городскою Управою на законном основании и в пределахпредоставленных ей Думою полномочий, имеют обязательную силу для города,несущего и денежную по таким обязательствам ответственность.
118. По имущественнымделам города, Городская Управа ищет и отвечает на суде в лице особогоуполномоченного, которым может быть должностное лицо городского общественногоуправления, не исключая и тех местностей, где введены Судебные Уставы и гденаходится достаточное число Присяжных Поверенных (Уч. суд. уст. ст. 388).
119. Определениеспособов извлечения доходов из принадлежащих городу имуществ зависит от Городской Думы (ст. 55, п. 10). Размер установленного Думою сбора за употребление общественных весов и мер не должен однако превышать одной копейкис пуда, четверика или ведра взвешиваемых или перемериваемых предметов.
120. Принадлежащиегороду земли, назначенные, по городскому плану, под площади, улицы, переулки,тротуары, проходы, мосты, переправы и бечевники, а равно водные сообщения,пролегающие чрез городские земли, оставаясь городскою собственностью, состоят в общем всех пользовании.
121. Земли, означенныев статье 120, не могут быть отчуждаемы городским общественным управлением безсоответственного, с утверждения подлежащей власти (ст. 113), изменения в планегорода.
122. ОпределенияГородской Думы:
а) об отдаче впервыеучастков земель, в статье 120 указанных, в чье-либо исключительное пользование
б) об устройстве на таких участках сооружений, стесняющих проход или проезд, подлежат утверждению:в губернских городах — Министра Внутренних Дел, а в уездных — Губернатора.
Правило это не распространяется на распоряжения городского общественного управления об отводемест на площадях и улицах для постановки подвижных ларей, палаток, полицейскихбудок, публичных отхожих мест и других, необходимых для города, общественныхпостроек незначительного размера.
123. Определения Думы о назначении и размере платы за проход и проезд по сооружениям, воздвигнутым на городской счет для сообщения внутри города, или же за стоянку судов в водяныхсообщениях, пролегающих чрез городские земли, приводятся в действие не иначе,как с утверждения Министра Внутренних Дел, по сношении, в подлежащих случаях, с Министрами Финансов или Путей Сообщения.
Примечание. Разрешенныеособыми Высочайшими повелениями, до издания сего Положения, сборы в городскойдоход за стоянку иди проход судов в пролегающих чрез городские земли водяныхсообщениях, а равно производившиеся до сего времени сборы за проход и проезд по сооружениям, воздвигнутым на городской счет, могут быть взимаемы городскимобщественным управлением на прежнем основании, без нового для сего разрешения.
124. ОпределенияГородской Думы о займах, поручительствах, или гарантиях от имени города, в техслучаях, когда сумма лежащих на городе обязательств превышает или, вследствиепредположительного нового обязательства, должна превысить, в общейсовокупности, сумму городских доходов за два последних года, представляются на утверждение Министра Внутренних Дел, с положительным указанием источников, из которых предполагается покрывать ежегодные платежи по принимаемомуобязательству.
125. Городская Управаможет, с разрешения Думы, вносить принадлежащие городу капиталы, для обращенияиз процентов, в кредитные учреждения, как правительственные, так и частные,приобретать на эти капиталы государственные процентные бумаги и гарантированныеПравительством облигации, а также облигации городских кредитных обществ и поземельных банков.
126. Принадлежащиегороду денежные документы и наличные суммы хранятся Городскими Управами, по их усмотрению и согласно инструкциям, изданным от Дум, или в своих кассах, или в казначействах, или же в кредитных установлениях.
127. Если ГородскаяДума признает полезным, чтобы платежи из хранящихся в казначействе городскихсумм и счетоводство по оным производились казначейством, то размер и порядоквознаграждения за сие казначейства определяется Городскою Думою на основанииуказаний, сообщаемых Министерством Внутренних Дел по соглашению с МинистерствомФинансов.
Глава V. О городских сборах
128. Городской Думепредоставляется установлять, в пользу города, следующие сборы:
а) оценочный с недвижимых имуществ;
б) с документов на право производства торговли и промыслов, и
в) с трактирныхзаведений, постоялых дворов и съестных лавочек.
Городской думепредоставляется также вводить в пользу города сборы:
г) с извозного и перевозного промыслов,
д) с лошадей и экипажей, содержимых частными лицами
е) с собак;
но относительно каждогоиз сих сборов предположения Думы о высшем размере обложения, об изъятиях от сбора и о способе взимания оного, должны быть представляемы на утверждение в законодательном порядке.
Примечание. В техгородах, где до издания сего Положения, взимался уже сбор с извозного промысла,на основании особых, Высочайше утвержденных постановлений, Городской Думепредоставляется сохранить сбор сей в размере, не превышающем разрешенного темипостановлениями.
129. Оценочному сборуподлежат все состоящие в городских пределах (ст. 4) недвижимые имущества за исключением:
1) Императорскихдворцов и принадлежащих к ним имуществ;
2) казенных зданий в тех частях их, которые заняты правительственными учреждениями;
3) принадлежащихблаготворительным и учебным заведениям, а также ученым обществам и установлениям, зданий, в тех частях их, где помешаются самые заведения,общества или установления;
4) принадлежащихдуховным ведомствам (как христианских, так и нехристианских исповеданий)имуществ, не приносящих дохода;
5) земель, отошедшихпод железные дороги при самом их устройстве, а также зданий и сооружений, на землях сих возведенных, и долженствующих, по истечении определенного срока,поступить, вместе с дорогою, в собственность казны;
6) тех имуществ,которые, по малоценности их, Городская Дума признает справедливым освободить от сбора.
Примечание. Пряносящиядействительный доход имущества, принадлежащия казне, а также заведениям,обществам, установлениям и ведомствам, означенным в пунктах 3 и 4 сей статьи, а равно занятые квартирами должностных лиц здания или части оных, принадлежащиеказне и означенным в пункте 3 заведениям, обществам и установлениям, подлежатоценочному сбору на общем основании.
130. Размер оценочногосбора с недвижимых имуществ определяется Городскою Думою в процентах: с чистогодохода от недвижимых имуществ, определенного городским общественным управлениемпосредством оценки, или же, при невозможности определить доход — со стоимостинедвижимых имуществ. Размер сего сбора не может превышать 10% чистого дохода с имуществ или 1% стоимости оных.
Примечание. Действующиев некоторых городах постановления о поземельном, в пользу города, сборесохраняют силу в каждом городе лишь до установления Думою оценочного сбора с недвижимых имуществ, и, во всяком случае, в течение не более трех лет по образовании в оном общественных учреждений на основании настоящего Положения.
131. Оценочный сборвзимается на основании следующих правил:
I. Городская Дума,установляя оценочный сбор с недвижимых имуществ, назначает срок, к которому он должен быть внесен.
II. Городская Управа,по произведении надлежащих оценок, распределяет установленный сбор на основаниисих оценок, и доводит о таком распределении до всеобщего сведения не позднеекак за месяц до назначенного Думою срока уплаты сбора.
III. Сбор, не внесенныйк назначенному Думою сроку, считается в недоимке и взыскивается с наложениемпени, размер которой определяется Думою не свыше, однакоже, 1% с суммынедоимки за каждый месяц просрочки. От пени освобождаются взносы, производимыев течение первого полумесяца (до 15 числа включительно) по истечении срока,назначенного для взноса. Затем, за каждый еще не истекший месяц пенянисчисляется как за полный и причисляется к городским доходам.
IV. Если недоимка, с причитающеюся пенею, не внесена в течение шести месяцев после назначенногоДумою срока (§ 1), то она взыскивается, при содействии полиции, посредствомареста доходов с обложенного сбором недвижимого имущества, а принедостаточности сей меры, посредством продажи движимого имущества недоимщика,за исключением предметов, указанных в статьях 973 и 974 (п. 4) Устава Гражд.Судопр., и с предоставлением притом недоимщику права указывать те вещи, которыепрежде других должны быть обращены на пополнение недоимки. В случае непокрытиянедоимки продажею движимостей, продается самое недвижимое имущество в порядке,указанном для взыскания налога с таких имуществ в пользу казны (Уст. под. ст.2, п. 3, прл. по Прод. 1868 г. ст. 25−27).
132. Сборы с документовна право торговли и промыслов могут быть определяемы Городскою Думою:
а) со всехустановленных Положением о пошлинах за право торговли свидетельств купеческих и промысловых (Уст. Пошл., ст. 464, прл. по Прод. 1868 г. ст. 13 и 14) и билетовна торговые и промышленные заведения (там же, ст. 15 и 24)
б) со всякого родапатентов, выдаваемых, по Питейному Уставу, на заводы для выделки напитков и изделий из спирта или вина, а также на заведения для продажи питей (Уст. пит.,изд. 1867 г., ст. 5 и прл., 267, 269 и 270).
Размер сего сбора установляетсяГородскою Думою в процентах с взимаемой по оным казенной пошлины.
Примечание. Высшийразмер обложения, в пользу города, означенных в сей статье свидетельств,билетов и патентов имеет быть определен ко времени выдачи оных на 1871 год.
133. Сборы в пользугорода с означенных в статье 132 свидетельств, патентов и билетов, взимаются на одинаковых основаниях и одновременно с казенными по оным пошлинами.
134. Сбор с трактирныхзаведений, постоялых дворов и съестных лавочек, установляется Городскою Думою и взимается в пользу города на основании Положения о трактирных заведениях (Уст.гор. хоз., ст. 31, прл. по Прод. 1863 г.) и Высочайше утвержденного, 26 Мая1869 года (47137), мнения Государственного Совета.
135. Сверх означенных в статьях 128−134 сборов, Городской Думе предоставляется ходатайствовать,установленным порядком, о введении, в пользу города, сбора с квартир или жилыхпомещений. При представлениях Городских Дум по сему предмету должны быть прилагаемыподробные предположения о способе взимания означенного сбора, о высшем размерепроцентного обложения наемной стоимости квартир, и о тех жилых помещениях,которые, по малоценности своей, подлежат освобождению от сего сбора. Такиепроекты вносятся Министром Внутренних Дел на утверждение в законодательномпорядке.
136. Независимо от сборов, установляемых означенным в статьях 128−135 порядком, в городской доходпоступают:
а) сборы, взимаемые в пользу города при совершении, засвидетельствовании, протесте и представлении ко взысканию различных актов (Т. Х, част. I, Зак. Гражд.);
б) сборы, взимаемые приклеймении мер и весов на основании Устава торгового (ст. 2751);
в) сбор с аукционныхпродаж движимого имущества, производимых чрез должностных лиц городскогообщественного управления, в размере двух процентов с вырученной при продажесуммы (сверх двух процентов, следующих в пользу аукционитов);
г) сборы, взимаемые в пользу некоторых городов с привозимых в город и отвозимых из него товаров, на основании особых, Высочайше утвержденных, постановлений, — и
д) производимыенекоторым городам пособия из государственного казначейства, на основании особыхпостановлений, и из земских сборов, на основании Устава о земских повинностях(ст. 13, § 2, п. д, § 3, п. д. по Прод. 1868 г., ст. 46; особ. прил., по Прод.1868 г., ст. 3, прил. § 1, п. 2, § 2, п. 3 буква з).
137. Установлениеновых, не предусмотренных в сем Положении (ст. 128−136), сборов или налогов в пользу города, а равно определение сборов свыше указанных в Положении пределов(ст. 130 и 132), может последовать не иначе, как по разрешении, законодательнымпорядком, ходатайств о том Городской Думы.
138. Взыскание всякогорода недоимок по установленным в пользу города сборам и повинностямпроизводится порядком административным, на одинаковом основании с бесспорнымитребованиями правительственных мест и улиц (Уст. Гражд. Судопр., ст. 1,примеч.; Зак. Судопроизв. Гражд., ст. 102).
Глава VI. О городских расходах и сметах, счетоводстве и отчетности
139. На городскиесредства обязательно относятся следующие предметы расходов:
а) Содержаниегородского общественного управления, в размерах, определенных Городскою Думою.
б) Содержание городскихобщественных зданий и памятников.
в) Уплата причитающихсясумм по городским займам и выполнение принятых на себя городом обязательств.
Примечание. Действиесего пункта распространяется также на пенсии, назначенные из городских доходов,в силу постановлений, действовавших до введения настоящего Положения.
г) Производство разнымучреждениям, установлениям и ведомствам пособий на содержание учебных,благотворительных и иных общеполезных заведений, на основании особых,утвержденных законодательным порядком, постановлений, и производствогосударственному казначейству пособий, занесенных в государственную роспись.
Примечание. В течениетрех лет со времени приведения в действие в городе настоящего Положения, отпускпособий разным учреждениям, установлениям и ведомствам на содержание учебных,благотворительных и иных общеполезных заведений, производится в тех размерах, в которых пособия сии от городов до того времени производились. По истечении же сего срока, обязательным для города остается производство только тех из сихпособий, которые будут возложены на него законодательным порядком, илиотносительно которых последует соглашение между городским общественнымуправлением и подлежащим учреждением, установлением или ведомством. Пособияказне назначаются в суммах, занесенных в государственную роспись.
д) Издержки по отправлению воинского постоя и других воинских потребностей, а также по отоплению и освещению тюрем и содержанию смотрителей, в законном порядке на город отнесенные.
е) Участие в расходахна содержание чинов городских полиций там, где такое участие возложено, в законном порядке, на городские средства.
ж) Содержаниепринадлежащих к составу городских полиций пожарных команд, на основании штатов,существовавших до введения в действие настоящего Положения, или же утвержденныхпосле такого введения по предварительном рассмотрении их в Городской Думезаконодательным порядком.
з) Устройство или наемпомещения для городского полицейского управления (где оно учреждено отдельно от уездно-полицейского) и для пожарной при полиции команды с отоплением и освещением, равно выдача квартирных денег неимеющим от города помещения чинамгородской полиции и пожарной команды, в размере, определенном штатами и инымиВысочайше утвержденными постановлениями.
и) Прочее, сообразноопределенным штатам и росписаниям, вещественное довольствие городскихполицейской и пожарной команд, именно: снабжение их провиантом и амуницией и пользование в больницах принадлежащих к сим командам чинов.
й) Содержаниеобщественных пожарных команд, существовавших до введения с действие настоящегоПоложения, или же учреждаемых, на основании определений Городских Дум, с надлежащего разрешения, в замен или для усиления полицейских пожарных команд.
к) Содержание лежащихна отчете города улиц, площадей, дорог, бечевников, мостов, тротуаров,переправ, бульваров, садов, каналов, водопроводов, сточных труб, прудов, канав,протоков и гатей, а также городское освещение в размере не менеесуществовавшего в городе при введении в действие настоящего Положения.
Примечание. Проезжиеулицы, лежащие на таких дорогах, которые состоят в ведомстве путей сообщения,содержатся сим ведомством (Уст. пут. сообщ., ст. 558, по Прод. 1868 г.).
л) Отвод мест для свозанечистот и для зарытия палого скота.
140. За удовлетворениемуказанных в статье 139 потребностей, городские средства могут бытьупотребляемы, по усмотрению Городской Думы, на всякие вообще предметы,относящиеся к пользам города и его обывателей и законам непротивные.
141. В сроки,определенные Думою, Городская Управа составляет ежегодно смету (роспись)предстоящим городским доходам и расходам, которая рассматривается и утверждается Думою, и, затем, в течение двух недель по утверждении,доставляется Губернатору и объявляется во всеобщее сведение порядком, в статье68 указанным.
142. Городской Думе,одновременно с утверждением сметы, предоставляется назначать и самый способисполнения той или другой хозяйственной операции: посредством ли отдачи с публичных торгов, или избранным лицам на комиссию, или же хозяйственнымираспоряжениями Городской Управы. Если Думою такого указания не сделано, то избрание способа предоставляется Управе.
Примечание. К торгам на городские суммы не применяются, по введении в городе настоящего Положения,ограничения, содержащиеся по сему предмету в Законах Гражданских (Т. Х, ч. I,ст. 1489, 1503, 1710 и 1805).
143. При рассмотрениисметы городским доходам и расходам, Губернатор наблюдает:
1) чтобы не установлялись сборы, законом недозволенные, дозволенные же не назначались свышеразрешенных законом размеров;
2) чтобы не допускалосьнеуравнительности в обложении сборами предметов, казне или уделу принадлежащих,в сравнении с частными
3) чтобы назначаемыбыли необходимые суммы на удовлетворение потребностей, законом обязательно на городские средства отнесенных.
144. При взиманиигородских сборов и производстве расходов из городских сумм, Городская Управаруководствуется утвержденною сметою. В случае необходимости произвести расход,в смете непредусмотренный, или в размере, превышающем сметное назначение,Городская Управа может удовлетворить оный из остатков от сметных назначений,испросив на то особое разрешение Думы, если на сие не было дано Управеуполномочия при самом утверждении сметы. При неимении же свободных остатков от сметных сумм, Управа может во всякое время представлять на утверждение Думыдополнительную смету.
145. С разрешенияГородских Дум Городским Управам предоставляется всякую возложенную на городпотребность воинского или гражданского управления (ст. 139), на которую по смете назначена определенная денежная сумма, удовлетворять, по соглашению с подлежащим начальством или ведомством, выдачею суммы, какая будет условлена по такому соглашению, не свыше, однако же, определенной по смете в распоряжениеозначенного начальства или ведомства; затем город, не требуя отчета в израсходовании выданной суммы, не обязывается и ни к каким дополнительным по этому предмету расходам.
146. Всем денежнымсуммам, как поступающим на приход, так и расходуемым, должны быть ведены правильныесчеты. Формы и порядок счетоводства утверждаются Городскою Думою (ст. 55, п.11).
147. К сроку,назначенному Думою, Городская Управа составляет ежегодно отчет о движениигородских сумм, который, по поверке и окончательном утверждении его ГородскоюДумою, препровождается к Губернатору для сведения и объявляется порядком, в статье 68 указанным. Отчетность городского общественного управления не подлежитревизии общих контрольных учреждений.
Глава VII. О порядке обжалования распоряжений городскогообщественного управления и об ответственности должностных лиц оного
148. Частные лица,общества и установления, в случае нарушения их гражданских прав действиямигородского общественного управления, имеют право иска на общем основании.
149. Жалобы на незаконность таких определений и постановлений Городских Дум, которые былиутверждены Министром Внутренних Дел или Губернатором (ст. 111−113 и 122−124),когда по свойству предмета, не может быть начато иска по предшедшей статье,приносятся Правительствующему Сенату (по 1-му Департаменту).
150. За исключениемслучаев, в статьях 148 и 149 указанных, жалобы на неправильные распоряженияГородской Управы или Городского Головы приносятся Думе, а на противозаконныеопределения Думы — Губернатору, который передает их на разрешение Губернскогопо городским делам Присутствия (ст. 11).
151. Жалобы и заявленияправительственных, земских и сословных установлений по пререканиям их с городским общественным управлением о пределах ведомства, власти и обязанностях,обращаются также к Губернатору и им передаются на обсуждение Губернского по городским делам Присутствия. Таким же образом Губернатор поступает в техслучаях, когда непосредственно усмотрит незаконность распоряжения илиопределения городского общественного управления.
152. Губернское по городским делам Присутствие разрешает подлежащие его рассмотрению дела простымбольшинством голосов. Решения его немедленно приводятся в исполнение, если в самом заключении не будет постановлено противного.
153. Как городскомуобщественному управлению, так и всем ведомствам и установлениям, а равно и частным лицам, недовольным решением Губернского по городским делам Присутствия,предоставляется обжаловать оное Правительствующему Сенату (по 1-муДепартаменту) в шестинедельный срок. Равномерно и Губернатор, если признаетрешение Присутствия неправильным, может, в тот же шестинедельный срок,представить дело на разрешение Правительствующего Сената (по тому же 1-муДепартаменту).
154. Указанный в предшедшей 153 статье шестинедельный срок исчисляется:
а) для частных лиц — со дня объявления им решения Присутствия,
б) для общественныхуправлений и прочих установлений — со дня получения ими копии с решения,
в) для Губернатора — со дня подписания решения.
155. При передачеопределения Городской Думы на обсуждение Губернского по городским деламПрисутствия (ст. 150 и 151), Губернатору представляется приостановитьисполнение оного, на срок не более одного месяца со времени получения им определения.
156. Должностные лицагородского общественного управления (ст. 73, 82−85) подвергаютсяответственности за преступления по должности не иначе, как по суду.
157. Предание судуозначенных в статье 156 должностных лиц, кроме Городского Головы (ст. 159), с устранением или без устранения от должности, может последовать по определениюДумы.
158. Губернатор, еслиусмотрит противозаконные действия должностных лиц городского общественногоуправления, передает таковые на обсуждение Губернского по городским деламПрисутствия. Определение сего Присутствия о предании суду должностных лицобщественного управления, предварительно приведения оного в исполнение,сообщается подлежащей Городской Думе, которая, в случае несогласия с определением Присутствия, может, в шестинедельный, со дня полученияопределения, срок, принести жалобу Правительствующему Сенату (по 1-муДепартаменту).
159. Городские Головыпредаются суду не иначе, как по определению 1-го ДепартаментаПравительствующего Сената, основанному на определении Городской Думы илиГубернского по городским делам Присутствия.
160. Городские Головы и члены Городской Управы судятся по преступлениям должности в Судебной Палате, а в местностях, где еще введены Судебные Уставы, в Уголовной Палате, или в Соединенной Палате Уголовного и Гражданского Суда, по принадлежности.
161. Лица, служащие в городском общественном управлении, в том числе и по найму, в случаепреступлений по должности, подлежат наказаниям, установленным в статьях 329−387Уложения о наказаниях.








