Христианские святые, которых все знают

Санта Клаус

Наверное, мало кто догадывается, что привычный персонаж рождественских празднеств Санта Клаус — не какой-то мифический образ, родной брат гномов и кузин домовых, а реально существовавшая личность. Правда, звали его несколько иначе, да и жил он не в холодной Лапландии, а в теплой Малой Азии.

Звали его св. Николай, родился он в византийском городе Патаре (провинция Ликия), на территории нынешней Турции, во второй половине III века. С детства он был немного не похож на тех детей, которые весь день с громкими криками играли на улицах. Этот мальчик помогал любому, кто попал в трудное положение. Св. Николай постоянно совершал добрые дела. И от этого другие люди тоже становились добрее, старались помочь знакомым и незнакомым. О взрослом святом Николае рассказывают множество историй. Он спас трёх дочерей обнищавшего старика от бесчестья. Трижды тёмной ночью он подкидывал в окно старика кошельки с золотыми монетами, и старик сумел всех трёх дочерей выдать замуж с приданым за достойных людей. Во время плавания он спас от шторма погибающий корабль, обратившись с молитвой к Господу, и тем успокоив море. В городе Мира (теперь он называется Демре), центре провинции Ликия, его выбрали епископом. Он был ещё молод, но стал управлять многими церквами. В городе и сейчас стоит храм, основой которого была церковь, в которой служил св. Николай.

Архиепископ Николай всю свою жизнь помогал людям и спасал их. Среди спасённых им были несправедливо осуждённые на казнь простые люди, оклеветанные и брошенные в тюрьму византийские военачальники и мн. другие. Окончил свой земной путь св. Николай примерно в 342−351 гг., 6 декабря (по старому стилю) и был погребен в храме, в котором служил.

Почитание святого Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. Ему посвящались многочисленные церкви, к нему обращались в молитвах, уповая на исцеление и помощь. Из народных легенд, появлявшихся на протяжении веков, мы узнаем о том, что святой Николай помогал бедным и несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у дверей, золотые монетки, и кладя в окна пирожки. Кстати, примерно в 960 году на Западе было написано первое музыкальное произведение о святом Николае, где был предложен новый вариант перевода жития святого: вместо слова «innocentes» (невинные) применительно к трем жителям Мир, несправедливо приговоренным к смерти, употреблено «pueri» (дети). В связи с тем, что это средневековое музыкальное произведение о святом епископе имело неимоверный успех, зародилась традиция почитания святого Николая как покровителя детей. Впрочем, еще до этого своим небесным заступником его избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.

Когда в конце XI века Византию начали опустошать турки-сельджуки, жители города Бари, который находится на территории нынешней Италии, «выкрали» из Мир Ликийских мощи святого Николая и тем самым спасли почитаемую всеми христианами святыню от надругательства. Мощи были привезены в Бари, где специально для них была построена величественная базилика. В этот мало примечательный доселе город потянулись паломники со всех европейских стран. Даже захватчики, сменявшие друг друга, от норманов до свевов, почитали святость Никольского храма, предоставляя ему всяческую защиту и попечение. Когда в 1156 году Бари захватил Вильгельм Лютый, сравнявший город с землей, не пощадивший ни домов, ни церквей, базилика святого Николая осталась стоять нетронутая среди дымившихся руин. Есть и еще один знаменательный момент, связанный с перенесением мощей святого Николая. В 1088 году Папа Урбан II официально установил празднование этого события на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, а на Руси он получил широкое распространение и сохранился до сих пор, в народе его называют «Никола-вешний».

На Руси святой Николай являлся одним из самых почитаемых святых. Например, в XVI—XVII вв.еках русские избегали давать детям имя Николай из-за особого благоговения, а непочитание Чудотворца воспринималось не иначе как признак ереси. Для русских православных христиан Николай стал самым «демократичным» святым, самым доступным, скорым и непреложным помощником. Лучше всего отношение к этому святому показывает одна из бесчисленных русских легенд: «Путешествуя по земле, Никола и Касьян (святой Кассиан Римский) увидели крестьянина, хлопочущего около своей телеги, глубоко увязшей в грязи. Касьян, боясь запачкать свои белоснежные ризы и боясь предстать пред Богом в неподобающем виде, помочь бедняге не пожелал, а вот Никола без рассуждений взялся за дело. Когда телегу удалось вытащить, то помощник оказался по уши измазанным грязью, да ко всему прочему и его праздничные ризы сильно разодрались. Вскоре оба святые предстали пред престолом Всевышнего. Узнав, почему Никола так грязен, а Касьян чист, Господь дал первому вместо одного два праздника в году (9 мая и 6 декабря), а Касьяну уменьшил до одного в четыре года (29 февраля). Для русских христиан Николай Чудотворец всегда был одновременно и видным иерархом, и простым, добрым святым, да к тому  же скорым помощником в бедах».

Святой Патрик

Святой Патрик — христианский святой и покровитель Ирландии. Считается, что именно он распространил христианство в Ирландии. Его почитают в католицизме, англиканской, лютеранской, пресвитерианской церквях, а также в некоторых православных общинах.

Святой Патрик. Витраж в оклендском соборе Светлого Христа. Фото: Commons.wikimedia.org / Sicarr

О жизни святого Патрика известно из его собственных произведений — «Исповеди» (Confessio) и «Послания к воинам короля Коротика».

Согласно этим сочинениям, Патрик родился в IV веке в управляемой Римом Британии в состоятельной семье. Его отец был дьяконом, дед — священником христианской церкви. Настоящее имя Патрика — Магон.

В возрасте 16 лет он был похищен пиратами и увезен в рабство в Ирландию. Хозяин Магона решил дать пленнику новое имя и презрительно назвал своего молодого раба Patricius — «знатный человек, патриций».

За годы рабства Патрик обрел веру в Бога. Спустя шесть лет он, наконец, решился на побег. Ему удалось попасть на корабль и добраться на нем в Галлию.

Однажды Патрик увидел сон, в котором Бог велел ему вернуться в то место, откуда он сбежал.

Так Патрик снова прибыл в Ирландию в 432 году, но уже как проповедник христианства.

С этого момента начинается его миссионерская деятельность. До этого ирландцы, в основном, были язычниками.

О данном периоде жизни святого Патрика и о его столкновениях с друидами было сложено множество легенд. Считается, что он крестил сотни тысяч человек и основал в Ирландии несколько сот церквей.

Святого Патрика почитают именно 17 марта, поскольку этот день считается днём его смерти. Предположительно, святой Патрик был похоронен в Даунпатрике в Северной Ирландии.

Католическая церковь почитает трёх святых мучеников с именем Валентин, но достоверной информации об их жизнях почти нет. Известно лишь, что Валентин Римский был священником и принял мученичество во время гонений на христиан в III веке н. э. Другой Валентин был епископом Интерамны (ныне город Терни, Италия). Он был казнён за веру 14 февраля 270 года и похоронен недалеко от Рима. Святой почитается и католиками, и православными. О третьем Валентине мы знаем лишь то, что он погиб в Карфагене.

Более подробные сведения о священномучениках появились уже в эпоху Зрелого Средневековья (в XI—XIV вв.еках). Но и в них поначалу отсутствовал какой-либо романтический окрас. Вполне вероятно, что в легендах идёт речь о другом святом или даже разных подвижниках с именем Валентин.

Святой Валентин из Терни и его ученики. Фото: Commons.wikimedia.org

По легенде, римский император Клавдий II не мог набрать достаточного количества воинов в свою армию. Тогда он решил, что это жёны не пускают мужей на войну, и запретил молодым мужчинам жениться.

Святой Валентин был врачевателем и проповедником христианства. Он не только молился за больных, но и тайно венчал влюблённых, несмотря на запрет царя Клавдия. Как-то раз к нему обратился за помощью тюремный сторож. Он просил исцелить свою дочь Юлию от слепоты. Священник назначил девушке мазь для глаз и сказал прийти позднее.

Святой Валентин также исцеляет от эпилепсии. Фото: Commons.wikimedia.org

Однако до императора дошли слухи о тайных венчаниях, и святой Валентин был заключён в темницу. Зная, что его скоро казнят, Валентин написал слепой Юлии предсмертную записку с признанием в любви и передал ей её через отца.

Валентина казнили в тот же день, 14 февраля. Когда девушка открыла записку, внутри неё был шафран и подпись «Твой Валентин». Юлия взяла шафран в руки, и её зрение чудесным образом восстановилось.

Впоследствии как христианский мученик, пострадавший за веру, Валентин Интерамнский был канонизирован католической церковью. А в 496 году Римский Папа Геласиус объявил 14 февраля Днём святого Валентина.

Этот рассказ можно назвать выдумкой хотя бы потому, что во времена святого Валентина (в III веке) особого обряда церковного венчания при заключении брака ещё не существовало. К тому же христианская религия в языческом Риме была презираема и гонима, и вряд ли император Клавдий придавал большое значение этому обряду.

По другой версии, День святого Валентина был нужен церкви, чтобы вытеснить языческий праздник. Римляне верили, что основателей их города — братьев Ромула и Рема — выкормила своим молоком волчица. В честь этого животного отмечали «луперкалии» (от lupus — волк). В жертву приносили козу (пища волков) и собаку (животное, наиболее ненавидимое волком). Потом закланных животных свежевали и из их шкур нарезали узкие ремни. Двое обнажённых юношей брали эти ремни и начинали ритуальный бег, во время которого стегали ремнями всех попадавшихся на их пути. Женщины и девушки специально подставляли различные части тела под удары, так как считалось, что это помогает забеременеть и легко родить.

Священные ремни назывались «фебруа», от этого слова произошло название месяца, в середине которого и отмечали луперкалии — «фебруарий» (февраль).

Мощи святого Валентина в Терни. Фото: Commons.wikimedia.org / Freaks

Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья

Во II веке, в царствование императора Адриана (117—138) в Риме жила благочестивая вдова София (София значит премудрость). У нее были три дочери, Вера, Надежда и Любовь, носившие имена трех главных христианских добродетелей. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам.

Слух о принадлежности этого семейства к христианству дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него.

Удивленный смелостью юных христианок император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако, все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву языческим богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ.

Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее многострадальную душу в небесные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых.

Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, — 10, а младшей, Любови, — лишь 9 лет. Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Мощи святых мучениц с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории