Линь Бяо родился в 1906 г. (по другим данным в 1907 г.) в деревне Хуйлуншань уезда Хуанган провинции Хубэй в семье мелкого фабриканта. При рождении получил имя Юй Жуп. Его отец имел небольшую текстильную фабрику, которая, по словам Линь Бяо, “процветала непродолжительное время в период первой мировой войны, но затем обанкротилась из-за непосильных налогов, налагаемых местными милитаристами”. После банкротства отец стал работать кассиром на пароходе, плававшем по реке Янцзы. Семья была большой. В возрасте 10 лет Юй Жун ушел из дома, сначала учился в Хуйлуншаньской школе, затем в Утайской средней школе. Семнадцатилетним юношей он вступил в Социалистический союз молодежи Китая, а в 1925 г.-в КПК. В 1925 г. поступил в военную школу Вампу, в 1927 г. стал командиром взвода, затем роты отдельного полка Национально-революционной армии. К тому времени он сменил свое имя па Линь Бяо. В 1926 г. участвовал в Северном походе, в 1927 г. принимал участие в Наньчанском восстании. После поражения восстания участвовал в совещании в Маочжи, в ходе которого некоторые командиры предлагали распустить войска. Линь Бяо с Чэнь И поддержали Чжу Дэ, воспротивившегося этому предложению.
После создания в 1928 г. 4-го корпуса Красной армии Китая Линь Бяо командовал полком. Когда была сформирована в 1930 г. 1-я армейская группа, командовал корпусом. В ноябре
1931 г. Линь Бяо становится членом Реввоенсовета, созданного по решению I Всекитайского съезда представителей советских районов Китая. В 1932 г. Линь Бяо назначен командующим 1-й армейской группы Красной армии, участвовал в отражении пятого карательного похода Гоминьдана. 1-я армейская группа под командованием Линь Бяо в октябре 1934 г. шла в авангарде Великого похода. Интересна характеристика Линь Бяо того времени, данная Отто Брауном, немецким коммунистом, в 1932 г. посланным Исполкомом Коминтерна в Китай в качестве военного советника при ЦК КПК: “Линь Бяо, несомненно, был блестящим тактиком партизанской и маневренной войны. Других форм боевых действий он не признавал. В военных вопросах, особенно когда речь шла об оперативном или тактическом руководстве, он не слушал ничьих советов”.
В 1934-1936 гг. войска под командованием Линь Бяо вели боевые действия против гоминьдановских войск.
Нападение Японии на Китай в июле 1937 г. создало новую обстановку в стране и ускорило образование единого национального фронта. Произошла реорганизация Красной армии, была образована 8-я армия Национально-революционной армии Китая. Линь Бяо назначается командиром 115-й дивизии. Сражаясь с японцами, войска под руководством Линь Бяо одержали ряд побед. После тяжелого ранения Линь Бяо Б 1939 г. уехал в СССР на лечение. В Советском Союзе он был представителем КПК в Коминтерне. В 1942 г. он вернулся в Яньань и стал секретарем Северо-Восточного бюро ЦК КПК. На VII съезде КПК в 1945 г. Линь Бяо был избран членом ЦК КПК.
В это время на базе отрядов 8-й армии и Новой 4-й армии была образована маньчжурская Объединенная демократическая армия численностью до 300 тыс. человек, командующим которой был назначен Линь Бяо, комиссаром – Пэн Чжэнь. В январе – марте 1947 г. войска под руководством Линь Бяо трижды форсировали Сунгари и нанесли сильные удары противнику в районе севернее Чанчуня. В 1948 г. Линь Бяо стал командующим войсками Се вер о-В ост оч ной полевой армии. В сентябре 1948 г. его войска начали крупную операцию по разгрому гоминьдановской армии в Маньчжурии. В результате Ляошэньской операции НОАК впервые получила количественный перевес над армией Гоминьдана. В 1948 г. Линь Бяо командовал Бэйшга-Тяньцзиньским фронтом, в марте 1949 г. был представителем КПК на переговорах с Гоминьданом. В сентябре 1949 г. он был избран членом Всекитайского комитета НПКСК, в октябре 1949 г. назначен командующим Центральнокитайским военным округом. С декабря 1949 г. по январь 1953 г. Линь Бяо является председателем Центрально-Южного военно-административного комитета, а с июля 1950 г.- первым секретарем Центрально-Южного бюро ЦК КПК. В 1950 г. выступил против участия Китая в войне в Корее.
В августе 1954 г. Линь Бяо был избран депутатом ВСНП, переизбран в июле 1958 г. и в сентябре 1964 г. С 1954 г.-заместитель председателя Государственного комитета обороны. С 1954 г. заместитель премьера Госсовета КНР. В 1955 г. Линь Бяо присвоено воинское звание маршала КНР, он был награжден многими орденами. С сентября 1956 г.- член Политбюро ЦК КПК, с мая 1958 г.-член Постоянного комитета Политбюро ЦК и один из заместителей председателя ЦК КПК.
С сентября 1959 г., после Лушаньского совещания и снятия Пэн Дэдуая, Линь Бяо становится министром обороны КНР. Он активно способствовал распространению в Китае культа личности Мао Цзэдуна. В армии по его указанию уже в мае 1964 г. издается “Цитатник” Мао Цзэдуна. Линь Бяо заявил, что эту книгу, так же как и личное оружие, должен иметь каждый солдат. Линь Бяо становится активным участником и проводником “великой пролетарской культурной революции”. На XI пленуме ЦК КПК в августе 1966 г. он вновь избирается в состав Постоянного комитета Политбюро ЦК, называется в списке вторым после Мао Цзэдуна. После IX съезда КПК с апреля 1969 г. официально становится единственным заместителем председателя ЦК партии и определяется как “преемник” Мао Цзэдуна.
20 августа 1973 г., уже после гибели Линь Бяо, ЦК КНК принял решение о посмертном исключении Линь Бяо из партии как “буржуазного карьериста”, “интригана”, “контрреволюционного двурушника”, “предателя”, “национального изменника”.
Со времени гибели Линь Бяо прошло почти два десятилетия, по до сих пор она продолжает привлекать внимание исследователей. В Китае и на Западе появилась обширная литература, позволяющая составить достаточно полное представление о сентябрьском инциденте. Вниманию читателя предлагается попытка реконструкции событий тех дней, сделанная на основе китайских публикаций.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
“Он (Линь Бяо) дошел до того, что в августе 1970 г. на II пленуме ЦК 9-го созыва предпринял неудавшуюся попытку контрреволюционного переворота, в марте 1971 г. состряпал план контрреволюционного вооруженного переворота “Тезисы об объекте “571” и затем, 8 сентября, организовал контрреволюционный вооруженный переворот, тщетно пытаясь совершить покушение на жизнь великого вождя Председателя Мао Цзэдуна и создать свой Центральный Комитет. 13 сентября, после провала своего заговора, он незаконно взял самолет и вылетел на нем, чтобы переметнуться к советским ревизионистам, изменив партии и родине, но разбился на территории Монгольской Народной Республики в районе Ундэрхана”. (Из отчетного доклада Чжоу Эньлая на Х съезде КПК 24 августа 1973 г.)
* * *
Ночь с 11 на 12 сентября 1971 г. Линь Бяо и Е Цюнь находятся в своей резиденции в Бэйдайхэ – курортном местечке на берегу моря в провинции Хубэй. Е Цюнь лежит на диване, не двигаясь. Звонит телефон. Трубку берет Линь Бяо. Ему сообщают, что Мао Цзэдун проехал Шанхай, поезд на большой скорости мчится на Север. Линь Бяо сообщает эту новость жене. Е Цюнь громко рыдает. Затем встает и начинает собирать вещи. Она берет два словаря: “Русско-китайский” и “Англо-китайский” – и два соответствующих разговорника. При этом рассуждает, что если они полетят в Гонконг, то будет пытаться говорить на английском: несколько фраз она уже выучила и с помощью словаря и разговорника сможет объясняться. Если же они полетят в столицу русских, то ей пригодятся две другие книги. Тем более что раньше вместе с Линь Бяо она была в СССР, когда ее муж там лечился, и взяла несколько уроков русского языка у советских преподавателей, в последующее время даже пыталась переводить кое-какие материалы с русского.
Вечер 12 сентября 1971 г. Фуцзяньский зал Дома народных представителей на площади Тяньаньмэнь. Горит яркий свет, премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай проводит совещание, обсуждая проект доклада “О работе правительства” для сессии ВСНП.
22 часа 20 минут. Секретарь Чжоу Эньлая подходит к премьеру и тихо говорит, что звонят из воинской части № 8341, которая ответственна за охрану ЦК КПК, и хотят лично проинформировать Чжоу Эньлая в связи с неотложными обстоятельствами. Премьер берет трубку и выслушивает сообщение. На другом конце провода говорят, что, по некоторым сведениям, Е Цюпь, Линь Лиго (сын Линь Бяо.- В. У.) вместе с Линь Бяо намерены на самолете удрать за границу, в Бэйдайхэ творятся необычные вещи. Чжоу Эньлай немедленно перезванивает командующему ВВС, члену Военного совета ЦК КПК У Фасяню и первому политкомиссару ВМФ, члену Военного совета ЦК КПК Ли Цзопэну и требует, чтобы они выяснили вопрос с самолетом “Трайдент”, сел ли он в аэропорту Шапхайгуаня? Чжоу Эньлай отдает приказ У Фасяню и Ли Цзопэну предпринять все меры для того, чтобы воспрепятствовать выезду Линь Бяо.
13 сентября 1971 г. 00 часов. Чжоу Эньлай по телефону получает следующее сообщение из воинской части № 8341: несмотря на все заслоны, поставленные данной частью, Линь Бяо на машине прорывается к аэропорту в Шанхайгуане.
13 сентября 1971 г. 00 часов 32 минуты. Из Бэйдайхэ премьеру сообщают: Ли rib Бяо захватил самолет и вылетел в северном направлении. Из штаба ВВС подтверждают это сообщение. Чжоу Эньлай принимает решение и отдает приказ: “Немедленно закрыть все аэропорты страны, приостановить все полеты самолетов, привести в действие все радары для наблюдения за воздушным пространством Китая”.
Вскоре радар диспетчерской службы штаба ВВС засек самолет Линь Бяо, определил курс самолета и эту информацию срочно передали Чжоу Эньлайю.
– Можно ли по радио вызвать самолет № 256, они могут нас услышать? – спрашивает премьер у работников штаба ВВС.
– Могут,- следует ответ из диспетчерской службы штаба.
– Я хочу поговорить с летчиком Пань Цзиньянем, соедините меня с ним.
– Он ведет самолет, но не отвечает,- слышится голос в трубке.
– Тогда прошу вас от моего имени связаться с самолетом Xs 256 и призвать их вернуться. Я, Чжоу Эньлай, готов встретиться с ними после приземления самолета на любом – восточном или западном – аэродроме под Пекином.
– Они не отвечают,- сообщают из диспетчерской.
Самолет летит над западной частью автономного района Внутренняя Монголия, затем неожиданно изменяет курс и направляется на Север.
00 часов 50 минут. Чжоу Эньлаю докладывают, что самолет пересек границу КИР и МНР и вторгся в воздушное пространство Монголии. Чувствуя всю важность момента, Чжоу Эньлай собирается и едет в Чжуннаньхай к Мао Цзэдуну доложить обстановку. Он знает, что Мао Цээдун вчера во второй половине дня, а точнее, в пять часов прибыл в Пекин и сразу же поехал отдыхать Б Чжуннаньхай.
Чжуннаньхай. Чжоу Эньлай входит в комнату, где находится Мао Цзэдун.
– Военные летчики предлагают перехватить самолет Линь Бяо,- говорит премьер.- Как быть, сбивать или нет, самолет еще находится в зоне действия наших огневых средств.
– Нельзя перехватить – не следует сбивать,- тихо говорит Мао Цзэдун.- Небо хочет, чтобы шел дождь, мамаша хочет выйти замуж. Тут такое дело, что ничего не поделаешь. Пусть улетает. Если мы его собьем, как к этому отнесется народ всей страны?
Чжоу Эньлай предлагает Мао Цзэдуну для его безопасности из Чжуннаньхая срочно перебраться в Дом народных представителей. Мао Цзэдун нехотя соглашается и тут же предлагает премьеру собрать на совещание находящихся в Пекине членов Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК.
Премьер дает указание: срочно собрать членов Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК.
18 сентября 1971 г., четвертый час утра. В Доме народных представителей на площади Тяньаньмэнь собираются члены Постоянного комитета Политбюро.
3 часа 15 минут. Чжоу Эньлаю сообщают из центра управления полетами ВВС: с помощью радара обнаружено, что с аэродрома в западном пригороде Пекина взлетел вертолет.
Чжоу Эньлай немедленно принимает решение – послать истребитель для его перехвата, но дать вертолету возможность пересечь границу. Он посылает секретаря передать этот приказ по секретной связи.
Штаб ВВС Китая. Получена шифровка следующего содержания: “Я – секретарь Политбюро ЦК КПК – передаю вам приказ премьера Госсовета Чжоу Эньлая: вертолет, вылетевший из аэропорта Шахэ, обязательно перехватить в воздушном пространстве Северного Китая и не дать ему возможности скрыться. Обстановку незамедлительно докладывать в ЦК КПК”. Вертолет № 3685, на котором находятся четыре человека, включая пилота, пытается пробиться к границе и взять курс на Улан-Батор. В вертолете большое количество секретных документов, американских долларов.
Дом народных представителей. Чжоу Эньлай рассказывает членам Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, что Мао Цзэдун накануне, 12 сентября вечером, вернулся в Пекин, затем знакомит их с обстановкой и событиями, происшедшими ночью, сообщает, что Линь Бяо, сев на самолет, бежал из страны. Чжоу Эньлай призвал участников совещания быть готовыми к неожиданным ситуациям, которые могут возникнуть. Мао Цзэдун в совещании участия не принимал.
6 часов 47 минут. Вертолет № 3685 совершил посадку на территории уезда Хуайжоу. Пилот был застрелен, три члена экипажа покончили жизнь самоубийством.
Утро 18 сентября 1971 г. Дом народных представителей. Чжоу Эньлай не спал более суток. Окружающие предлагают премьеру отдохнуть.
– Как я могу сейчас отдыхать? – следует ответ. С утра до обеда он обзвонил все военные округа, связался с ответственными работниками всех провинций, городов центрального подчинения и автономных районов, дал необходимые распоряжения. Постоянно держит в курсе дел Мао Цзэдуна.
После обеда Чжоу Эньлай, не смыкавший глаз более 50 часов, приняв снотворное, лег отдохнуть. К этому времени никаких новых сообщений о Линь Бяо не поступало.
МНР. Улан-Батор. Посольство КНР в МНР. 14 сентября, 8 часов утра. Телефонный звонок из МИДа Монголии. Китайского посла Сюй Вэньи просят приехать на встречу с заместителем министра иностранных дел Монголии к 8 часам 30 минутам.
8 часов 30 минут. Китайский посол Сюй Вэньи в сопровождении переводчика Лю Чжэньлу входит в кабинет заместителя министра иностранных дел Монголии. На столе напротив дивана лежат фрукты, сладости, сигареты, стоит чай. Поздоровавшись, эамминистра говорит:
– Имею поручение от своего правительства сообщить Вам о следующем инциденте: 13 сентября примерно в 2 часа ночи в 10 км к югу от горнорудного района Бэрх потерпел аварию реактивный самолет. Компетентные органы Монголии узнали об этом инциденте в первой половине того же дня и выяснили ситуацию, направив свой персонал на место происшествия. Многочисленные свидетельства указывают, что самолет принадлежит китайской армии, а на его борту находилось девять человек, в том числе одна женщина. Все пассажиры погибли. От имени своего правительства я заявляю устный протест по поводу вторжения в воздушное пространство МНР китайского военного самолета.
– Исходя из дружественных отношений, – обратился посол к замминистра,- прошу помочь мне понять, по каким причинам китайский военный самолет вторгся в пределы Монголии… В период, когда китайско-монгольские отношения только начали нормализовываться, авария китайского самолета по неизвестным причинам на территории Монголии, безусловно, заслуживает сожаления.
Китайский посол далее попросил разрешения направить представителей своего посольства на место происшествия.
Замминистра заявил:
– Мы можем удовлетворить вашу просьбу. Что касается причин вторжения китайского самолета в воздушное пространство МНР, то я уверен, что посол приложит усилия к тому, чтобы китайское правительство в ближайшие сроки дало разъяснение данному инциденту.
В заключение беседы замминистра сказал:
– Надеюсь, что посольство КНР в скором времени сообщит о посылке людей на место происшествия, отправляться можно в любое время.
Из воспоминаний очевидцев событий в Монголии. В поселке рудника Бэрх, что километрах в двадцати севернее места аварии, в ту ночь не спали только Ням – жена крепильщика Доржа (она кормила ребенка) и Дунжидма – сторож рудничного склада, где хранится взрывчатка для подземных работ. Ее сторожка смотрит с высоты на Долину Субурганов Рев, какого они еще не слышали, заставил Ням броситься к мужу, а Дунжидму – вон из сторожки. Она была единственной, кто видел низко летящий над поселком самолет, а затем далеко в степи большую вспышку огня и зарево.
Доржа разбудили плач ребенка и сотрясение земли. Когда он выскочил на улицу, там уже были люди. Они показывали на юг, где занималось высокое зарево.
Секретарь партийной организации рудника Дондог проснулся от глухого взрыва, потом услышал телефонный звонок. Подумал, что это в шахте или на складе взрывчатки. Но дежурный по горному цеху кричал в трубку, что Дунжидма видела, как пролетел самолет и поджег степь.
“Я быстро собрал кого мог,- вспоминает Дондог.- В 2 часа 30 минут мы уже подъехали к месту аварии. Самолет развалился надвое и горел ярким огнем, особенно носовая его часть. Степь кругом тоже горела. Мы растерялись, не зная, что делать в первую очередь – тушить степь, самолет или держаться подальше на случай взрыва. Тут мы увидели в свете фар человека. Он лежал на черной обгоревшей земле и тоже был черным. Сразу же пришло решение: прежде всего искать и спасать людей, организовать тушение пожара в степи. Сколько их всего, мы узнали только к утру, когда рассвело. Их было девять. Среди обломков мы нашли восемь человек. Все они были мертвы, сильно обгорели, но, видимо, уже от степного пожара. Наверно, и одежда сгорела на них вместе с травой. У женщины остались какие-то тесемки на ногах и груди, у мужчин – следы военного обмундирования. Интересно, что все лежали почти одинаково – вверх лицом с раскинутыми руками и ногами. Девятый, которого мы нашли позже в стороне от обломков, был в желтой кожаной куртке и лежал лицом вниз. Я думаю, он оставался в живых дольше всех и даже отползал от самолета. Но мы все равно опоздали… Было много разбитой фарфоровой посуды, столовые приборы, фотоаппарат, магнитофон, несколько, кажется пять, пистолетов. Все найденное мы сложили в один ящик и передали представителям министерства общественной безопасности, которые прилетели на самолете ближе к полудню. Не трогали с места только погибших”.
9 часов 30 минут утра 14 сентября. Китайское посольство в Улан-Баторе. Посол созывает руководящих работников посольства на совещание и знакомит их со сложившейся ситуацией. Было высказано мнение, что “возникла неожиданная и в некоторой степени загадочная ситуация”. Сюй Вэньи заявил участникам совещания, что “инцидент носит серьезный характер и необходимо сохранять спокойствие, обратить внимание на секретность, незамедлительно доложить об остановке в Китай, ждать указаний. Следует также заняться сбором информации и выяснением реакции различных представительств”.
Из воспоминаний посла КНР в МНР Сюй Вэньи, “Вскоре (после совещаний.- В. У.) товарищи, ответственные за секретную работу, с беспокойством сообщили мне, что, как заявляет министерство связи МНР, из-за неисправности линии связи нет возможности своевременно отправить телеграмму, в лучшем случае она будет отправлена через четыре с лишним часа. В те годы телеграммы направлялись только через министерство связи МНР… Неожиданно я вспомнил, что в посольстве имеется телефон, по которому можно непосредственно связаться с Пекином. Он был установлен в 50-е годы в качестве промежуточного между Пекином и Москвой во времена тесных дружественных китайско-советских отношений. Работал на высоких частотах. Попутно он обслуживал линию связи между Пекином и Улан-Батором. Затем в связи с ухудшением китайско-советских отношений и замораживанием китайско-монгольских отношений телефонной линией связи прекратили пользоваться. Я также подумал, что в случае подключения телефона придется столкнуться с рискованной ситуацией. Но дело уже не терпело отлагательств, надо было принимать кардинальное решение. Я решил включить телефон”.
Прошло полчаса. Пекинская телефонная станция откликнулась. Но оттуда сообщили, что аппарат МИД вышел из строя, и нет возможности осуществить стыковку связи. Сюй Вэнъи решил использовать международную линию связи и сообщить в МИД КНР о том, что есть важная информация, и попросил срочно восстановить прямую связь. МИД дал согласие, связь наконец была включена.
12 часов 20 минут 14 сентября. Посольство КНР в МНР. Посол Сюй Вэньи по линии прямой связи сообщает об аварии китайского военного самолета с девятью пассажирами па его борту – одной женщиной и восемью мужчинами, которые погибли.
Утро 14 сентября 1971 г. Пекин. МИД КНР. Актовый зал. Идет совещание парторганизации сотрудников МИДа. Совещание проходит под руководством исполняющего обязанности министра иностранных дел КНР Цзи Пэнфэя. На нем обсуждается вопрос о том, как выполнить вчерашнее указание Чжоу Эньлая, отработать варианты дипломатических мер и контрмер, связанных с “позорным бегством Линь Бяо”. К 12 часам дня в основном уже обговорили четыре варианта контрмер в зависимости от действий и шагов, которые будут предприниматься Линь Бяо и его окружением.
Первый вариант связан с такой ситуацией, когда Линь Бяо выступит от своего имени и обнародует открыто за рубежом заявление об измене родине; второй – если Линь Бяо и его окружение просто выступят по иностранным средствам массовой информации с заявлениями; третий – если Линь Бяо и его окружение определенное время не будут появляться на людях и выступать в печати, а иностранные информационные агентства объективно сообщат, что Линь Бяо и К° прибыли в некую страну или район; четвертый – временно не публикуются никакие сообщения о Линь Бяо, чтобы посмотреть, какова обстановка внутри страны. Были обсуждены шаги, которые должен предпринять МИД КНР в каждой из четырех ситуаций. 12 часов дня. Дискуссия продолжается. 12 часов 25 минут. Двери в зал открываются, и, забыв постучаться, вбегает дежурный секретарь МИД, держа в руках срочное сообщение. Она направляется к Цзи Пэнфэю и передает ему текст. Последний берет текст и бегло просматривает. Все напряженно следят за выражением лица читающего, пытаясь по нему отгадать содержание сообщения. На лице Цзи Пэпфэя появилась улыбка, и он с особой интонацией произносит, обращаясь к присутствующим:
“Самолет сгорел, люди погибли, прекрасный финал”. Срочное сообщение было незамедлительно переправлено в Чжунпаньхай.
14 часов. Чжуннанъхай. Телефонный звонок: “Я говорю из МИДа, только что получено сообщение посла КНР в МНР, необходимо немедленно передать его премьеру”,- слышался голос в трубке. Получив сообщение, секретарь Чжоу Эньлая постоял несколько секунд в нерешительности, поскольку премьер спал. Но все же решился. Он осторожно вошел в комнату, где спал премьер, подошел к кровати и стал легонько будить его. Чжоу Эньлай, услышав, что есть сообщение посла в MIIP, поспешно встал и приказал секретарю срочно прочесть ему весь текст. Из него явствовало, что в 2 часа 30 минут самолет “Трайдент” № 256 разбился в Монголии в районе Упцэрхана и все девять человек, находившихся в нем (восемь мужчин и одна женщина), погибли. Дослушав до конца, оп воскликнул:
– А! Разбились насмерть, разбились насмерть!
После этого он немедленно сообщил радостную весть Мао Цзэдуну. Затем премьер связался с посольством КНР в МНР и выразил благодарность посольству за быстрое подключение телефонной связи в сложных обстоятельствах и послу – за быструю передачу сообщения об инциденте с самолетом.
Посольство КНР в МНР. 18 часов 14 сентября. Из Пекина пришло указание о том, что посол лично должен выехать на место происшествия. Сюй Вэньи понял, что “инцидент даже более серьезен”, чем он предполагал, и что на него “возлагается большая ответственность”.
К этому времени МИД Монголии уже закончил работу. Посол решил нарушить установленную традицию и попросил о срочной встрече с замминистра иностранных дел МНР.