Понятно, что реновация, подразумевающая замену старых пятиэтажек на новостройки, это хорошо. Однако сколько ностальгии вызывают у наших соотечественников неказистые серые хрущёвки! У кого-то в них прошло детство, а у кого-то пятиэтажка ассоциируется с поездкой к бабушке – запахом газовой конфорки и старых советских духов, фикусом на широком подоконнике и чаем с заботливо испеченными пирожками. Не даром казанский художник Ильгиз Гимранов решил посвятить своё творчество «панельному арту» и прославился на весь мир.
«Это же мой дом!»
Серия из ста работ, на которых запечатлены самые разные пятиэтажки хрущёвской эпохи, очень быстро разлетелась по интернету. Картины Гимранова были проданы на аукционах за огромные деньги. Несколько лет назад Лондонский клуб коллекционеров даже организовал выставку его произведений, которая ласково называлась «Хрущёвочки» (именно так он назвал и свой цикл картин).
Художник сравнивает состарившиеся хрущёвки с «выцветшими и сникшими» идеями о светлом будущем, которые когда-то питали наши родители, бабушки, дедушки. Но все же это тёплые воспоминания, которые каждому дороги. Это память о соседях, о дворовых друзьях, о детстве.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Какие символы советской эпохи люди помнят и через 35 лет после развала СССР
Удивительным образом Ильгизу удалось очень точно передать ту самую атмосферу, которая знакома каждому, кто вырос в советское и постсоветское время. Дома, изображенные им, такие разные и по цвету, и по настроению, однако их можно встретить в любом российском городе – большом, маленьком, центральном или же совсем отдаленном. Смотришь на тот или иной дворик и говоришь себе: «Вот, точно! В таком как раз я жил, бывал в гостях, мимо такого каждый день прохожу».
После выхода работ казанскому художнику стали писать люди со всех концов страны, а также из республик бывшего Советского Союза (Белоруссия, Украина, Казахстан), ведь хрущёвки можно встретить не только в России – их строили, как известно, по всей стране. Некоторые жители теперь уже иностранных государств так и заявляют: «На вашей картине я увидел свой дом, кусочек своей улицы».
Он открыл целое направление в искусстве
Очень точно охарактеризовал работы художника из Казани завотделом Новейших течений Государственного Русского Музея в Санкт-Петербурге Боровский: «В хрущёвках Гимранова есть что-то человеческое, слишком человеческое».
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Чем отличаются советские хрущевки, сталинки и брежневки и при чем тут популярная рок-группа «Мумий Тролль»
А между тем художнику превосходно удаются и картины природы: такие его пейзажи тоже очень реалистичны, атмосферны и на них тоже можно увидеть те уголки России, которые знакомы каждому и легко узнаваемы: «Ой, это же наш лес, это же именно наша речка!».
Искусствоведы отмечают, что имя 63-летнего казанского художника уже стало своего рода арт-брендом, ведь он открыл направление «Современный русский пейзаж», ставшее ярким явлением в искусстве. Гимранов – участник многочисленных выставок и арт-проектов, проводимых не только в России, но и за рубежом.
Ещё больше работ талантливого казанского художника можно найти на его страничках в социальных сетях.
Ну а если вы интересуетесь историей советской архитектуры и, в частности, пятиэтажек, рекомендуем прочитать о том, Откуда в СССР пришли «хрущёвки», и Какими они были по оригинальному (несоветскому) проекту.
Текст: Анна Белова