«Отец павших дружин», «Отец героев» — так называли древнескандинавские сказания Одина. Он — главный бог и родоначальник культуры древних исландцев. Воутан, Водан, он также был признан богом у германских племен.
Временем жизни Одина исследователи называют начало нового тысячелетия. Снорри Стурлусон и его последователи указывают на более древние времена. А у кого-то Один просто вымышленный персонаж, вне времени. Но это вздор.
Сравнительный анализ текстов Вед, Зенд-Авесты, Эдд, прочих дре-вних преданий и сообщений помог нам установить, что под именем Одина действуют два лица, жившие в разное время. Составители героических песен, те же Велесовы внуки, применяли распространенный в древности художественный прием совмещения. Например, жреческие эпитеты у них становились именами выдающихся героев их племени, а сами богатыри превращались в эпические персонажи. Вот и получалось, что Ману, первочеловек и законодатель, жил в доисторический период и в исторический, до Потопа и после.
Откроем Эдду Старшую, где Один назван богом-создателем. «В начале времен, — говорит вельва, — когда жил Имир, не было в мире ни песка, ни моря, ни волн холодных, земли еще не было и небосвода…» Пропустим мимо ушей навороченное «ничего не было, а таки жил Некто», и посмотрим, как лихо здесь дублируются мифологические персонажи и имена: вместо Имира действует некто Бури, вместо Бури — не менее загадочный Бор. В «Пророчестве вельвы» они не более как предки главных героев: Одина, Вили и Ве. Вот с этой троицы и начинается отсчет времен. А был это период создания клещей и орудий из золота. Короче, золотой век. А эти времена отстоят от нашей эры веков на 5!
Впрочем, можно возразить, в деле исторического «сыска» неудобоваримое — это как раз разметка дат. В мифологии не существует хронологии. События в мифах повторяются, только меняются одежды.
Чтобы твердо сказать, что в «Прорицании вельвы» речь идет о допотопном времени, обратим внимание на образ Бури, первого, как там говорится, человека. Возможно, поскольку Бури — диалектное прочтение санскр. Пури, Пуруши (он же Пирва, Пейрамун, Перун). Основа «пир-пер-пур» означает «первый». В др.-греч. мифах Бури — это Уран (Пуран, Буран). В принципе, «Бури» олицетворяет жестокую непогоду, с метелью, буран. Бури — это буря.
Понятно, что некто Имир жил в эпоху оледенения. Был он представителем вымирающего вида человекообразных. Вельва знала — то был род не людской, а обезьяний, кто, безусловно, не мог воззнаменовать собой «начало времен». С ним, неандертальцем, поселился рядом кроманьонец, неведомо откуда взявшийся. Ученые не дают ответа, как и когда на планете обезьян появилась голокожая особь, человек современного типа. Уж точно вынырнул из снежного бурана, если взглянуть на эту проблему глазами неандертальца Имира. Его, как гласит предание, асы принесли в жертву Бури.
«Неандертальский мотив» в «Прорицаниях вельвы» может быть найдревнейшим, эпохи палеолита, а может, и нет, если предположить, что в конце I тыс. до н. э. человекообразные еще существовали в заснеженных краях. По крайней мере, в Северном Причерноморье, в горах Крыма и Кавказа «лохматые великаны» обитали в достаточном количестве, чтобы не бояться людей и даже служить им верой и правдой. Примеры тому мы находим и в мифах, и в деловых свидетельствах. На наш взгляд, древние знания о неандертальцах, коих называли лесными людьми, слились с преданиями поздних времен, когда этих несчастных Имиров-Энкиду стали приносить в жертву, при этом поклоняясь им, как идолам и даже называть их в родоначальниках могучих племен.
Вочеловеченная природная стихия — это повелитель ветров Борей, в Ведах Брахма, в Эдде Старшей Бор, в Велесовой книге — Ор. Потом уже Один, наследующий титул владыки ветров и бурь, а также имена своих родителей Бури и Бора. Один — образ многоликий. Там, где речь идет об Одине как о сыне Бора, это — события, отдаленные от времени жизни Одина как князя любимых дружин. Недаром С. Стурлусон утверждает, что Один происходил из семьи троянского царя Мунона (Меннона). В преданиях Мунон — законодатель письменности, из рода атланта (титана) Астрея, отцом которого был… Бор, Борей. Надо понимать, тоже атланта, кто Одину приходился не отцом, а прадедом!
Атлантида историческая погибла в IV тыс. до н.э. (просим не путать с вымышленной Атлантидой, к которой «Диалоги» Платона не имеют никакого отношения). Жить по две тысячи лет предки Одина уж никак не могли, поэтому предположим, что имеем дело с той же мифотворческой традицией именовать внуков и правнуков собственно родоначальниками, присваивать им деяния далеких предков, а также начинать отсчет времени от часов жизни новоявленного бога.
Перебросим мостик от Бора к Брахме, с кем часто сопоставляют ранний образ Шивы, точнее — Рудры. Уже не зверя ревущего, а рыжеволосого радетеля за родной род. Рудра уже родоначальник.
А кто идентичен Одину в Ведах?
Индра, Индраса или просто Инд. В Голубинной Книге он явлен Индриком, владыкой недр. По др.-славянски Инд — Ант, а на языке русов — Одн, Один. Основа ДН — НД в поздней трактовке означает «река». Река, которую родила Дана, родоначальница данавов (по Риг-Веде), дарданов (по греч. мифам), динов (по др.-китайским хроникам), данунов (хеттских текстов), короче, всех индов-данов.
Во II тыс. до н.э. название Инд носили две великие реки родины ариев: Дон и Днепр. Есть еще две крупные реки с тем же корнем «дн-нд»: Днестр и Дунай. Их тоже вполне можно именовать реками Индры, хотя бы потому, что в Эддах они «исполняют роли» оленей у Древа Мира. Днестр-Тирас, это Дуратрод, Дунай — Дунейр, Дон — Дайн и Днепр — Двалин.
К концу этого тысячелетия культ Рудры-разрушителя, культ зверочеловека был переформирован в культ Рода, основоположником которого стал Дакша (согласно Махабх). Естественно, главный служитель культа воплощал в себе всех предков, причем к его имени добавлялось имя Бор. Бор Руд Ар (последние обр. от «Рудра») упростилось до формы «Бородин» или Бор Один, или просто Один, смысл этого имени тот же, что в числе «1», т.е. Первый и Единственный.
Потомок великого рода
Как бы ни толковали слово «кий», оно соотносится исключительно с древним магическим слогом «Къ» и не является личным именем. Это может быть титул «король, царь», а также обозначение «царский» (престол, жезл).
Самое интересное, что название «Киев» соответствует переводу «царский», но произошло оно не от титула «кий», а связано с жреческой терминологией. В ведические времена культовое место на Борычеве называлось местом для трона, где вершили суд и принимали законы жрецы-дии. Атлантское слово «дий» обозначало то же самое, что сейчас в украинском языке — «дiя», т.е. действие. Жрецы Действия или действующие жрецы имели массу эпитетов и прозвищ. Одно из них означало «сидящие на траве», с санскр. Бархишады (бархи — трава, шады — сидящие). Это травное место для трона зафиксировано Ригведой в форме «Койава», оно вскорости через др.-персид. превратилось в бархатное слово «ковер».
Безусловно, Койава не было названием всего протоКиева, а только главного его культового места, находившегося, возможно, в священной роще. Смысловые понятия «Койава — Киев» родственны, поэтому не грешно допустить, что со временем они срослись, представляя словоформы Кий, Кийва, т. е. Киевский.
Как же тогда звали Кия, если «кий» — титул? Настоящего его имени, данного ему при рождении, никто никогда не узнает, оно держалось в строжайшем секрете, поэтому кануло в Лету. Чем выше было сословное положение ребенка, тем больше у него было вторых имен, эпитетов разного назначения. А то, что Кий не простых кровей отрок, сомневаться не приходится. Только невежда будет утверждать обратное. А дальше мы убедимся, насколько велик и необычен был наш легендарный Батько. Мы можем узнать его сакральные имена, это вполне доступно.
Итак, у Зеноба Глака — он Куар. В данном имени, отличном от титула «кий», две основы КР. Сразу же вспоминается древний таинственный город, название которого соотносится с основами КР, это — Кур. В «Слове о полку Игореве» — Куръ Тмутараканя, то есть город Кур в Тмутараканском крае. Корчев князя Глеба, расположенный на крымском (европейском) берегу Боспорского пролива, ширину которого князь измерял «по леду».
Наверное, будет интересно узнать, что название Кур город Керчь (Курчур) заполучил от эпического героя Кура (Куру). Он, как гласят древние предания, будучи в священной земле, что для индоариев являлась средоточием всех сторон света, построил «место величия», этот самый Кур. Шумерские легенды называют его Экуром или Киуром. Тмутаракань, между прочим, тоже древнее название. У шумеров оно звучало Дуранки, суть — Таранки (рыба). Таракань — это вариант слова «тарань». Таранкой легендарная Керчь славится, надо полагать, с атлантских времен.
Когда ученые разобрались с шумерскими текстами, «место величия» Экур искали в пределах малоазиатской родины шумеров. Сейчас, когда стало известно, что предки Гильгамеша пришли из Северного Причерноморья, город Экур стали искать, разумеется, на территории Украины.
К нему же и ходить недалеко, он до сих пор угощает нас своей таранкой, которую боготворили шумеры. Таранкам-Дуранкам выпала честь называться по имени великого арийского рода. В др.-индийских текстах он — тритсу или турвасу. Этот род дал две значимые ветви ариев: Бхаратов (ядавов) и Кауравов. Родоначальник последних Куру, безусловно, причастен к строительству города Кура, но только как реставратор древнейшего в мире поселения Экур.
Мы достаточно обратили ваше внимание на схожесть корнеслов Куар — Киур — Куру. Говорить, что за ними скрывается одно и то же лицо, не рискуем. Скорей всего, мы имеем дело с той же традицией наследования династического имени, в данном случае народа Кауравов. И лишний раз убеждаемся, что Кий-Куар-Куру был отроком царских кровей из рода Каваев, так по др.-ирански звучит санскр. Кауравы, а Кур, Куру по др.-руски.
Главный род русов Куябия
Теперь перейдем к другому прозвищу Кия — Куяб. Оно зафиксировано у др. римлян и арабов, называвших землю Палов Куябией. Данное название у арабов продержалось до Х века. Ал-Балхи (930 г.), говоря о трех родах русов, главным из них назвал Куябию. С ней ученые соотносят Киев. А посмотрим глубже в корень.
Куяб — несколько измененное имя Куберы, бога сокровищ, владыки подземного мира в мифологии ариев.
У русов крутобокие лодьи назывались кубарами. Слово связано с именем Куберы, кому были посвящены лодии, выполнявшие ту же функцию, что лодка Хирона, т. е. переправляли души в загробное царство, где Кубера жил периодически. Также слово «кубарем» произошло от его имени, оно отзвук обрядового действа (дii) в культе Возничего людских квадриг. В частности, Кубера (его жрец) заставлял свои жертвы уподобляться колесу, их сталкивали со склона горы, и они катились, как говорили, кубарем.
Культ Куберы известен с др.-шумерских времен, тогда он именовался Кубареш. Каким только изменениям ни подвергалось это имя: Купала и Купавон, Кубха и Куяба…
Купавон, согласно Титу Ливию, был вождем венетов (они же генеты), той части мидийцев, кто после крушения Трои остался жить в Пафлагонии. Они занимались коневодством, строили укрепленные города. Один из них известен под названием Амис. Город связан с именем Купавона, кого Страбон, например, называл сокращенно Коб.
Коб по прозванию Трерский (т.е. Тритсу) был знаменитым полководцем времен ассирийско-мидийских войн, достойный противник не менее знаменитого Мадия Скифского. (О их походах и боевых действиях см. «ТД», 2009, №№8—10). Дело киммерийских царей в древности рассказывали многие малоазиатские хроники, в большинстве своем не дошедшие до нас. Отрывочные сведения позволяют однако предполагать, что Коб Трерский был никто иной, как Куяб (Кий), согласно Страбону переходивший Колхиду вместе с Гераклом, в котором узнается Мадий Скифский. События эти относятся к первой половине 1 тыс. до н. э. и дублируют события тысячелетней давности, когда Кауравы убегали от Бхаратов через Кавказ, ведомые царями Куру и Мадху, имена которых повторяются в их потомках Кобе и Мадии.
Сделаем предположительный вывод: жреческое имя Кубера в словоформе Коб (Куяб, Купавон) принадлежало Кию, как Верховному Жрецу культа предков, в котором он исполнял действо (дiю) ПЕРЕВОЗЧИКА душ погибших воинов. Когда происходил этот обряд, Перевозчик одевался в свободные красные одежды, раскрашивал себя черно-красной татуировкой, придавал себе вид сурового мрачного Карна (Харона) и становился в лодку, где лежали тела погибших.
На заре этого культа (конец II тыс. до н. э.) Кубареша заменили священные предметы: жертвенник и оружие, а именно, тренога и трезубец. Они олицетворяли Куберу, кто был обязан иметь три зуба, символ трезубца, и третью (деревянную) ногу, символ треноги. Позже, жрец Куберы, именуемый Карном (в просторечье — Перевозчиком), просто гримировался под страшного уродца. Перевоплощение жреца этого культа отмечено в славянских и руских сказках. Был уродом, перекувыркнулся и превратился в красавца — мотив, характерный для обрядовой традиции в культе предков.
Жрец Куберы также носил имя его отца Шивы, кто у русов известен как Сива, Сев. Вариант «Жива» — новославянский, мы его не рассматриваем. Шива — наидревнейший персонаж в пантеоне арийских богов, поэтому каждое его сакральное имя роднит Шиву с явлениями и объектами природы, с животными, с культовыми атрибутами, оружием. Составляющие с ним тендер, они часто дублировали его многоликий образ. Например, Шиву называют разрушителем, так же и сын его Кубера, разрушитель людских жизней. То же самое касается их сакрального двойника Рудры, кровожадного «лесного человека». Только его олицетворял зверь. Мы полагаем, что им был обезьяночеловек, внук шумерского Энкиду, родственник дравидийского Ханумана. Прототип др.-руского Дива. Он все тот же йети. Лесного или снежного человека называли богом и поклонялись ему, владыке дикой природы, причем не гнушались зарезать его на алтаре, как жертвенную овцу. Культ «кровавого Рудры» разрушил (т. е. реформировал) его жрец Дакша, после чего Рудра перестал быть зверочеловеком, владыкой дикой природы, а стал богом родственных уз — Родом.
Тамара и Виктор ПЛАК
с. Абрикосовка АР Крым
(Продолжение следует)