Имя Дины Верни вряд ли известно широкой публике – у нас ее знают только любители французского искусства и… поклонники тюремного фольклора. Она стала последней музой скульптора Аристида Майоля, а также позировала Матиссу и Боннару. Однажды она побывала в СССР, а по возвращении записала альбом блатных песен, чем очень удивила парижскую богему.
Когда Дине Айбиндер было 6 лет, ее семья эмигрировала из Кишинева в Париж. В раннем возрасте она вошла в круг французской богемы: друг ее отца обратил внимание на ее внешнее сходство со скульптурами Майоля и решил познакомить девушку с автором. 15-летняя Дина стала для 73-летнего французского скульптора последней музой – на протяжении последних 10 лет своей жизни он создал множество произведений, воссоздающих ее черты.
Сегодня в парижском парке Тюильри можно увидеть полтора десятка статуй, моделью для которых послужила Дина Верни. Это композиции «Река», «Воздух», «Гармония» и другие. Дина говорила, что Майоль ее вылепил и сформировал как личность. Скульптор нашел в девушке идеал «вечной гармонии».
«Я не только его натурщица, но и отражение его творчества, так как физически была похожа на все его произведения. Значит, существовала особая духовная связь. Это больше, чем модель, это зеркало всех его идей. Странно, но тут природа похожа на искусство, а не искусство на природу. Это парадоксально. Иногда художники находят в жизни персонажей, которые являются отражением их замысла, это естественно. И как раз в нашем случае это было так», – утверждает Дина.
Во время учебы в Сорбонском университете Дина позировала знаменитым французским художникам Матиссу и Боннару. По словам Матисса, Верни была первой его натурщицей, с которой можно было поговорить об искусстве и книгах.
Во время нацистской оккупации Дина участвовала в движении Сопротивления: она прятала беженцев в мастерских и затем переправляла их через границу. За это полгода она провела в тюрьме. Освободить ее помог по просьбе Майоля любимый скульптор Гитлера Арно Брекер.
После смерти Майоля Дина Верни унаследовала его состояние и открыла художественную галерею. Всю жизнь она коллекционировала шедевры живописи и скульптуры, но редко их продавала. «Тому, кто покупает коллекцию, это ничего не дает. Это как купить чужую любовь», – объясняет она.
Дина всегда говорила, что в ней течет русская кровь и всегда мечтала побывать на родине. Это удалось ей лишь в 1959 г. Она познакомилась с политзаключенными, которые вернулись из лагерей. В домах диссидентов, где она бывала, часто пели лагерные и тюремные песни. Дина задалась целью записать их, но поскольку через таможню нельзя было вывезти эти тексты, она выучила их наизусть.
Ее интересовало, «каким образом отсутствие творческой свободы давало импульс к созданию произведений искусства. Это было нечеловеческое напряжение и победа над временем». В блатном фольклоре она увидела своеобразное выражение протеста против тоталитаризма.
По возвращении во Францию Дина Верни организовала выставку советских художников и записала альбом «Блатные песни». Нецензурная лексика и блатной жаргон с французским акцентом звучали очень экстравагантно. Интерес к выставке был огромным, а успех альбома феноменальным. Контрабандой пластинку удалось ввезти в СССР, но после этого Дине запретили въезд в страну.
«Для меня искусство – это религия», – говорила Дина Верни о том, чему посвятила всю свою жизнь. У нее было много источников вдохновения – скульптура, живопись, музыка, коллекционирование кукол и даже карет. Ее вклад и в русское, и во французское искусство сложно переоценить. Во Франции ее наградили орденом Почетного легиона, а в России о ней почти никто не знает.