Ирландский архиепископ Джеймс Ашер в 1650 году после изучения Ветхого Завета определил, что акт Творения состоялся вечером этого дня за 4004 года до нашей эры.

АШЕР

 

Джеймс Ашер

Джеймс Ашер

А́шер [Англ. Ussher, Usher; лат. Usserius] Джеймс (4.01.1581, Дублин, Ирландия – 21.03.1656, Райгит, Англия), англиканский теолог и церковный историк. Происходил из англо-нормандской аристократической семьи, принявшей протестантизм во время английской Реформации. Магистр (1601), доктор теологии (1614). Профессор (1607-1621) и вице-канцлер (1614, 1617) Тринити-колледжа в Дублине. В 1601 г. рукоположен во священника. С 1621 г. епископ Мита (Ирландия), с 1625 г. архиепископ Арма. В 1634 г. в результате слушаний в присутствии лорд-лейтенанта Ашер утвердил примат кафедры Арма в Церкви Ирландии по отношению к др. ирл. архиепископии – Дублинской. Во время Ирландского восстания 1641-1652 гг. Ашер находился в Англии, откуда решил не возвращаться. В 1642-1649 гг. управлял епархией Карлайла. В 1642 г. переехал в Оксфорд. Будучи роялистом и сторонником идеи Божественного происхождения королевской власти, отказался участвовать в Вестминстерской ассамблее теологов(1643-1649). Тем не менее в 1647-1654 гг. был проповедником в церкви Линкольнз-инн в Лондоне. По приказу Кромвеля тело Ашера было торжественно погребено в Вестминстерском аббатстве.

Многочисленные труды А. по истории, хронологии, библеистике подчинены апологии англиканской Церкви. Сторонник епископального устройства Церкви, в догматике и литургике он шел на уступки кальвинистам. Это проявилось, в частности, в 1615 г., когда конвокация поручила ему подготовить проект краткого изложения вероучения и дисциплины Церкви Ирландии. В 1641 г. предложил метод сочетания епископальных и пресвитерианских форм управления в англиканской Церкви – ограничение власти епископа синодом низшего духовенства. Еще в молодости Ашер поставил перед собой задачу доказать историческую преемственность протестантской Церкви от Самого Христа. Вслед за Я. Слейданом,Магдебургскими центуриями, Дж. Фоксом и Дж. Джуэлом А. разделял историю на 3 периода: тысячелетний период рабства сатаны (от Р. Х. до XI в.), неопределенный период царствования антихриста и царство Христа на земле. Римское папство – воплощение антихриста. Протестанты являются преемниками истинных свидетелей веры: английских и ирландских христиан раннего средневековья и тех, кого Римская Церковь считала еретиками,- вальденсов, альбигойцев, гуситов, виклифитов. Поставив перед собой задачу доказать, что Ирландия и Англия получили христианство независимо от Рима, Ашер. опубликовал собрание записок по истории Ирландии VI-XII вв., историю пелагианской ереси и др.

Знаток классических и семитских языков (араб., сир., древнеевр.), Ашер выделил подлинные письма св. Игнатия Богоносца и опубликовал исследования о них в 1644 и 1647 гг. Через своих помощников на Ближнем Востоке Ашер собирал библейские и другие древние рукописи, благодаря чему составил богатую библиотеку, которая ныне хранится в Тринити-колледже (Дублин).

Основываясь на системе летосчисления Й. Ю. Скалигера и древнееврейском тексте Ветхого Завета, А. предложил свою библейскую хронологию и установил дату сотворения мира (4004 г. до Р. Х.), которая была принята в англиканской Церкви до XIX в.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий