История пикника

От светской жизни к деревенской.

The History of the Picnic

Трудно не согласиться с мнением У. Сомерсета Моэма о том, что “мало есть вещей более приятных, чем пикник”. Даже если муравьи и осы иногда присоединяются к веселью, пикники-это само воплощение невинного пасторального наслаждения. Но они не всегда были такими беззаботными – и не такими буколическими.

Откуда взялось слово “пикник”, остается загадкой. Французский корень может происходить от глагола пикер (“клевать” или “ковырять”) и существительного ник (“небольшое количество” или “вообще ничего”), но это всего лишь предположение. Несомненно, однако, что первоначально оно не относилось к чему-либо, что мы теперь признали бы пикником. “Les Charmans effects des barricades”, ou l’amité durable de la compagnie des freres Bachiques de Pique-Nique ” (1649), бурлескной сатире на лицемерие Фронды, восстания против французского абсолютизма. Главный герой “Пике-Ника” – герой баррикад; но, как и его друзья, он также обжора, чье обжорство резко контрастирует с нехваткой продовольствия, вызванной тем самым восстанием, которое он возглавлял. Его имя было, следовательно, ироничным и, вероятно, относилось к чрезмерно большой или щедрой еде, которой наслаждались за счет других людей.

Придумал ли этот термин анонимный автор “Шарманских эффектов баррикад” или просто популяризировал уже употреблявшееся слово, неясно; но, похоже, он захватил воображение парижского бомонда и в течение примерно 50 лет утратил все уничижительные ассоциации, которые могли у него возникнуть. Как свидетельствует “Словарь этимологии языка франсуазы” Жиля Менажа (1694), “пик-ника” стала модным, если не всегда экстравагантным обедом, на который каждый гость вносил свою долю.

Пикники действительно начали входить в свои права в 18 веке. Любимое развлечение аристократии, они считались чисто домашними делами, проводимыми дома или в наемных комнатах, и контрастировали с тщательно продуманными празднествами, изображенными Антуаном Ватто и другими. Участники по-прежнему должны были вносить свой вклад, но, как отмечал Филибер-Жозеф Ле Ру в своей книге “Словарь комиков, сатириков, критики, бурлеска, свободы и пословиц” (1718), они могли либо принести блюдо или напиток (как и раньше), либо оплатить часть расходов. Подобно другим особенностям салонной жизни, они были связаны с беседой и остроумием – и, как таковые, часто рассматривались как интеллектуальная утонченность. Типичным в этом отношении был Жан-Жак Руссо, который, переписывая в Париже первый акт “Галантных муз“, часто обедал с аббатом де Кондильяком “тет тет à ванной пике в даль“. На больших собраниях также была музыка или танцы – в результате “пикник” мог быть синонимом бала или вечеринки. В 1763 году, например, леди Мэри Коук рассказала сестре, что была на своеобразном “Балу по подписке”, известном в Ганновере как “Пиквенический”, а в 1777 году писательница Корнелия Найт записала в своем дневнике, что во время остановки в Тулузе ее “развлекали на” пиквеническом “обеде и танцах”.

Пикники, однако, были ничем иным, как приспособлением. Когда появились первые рестораны – вскоре после вечера леди Коки в Ганновере, – к ним быстро потянулись любители пикников. Например, в работе “Les Rêveries дю promeneur пасьянс” (1776-8) Руссо вспоминал, как обедал со своей женой, художником Жозефом-Франсуа Фулькье и его другом Бенуа ‘Ан manière де пике в дальchez la dame Vacassin, restauratrice’ (‘в стиле пикника … в доме госпожи Вакассен, ресторатора’).   

Революция пикника

Но Французская революция все изменила. Опасаясь за свою жизнь, большинство аристократических пикников бежали за границу. Одни отправились в Австрию, другие-в Пруссию и даже в Америку, но большинство предпочло Англию. Поселившись главным образом в Лондоне, они часто испытывали нехватку денег, но делали все возможное, чтобы сохранить свой прежний образ жизни – и тем самым ввели пикник в Англию. Это привело к двум важным событиям. Первая – и самая короткая-состояла в Том, что в Лондоне пикник стал менее изысканным и более шумным. Это произошло благодаря группе из 200 богатых молодых франкофилов, которые в конце 1801 года основали ‘Общество пикников’. Проводимые в арендованных комнатах на Тоттенхэм-стрит, их сборища были нарочито экстравагантными. Каждый участник должен был принести блюдо (по жребию) и шесть бутылок вина. Как сообщала “Таймс”, каждый стремился превзойти других в роскоши и расходах. После обеда были пение, танцы и азартные игры, но главным развлечением всегда была игра. Постановки были, надо признать, довольно дилетантскими. Сцена была маленькая, грубо сколоченная, оркестровой ямы не было, а актеры никогда не были профессионалами.

Но они пользовались бешеной популярностью – настолько, что вскоре Ричард Бринсли Шеридан, владелец театра “Друри-лейн”, встревожился тем, как много бизнеса он теряет из-за Пикников. Довольно мелочно Шеридан использовал свое влияние журналиста и политика, чтобы закрыть Пикники, но не раньше, чем карикатурист Джеймс Гиллрей высмеял их всех. В своей гравюре “Взрывая Пикник” Гиллрей изобразил тучного Шеридана, одетого в потрепанный костюм арлекина и с пустым кошельком, болтающимся на поясе, ведущего труппу профессиональных актеров против пикникских “кукол”, которые с типичной экстравагантностью обедают на маленькой, но шикарной сцене.

The History of the Picnic

Второе развитие было более глубоким. Примерно в то же время, когда Шеридан доводил себя до бешенства в Лондоне, пикники были подхвачены зарождающимся средним классом и перенесены на улицу. Что вызвало это изменение, до некоторой степени неясно; но наиболее вероятное объяснение состоит в том, что социально желательный просто применил модное французское слово к уже существующей практике, не осознавая ее коннотации. Одним из результатов этого стало то, что пикники перестали ассоциироваться с музыкой и танцами и превратились в простую трапезу, на которую людей приглашал хозяин. Во – вторых, он стал более “благородным” и – благодаря идеализации сельской местности-более невинным.

Самое раннее упоминание об этом новом способе пикника встречается в детской книге Джона Харриса “Ухаживание, веселый брак и Пикничный ужин Петуха Робина и Дженни Рен” (1806). Но такова была его популярность, что вскоре он нашел свое место и в других литературных произведениях. В 1808 году Дороти Вордсворт вместе с 18 другими посетила пикник на острове Грасмир и, хотя она призналась, что была озадачена происхождением этого слова, сказала своей подруге Кэтрин Кларксон, что “джентльмены Уиндермира устраивают пикник каждый день”. В “Эмме” (1816) Джейн Остин также дала яркий портрет деревенского пикника на Бокс-Хилл, хотя и омраченный неестественной беседой и мучительно неловкой викториной.

Невинность и непристойность

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий