Канцелярские товары, бесспорно, делают нашу жизнь удобнее. На первый взгляд они не очень заметны, но фактически изделия и принадлежности, используемые для переписки и оформления документации, встречаются нам постоянно на протяжении всей жизни. Нужно что-то записать — рука привычно тянется к карандашу или ручке; чтобы не потерять нужные бумаги, мы скрепляем их степлером, вкладываем в файлы, чтобы не помять. Стирательная резинка всегда подправит неудачный рисунок, а канцелярский корректор исправит ошибку в тексте.
Но задумывались ли мы когда-нибудь над тем, откуда пришли к нам эти необходимые мелочи? Итак, предлагаем небольшой экскурс в историю канцелярских товаров.

Карандаш

Карандаш, 1630 год
Начиная с XIII века, художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую припаивали к ручке или хранили в футляре. Такой тип карандаша называли «серебряный карандаш». Этот инструмент требовал высокого уровня мастерства, так как стереть начертанное им было невозможно. Другой его характерной особенностью было то, что со временем серые штрихи, нанесенные серебряным карандашом, становились коричневыми. Существовал и «свинцовый карандаш», который оставлял неброский, но четкий след, поэтому его часто использовали для подготовительных набросков портретов. Для рисунков, выполненных серебряным и свинцовым карандашом, характерна тонкая штриховая манера. Для примера, подобными карандашами пользовался Дюрер.
Первыми возможности граффити оценили фермеры английского графства Камберленд — они метили им овец
Известен также так называемый «итальянский карандаш», который появился в XIV веке. Он представлял собой стержень из глинистого черного сланца. Затем его стали изготавливать из порошка жженой кости, скрепленного растительным клеем. Этот инструмент позволял создавать интенсивную и насыщенную линию.
Графитные карандаши известны с XVI века. Первыми возможности минерала оценили фермеры английского графства Камберленд — они метили им овец. А чтобы не пачкать руки, к кусочку графита привязывали палочку. В середине XVI века графство стало экспортировать графит в соседние страны. В XVII веке бережливые немцы, решив сэкономить на дорогостоящем английском графите, пошли на хитрость: деревянную трубочку наполняли дешевой смесью из графитовой крошки, серы и сурьмы. В поисках более качественного, но недорогого грифеля австриец Йозеф Хардтмут смешал порошковый графит, глину, сажу и обжег в печи. Независимо от австрийца француз Николя Жак Конте, изменяя пропорции смеси графита с глиной и примесями, в 1794 году научился получать искусственные стержни различной твердости. Этот принцип используется до сих пор.
Что же касается шестигранной формы карандаша, то такой ее стали делать в 1839 году. Немцу графу Лотару фон Фаберу (владельцу фабрики, позже названной «Faber-Castell») надоело поднимать постоянно скатывающийся с наклонной столешницы бюро круглый карандаш, и он повелел сделать его граненым.
Точилка для карандашей

Точилка для карандашей марки «George Frost & Ко», 1884 год
До появления столь полезного приспособления карандаши точили ножами. Но в 1828 году французский математик Бернард Лассимон изобрел первую точилку и решил запатентовать свое произведение. Первая американская точилка для карандашей появилась в 1855 году, когда Уолтер Фостер ввел ее в обиход в Бангоре. 1860 год — время изобретения Генри Хаскелом комплекта, в который вошли непосредственно сама точилка, держатель и очиститель. Использование первой электрической точилки датируется 1917 годом.
Стирательная резинка

Упаковка стирательной резинки, XIX век
Сначала для стирания написанного пользовались хлебным мякишем. Когда из Латинской Америки завезли первый каучук, оказалось, что он удаляет надписи гораздо лучше. В 1770 году англичанин Джозеф Пристли изготовил первую стирательную резинку, а в 1858 году американец Хайман Липман выпустил карандаш с ластиком на конце.
Изначально для стирания написанного текста и рисунков люди пользовались хлебным мякишем
Ручка

Писчие перья известны с глубокой древности, примерно с 3000 года до нашей эры, и вырезались из стеблей тростника. Английское слово «pen» (ручка, птичье перо) произошло от латинского «penna» (перо птицы), поскольку большое распространение приобрели гусиные перья, которые затачивались у корня. С VI века до нашей эры перья использовали на протяжении более тысячи лет многие цивилизации. Лучшие образцы изготавливались из перьев лебедей, индюков и гусей, как имеющих в крыльях перья наибольшего размера. Археологические находки в руинах Помпеи включают бронзовые варианты перьев, однако распространение они получили лишь к концу XVIII века. Столетие спустя появились авторучки, капиллярную систему для которых придумал нью-йоркский торговец канцелярскими товарами Льюис Эдсон Уотерман.
Около 1944 года венгр Ласло Биро, опираясь на последние методы изготовления шарикоподшипников для машин и оружия, добавил к капиллярному каналу шариковый механизм и представил миру шариковую ручку.
Русский же термин «ручка» (произошедший от слова «рука») означал первоначально лишь перодержатель — ту часть пишущего устройства, которая использовалась как рукоятка для собственно пишущего узла (сменного металлического пера) в общем значении слова «ручка» — «часть какого-либо предмета, предназначенная для его держания рукой или руками». Затем слово «ручка» стало применяться целиком ко всему пишущему устройству любой конструкции, хотя сменное перо как таковое уже вышло из употребления.
Фломастер

17 марта 1960 года японская компания «Pentel» выпустила в продажу первый фломастер
Первый фломастер, известный истории человечества, использовался еще в Древнем Египте. Это устройство для письма было найдено в гробнице Тутанхамона: медная ручка со вставленной в нее свинцовой заостренной трубочкой. Внутри трубочки находилась тростинка, заполнявшаяся чернилами, которые просачивались по волокнам стебля, накапливались на заостренном конце и при письме оставляли четкий след на папирусе.
Фломастер в том виде, в котором мы его привыкли видеть, создан основателями немецкой компании «Edding» Эддингом и Ледерманном в 1960 году. Он назывался «всесторонний маркер «Edding N 1»». Плотно спрессованный войлок служил наконечником в этой модели.
17 марта 1960 года канцелярская компания «Pentel» из Токио выпустила в продажу первый фломастер, который назывался «плакар» или «волокнистый карандаш». В этом же году другая японская фирма «Tokyo Stationery Company» выпустила ручки с фетровыми наконечниками, которым и присвоили название «фломастер».
Линейка

При раскопках древнего города Помпеи археологи обнаружили аналог современной линейки. Древние измерительные инструменты представляли собой тщательно оструганные дощечки. Они помогали античным архитекторам при создании чертежей.
В средние века немецкими монахами делались разметки линий и колонок на листах при помощи специальных свинцовых пластинок. Во многих странах Европы вместо них использовали железные прутья — «шильца». Монахи в средние века разлиновывали страницы для летописей, у русских писцов линейка называлась «правильца».
Однако самой знакомой для нас линейкой является та, что появилась в послереволюционной Франции. Ее разработка была поручена академикам, которым также было необходимо создать новую систему мер. После точных измерений в Париже были изготовлены две линейки: они были сделаны из платины, ширина каждой составляла 25 миллиметров, а длина — 1 «республиканский метр».
Линейка, даже изготовленная из дерева, была доступна не многим. Только ученые мужи могли пользоваться ею. Постепенно измерительный прибор вошел в широкие народные массы — их начали производить для парижских студентов. Только в начале XIX века линейка прочно заняла свое место в школьных классах. После 1812 года «республиканские» линейки попали в Россию как военный трофей, однако их производство было налажено только в 1899 году. Инициатором этого выступил Дмитрий Иванович Менделеев. Именно он посодействовал тому, чтобы в России внедрилась метрическая система мер, а с нею и линейка.
Степлер

Сшиватель и скобки, начало XX века
Степлеры различных форм и размеров были повсюду на протяжении 300 лет. Все еще остается вопросом, кому же следует быть признательным за них? Некоторые источники упоминают американца Сэмюэля Слокума. В 1841 году он запатентовал свое изобретение, предшествующее степлеру: приклеенные к бумаге булавки. Согласно другим материалам, первым степлером был «McGill Single Stroke Staple Press», в который загружалась лишь одна скоба, протыкающая бумагу в двух точках.
Первый известный сшиватель был изготовлен в XVIII веке во Франции для короля Людовика XV
Первый известный сшиватель был изготовлен в XVIII веке во Франции для короля Людовика XV. Каждая скоба для скрепления была ручной работы и имела эмблему королевского дома. И все же, это устройство никогда не было представлено широким массам. Фактически слово «степлер» вошло в оборот в 1909 году. До этого времени сшивающие механизмы назывались скреплятелем (креплением) или «Hotchkiss» — по названию американской компании, которая их выпускала.
Так было до 1914 года, пока степлер не появился в американских офисах. Первые устройства были достаточно сложны в использовании для служащих, поскольку имели не скрепленные или обернутые бумагой скобы.
К счастью, в 1923 году компания «Boston Wire Stitcher Co.» выпустила более простую в употреблении модель. В это время производители также разработали другое новшество — скобы, склеенные в полосу для более простого использования. В конце 1930-х годов фирма «Swingline» произвела переворот в скреплении, разработав изделие, в котором открывалась верхняя крышка, и служащий мог заглянуть в желоб степлера. Двадцатью годами позже были выпущены электрические устройства для скрепления.








