Общество Иисуса — одна из самых загадочных и неоднозначных организаций в истории церкви. По уровню популярности она уступает разве что инквизиции. Слово «иезуит» стало синонимом лицемера и коварного интригана. Чем Орден святого Игнатия заслужил подобную репутацию? Насколько она справедлива? Чем еще занимались иезуиты помимо интриг и заговоров? Попытаемся разобраться.
Общество Иисуса — мужской монашеский орден римско-католической церкви был основан в 1534 году Игнатием Лойолой и утвержден в 1540 году папой Павлом III.

Игнатий де Лойола
Первый класс Ордена, самый низший, составляли новиции — молодые люди, которых готовили к поступлению в Общество в особых заведениях — новициатах. Они, большей частью, избирались иезуитами из числа способных и отличных воспитанников их же коллегий. Подготовка заключалась в развитии у «новобранцев» повиновения и преданности Ордену. Каждый, готовый вступить в Общество, должен был порвать все связи с миром, отречься от личной воли и убеждений и отдать себя всецело в распоряжение организации «так, как если бы он был трупом».
Каждый вступающий в Орден иезуитов должен был отдать себя всецело в его распоряжение «так, как если бы он был трупом»
Второй класс составляли схоластики. В него вступали те новиции, которые выдержали испытание. Они давали первые три обета — нищеты, целомудрия и послушания, и служили в качестве помощников и миссионеров. По мере того как схоластики проявляли свои способности к тому или другому роду деятельности, они переходили в разряд духовных коадьюторов, которые составляли третий класс Ордена и назначались на должности учителей, профессоров, проповедников, духовников. Кроме этих духовных лиц у иезуитов были еще светские коадьюторы, служившие по хозяйственной части в учреждениях Общества.

Игнатий Лойола (в центре) и первые члены Ордена иезуитов
Последний класс составляли профессы, которые давали четвертый обет безусловного повиновения папе. Сюда назначались духовные коадьюторы, отличившиеся выдающимися способностями, знаниями, верностью и опытностью. Профессам поручали все важнейшие должности по Ордену, разнообразные миссии и посольства. Во главе Общества стоял его генерал, избираемый пожизненно профессами из своей среды. Он пользовался неограниченной властью в управлении Орденом, и все члены организации были обязаны ему безусловным повиновением. Сам генерал, кроме папы, ни от кого не был зависим. Члены Общества и их учреждения, где бы они ни находились, не подчинялись никаким другим духовным властям.
Общество Иисуса было построено на принципах строгого централизма, безусловного повиновения и железной дисциплины
Орден был построен на принципах единоначалия и строгого централизма, безусловного повиновения воле старшего и железной дисциплины. Деятельность Общества началась сразу после утверждения его устава. Благодаря своей крепкой организации, ловкости и уму своих членов, а также привилегиям, данным папами, Орден распространился с необыкновенной быстротой во всех странах Европы и даже проник в другие части света: в Индию (с 1542 года), Японию (с 1549 года), Китай (с 1563 года), на Филиппины (с 1594 года). Общество Иисуса активно участвовало в колонизации Азии, Африки и Южной Америки.

Герб Общества Иисуса
Везде, где появлялись иезуиты, они первым делом устраивали больницы, приюты, школы, коллегии, занимались проповедничеством, становились духовниками. Типичный проповедник Общества Иисуса не был похож на безумца с горящими глазами. Это был респектабельный и остроумный человек приятной наружности с красивым голосом и умением убеждать.
Педагогическая деятельность иезуитов была выдвинута Игнатием Лойолой как одна из главных задач Ордена. Открывая школы по всей Европе, члены Общества через обучение пропагандировали свои ценности студентам. Многие выпускники иезуитских коллегий изъявляли желание вступить в Орден или принять католичество. Даже, несмотря на столь явную вербовку, европейские государи не закрывали иезуитских школ. Члены Ордена давали действительно прекрасное по тем временам образование, и это считалось более важным, чем идеологические разногласия. А главное — проповедники Общества Иисуса всячески подчеркивали свое миролюбие и отказ от любого насилия. Монарх-протестант не мог надеяться обратить всех своих подданных-католиков, но умиротворить их при помощи иезуитов, заставить отказаться от вооруженного бунта — вполне.
«Цель оправдывает средства» — знаменитый девиз, которому следовал Орден иезуитов
Так по всей Европе, будто грибы после дождя, множились иезуитские коллегии: в 1616 году их насчитывалось 373, а к 1710 году — 612. В XVIII веке в руках иезуитов находилось подавляющее большинство средних и высших учебных заведений Западной Европы.

Португальский миссионер-иезуит Антониу Виейра
XVI и XVII века стали эпохой расцвета могущества и богатства Ордена. Он владел крупными поместьями, массой мануфактур. К XVIII веку власть папы значительно ослабла, а иезуиты сумели закрепить за собой весьма скверную репутацию — все знали, что Орден в прошлом стоял за многими заговорами и интригами. Видя, что Общество Иисуса дискредитировало себя и теперь подрывает доверие церкви, папа Клемент XIV в 1773 году издал буллу о роспуске Ордена.
В некоторых странах, в том числе и в России, Общество Иисуса продолжало действовать, несмотря на запрет папы. Причина — все то же качественное образование, которое давали в иезуитских коллегиях.
Елизавета I — одна из немногих европейских монархов, кто не давал иезуитам ни спуску, ни поблажек
До XVIII века иезуиты нечасто попадали в Россию. Первым членом Ордена, проникшим на территорию Московского государства, был представитель папы Григория XIII — Антонио Поссевино. Его миссия заключалась в установлении дипломатических отношений между Римом и Московией, а также переговорах о соединении русской церкви с римско-католической. Как известно его попытка по данным вопросам оказалась безрезультатной, ввиду твердой антикатолической позиции царя Ивана Грозного.

Антонио Поссевино
В начале XVII века иезуиты-капелланы сопровождали отряды Лжедмитрия I в походе на Москву и присутствовали на его коронации в Кремле. В конце того же столетия чешские иезуиты поселились в Москве и опекали католиков-иностранцев, проживавших в Немецкой слободе. Им разрешалось обучать детей из знатных русских семейств, которых тайно обращали в католицизм, игнорируя запрет на прозелитизм. По требованию патриарха Иоакима в 1689 году иезуиты были выдворены за пределы государства.
Первым иезуитом, побывавшем в Москве, был представитель папы Григория XIII — Антонио Поссевино
Вернулись они в Россию при Петре I. Иезуиты открыли школы для русских детей, построили храм святой Троицы в 1770 году, общались с католической диаспорой в Санкт-Петербурге, Архангельске, Азове, Казани. Но ввиду ревностной пропаганды католичества среди населения, по указу царя иезуиты покинули страну.
В екатерининскую эпоху Орден укрепил свои позиции и пополнил свои ряды. Большой сторонник Общества Павел I доверил иезуитам просвещение в западной части империи, поставив их во главе Виленской академии, а в Санкт-Петербурге им была передана церковь святой Екатерины. Миссионерская деятельность Ордена святого Игнатия процветала и в первый период царствования Александра I. В 1812 году по инициативе царя Полоцкая коллегия иезуитов была преобразована в академию и получила права университета. В 1820 году по докладу Александру I министра духовных дел и народного просвещения князя Голицына иезуиты были изгнаны из России.

Генерал Общества Иисуса Габриэль Грубер — любимец императора Павла I
Общество Иисуса возродилось в 1814 году. К 1971 году Орден насчитывал около 34 тысяч членов.

Адольфо Николас — нынешний генерал Общества Иисуса
В руках организации было свыше 1300 газет и журналов, многие высшие и средние учебные заведения. Сегодня число иезуитов во всем мире составляет более 20 тысяч человек.








