Гай Юлий Цезарь — человек, победивший римские пробки
Необходимость регулировки движения транспорта возникла задолго до появления каких бы то ни было автомобилей. Первыми с этой проблемой столкнулись римляне — жители одного из самых густонаселенных городов. Все дороги, говорят, ведут в Рим, поэтому в Вечном городе — вечные пробки. Избавиться от постоянной неразберихи на городских дорогах вознамерился Гай Юлий Цезарь, великий понтифик и римский консул.

Если все дороги ведут в Рим, то куда ведут дороги в Риме? Карта древнего Рима
Примерно около 50 г. до н. э. Гай Юлий Цезарь создал ряд правил, которым должны были подчиняться владельцы карет и повозок. Уже тогда на многих улицах Рима было установлено одностороннее движение. Новые правила запрещали проезд по Риму частных колесниц от рассвета до конца рабочего дня (а это примерно два часа до захода солнца). Людям, приехавшим из других городов, было ещё сложнее: закон предписывал им оставлять свои повозки и кареты за чертой города, а самим передвигаться на наемных паланкинах (носилки на двух длинных жердях в то время использовались как такси).

Паланкин — первое римское такси
Вслед за принятием правил движения на дорогах Рима Цезарь учредил и специальную службу, которая должна была контролировать исполнение этих правил. Первая в мире «автоинспекция», набранная из бывших пожарных, по большей части занималась тем, что разнимала буйных водителей в то время, когда они пытались доказать свою правоту на кулаках. При этом Гай Юлий Цезарь немало посодействовал развитию стереотипов о женщинах на дороге: он попросту лишил всех представительниц прекрасного пола права управлять колесницами.
Октавин Август — человек, заковавший дороги в узы дорожных знаков
Если Гай Юлий Цезарь пытался навести порядок на дорогах Рима, то его племянник, Октавиан Август, шагнул дальше: в период его правления на главных магистралях Римской империи были установлены дорожные знаки. В самом оживленном месте города — Римском форуме — установили колонну, названную «Milliarium Aureum». От неё вели отсчет все дороги великой империи. На самых значимых дорогах были установлены специальные информационные надписи, указывавшие расстояние до Римского форума. Первые полноценные дорожные знаки, напоминающие то, что мы сегодня видим на дорогах, появились на улицах Парижа в 1903 году.

То, что осталось от «Milliarium Aureum»
Историки имеют предположение, что в Римской империи было установлено левостороннее движение. На одном из римских денариев, датируемых 50 годом до н. э., изображены два всадника, которые разъезжаются по левой стороне. Вероятно, всадники были вынуждены в правой руке держать оружие, поэтому им и приходилось двигаться по левой стороне дороги. Однако сегодня 66% населения земли ездят по правой стороне. Почему же так сложилось?
Физиология человека и логика англичанина
Как выяснилось, всем, кроме англичан, удобнее объезжать другой экипаж справа. Вообще феномен правостороннего движения напрямую связан с особенностями строения человека. Поскольку большинство людей правши, то и объезжать другой транспорт, натягивая вожжи правой рукой, им сподручнее. Этим обусловлен тот факт, что в большинстве стран без всяких указов и постановлений зародилось правостороннее движение.
Однако и у англичан присутствовала своя логика: по левой стороне они двигались именно потому, что кучер, сидя наверху конной упряжки и погоняя кнутом лошадей, мог задеть случайных прохожих. В 1776 году англичане зафиксировали свою привычку езды по левой стороне в «дорожном акте». Все страны, в которых сегодня существует левостороннее движение — это по большей части бывшие британские колонии. Так, например, в Индии, Австралии и Пакистане левостороннее движение так и осталось после англичан. По настоятельному совету посла королевы Виктории левостороннее движение было утверждено и в Японии. Некоторые британские колонии, в их числе США, постепенно перешли от британского левостороннего к правостороннему движению.

Мари Жозеф Ла Файет. Считается, что именно он убедил американцев перейти к правостороннему движению
Интересная ситуация с дорожным движением сложилась в Европе на рубеже
Таблица штрафов за нарушение ПДД 1730 года
До появления на дорогах автомобилей правила дорожного движения были сумбурными. Они существовали едва ли не в каждой стране с развитой дорожной сетью, но практически всегда оставались неконкретными. Так, например, один из указов Анны Иоановны от 1730 года гласил: «Извозчикам и прочим людям всяких чинов ездить со всякими опасениями и осторожностью, смирно. За ослушание виновные за первую вину будут биты кошками, за вторую — кнутом, а за третью сосланы будут на каторгу». Спустя 12 лет этот указ дополнили: «Ежели кто на лошадях резво ездить будет, тех через полицейские команды ловить и лошадей отсылать на конюшню государыни». Такие жесткие меры, принятые императрицей, серьёзно ограничивали любителей быстрой езды, но не могли четко регламентировать поведение водителей на дороге.
Снова к англичанам
Один из наиболее известных законов, устанавливающих правила дорожного движения — практически драконовский «The Locomotive Act» 1865 года, также известный как «закон красного флага». Согласно этому закону каждый владелец «самоходной машины» мог ехать с максимальной скоростью 4 мили в час, при этом запуская вперед себя на расстоянии 55 метров специального человека с красным флагом, который предупредил бы всех о приближении автомобиля.

Заядлые нарушители не соблюдают дистанцию в 55 метров между машиной и слугой
Вообще в те времена назло владельцам автомобилей принималась масса законов. В Швеции владелец авто должен был уступить дорогу любому другому экипажу, так как их больше и они важнее для хозяйства страны. Во Франции год тюремного заключения грозил тому, кто вознамерится подъехать на автомобиле к казармам или оружейным складам. В Техасе какое-то время действовал закон, согласно которому владелец автомобиля, встретив табун лошадей, обязан был накрыть машину брезентом под цвет местности.
История современных правил дорожного движения начинается с 1868 года. Тогда в Лондоне, возле здания парламента, установили новое изобретение Джона Найта — механический светофор. Светофор, закрепленный на столбе высотой шесть метров, управлялся специальным слугой в ливрее. Вручную он менял положение стрелок, которые разрешали либо запрещали проезд. В темное время суток включали газовый фонарь, подававший сигналы красного и зеленого цвета. Через месяц, ночью, в центре Лондона прогремел взрыв — это взорвался, нанеся увечья слуге, новый светофор. Однако опыт англичан переняли, и уже к 1914 году в американском Кливленде появился первый электрический светофор.

Устройство первого лондонского светофора
В начале XX века автомобили покорили дороги и сердца европейцев. Тогда-то в Европе и задумались над созданием единых европейских правил дорожного движения. В 1909 году на всемирной конференции в Париже таковые были приняты и одобрены всеми членами конференции. Эти правила, принятые более сотни лет назад, стали основой для того, что сейчас изучают в автошколах.








