История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Существуют сведения, что обувь как таковая появилась в эпоху среднего и позднего палеолита на западе Евразии. Эта теория основана на определенных особенностях изменения скелета человека того периода. Делая выводы на основе деформации формы человеческой стопы и значительном уменьшении мизинца, историк Эрик Тринакус и предположил появление обуви.
Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом, что по обуви можно было различать представителей разных сословий. Кроме того, мужская и женская обувь различалась по цвету, а вышивка и жемчужные украшения указывали на то, что такая обувь предназначена для особых случаев.

В Индии туфли были показателем социального статуса женщины и надевались исключительно в особых, торжественных случаях, таких как приемы важных гостей, религиозные торжества или семейные праздники. В древнем Китае появлению женской обуви предшествовала традиция бинтовать женскую стопу, делая её тем самым зрительно меньше. В Японии в течение многих лет очень популярными были деревянные сандалии «гета», которые повсеместно носили и слуги и их господа.

Средневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами — пулены. Их часто украшали колокольчиками или бубенцами. Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечёвкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.
В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга

В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шёлковой и шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или замши. Внешне туфли тех времён всё больше приближались к тем моделям, которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в изготовлении использовались материалы разных цветов.

В XV веке туфли стали удобнее, короче и шире (такие модели называют «коровьи морды»). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъёме.

Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы» — туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета.

В XVII веке в моду вошли каблуки и банты на туфлях. Бантов могло быть даже по два: один, побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка.
В XVII веке в моду вошли банты на обуви — чем больше, тем лучше

Дамы носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Её особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук.

В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.

Во время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая революция под знаком «возвращение к античному костюму». Это был своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные «балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой шерстью, шёлком и бисером.
После Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая революция под знаком «возвращение к античному костюму»
С возвращением в моду кринолинов, а позже — турнюров, юбки практически полностью закрывают обувь. С середины XIX века начинает появляться обувь на каблучке, место шёлковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени — полуботинки и высокие ботинки на каблучке-«рюмочке» средней высоты с пуговицами и шнуровкой.

В XX веке также не обошлось без революций в мире обуви. В начале столетия появились Mary-Jane — туфли с перемычкой на щиколотке. Впервые их «примерила» девочка Мэри Джейн, героиня популярного комикса «Buster Brown». Дело было в 1902 году, и с тех пор детская обувь на плоской подошве превратилась во взрослые и изысканные туфли.

В 1930-е годы Сальваторе Феррагамо придумал обувь на танкетке. В воевавшей Италии не хватало металла для супинаторов, и сапожник придумал заполнить пространство между носком и каблуком пробковым деревом. К 1970-м годам обувь на танкетке обрела всеобщую популярность.
Обувь на танкетке придумали, чтобы сэкономить металл для супинаторов
Настоящей сенсацией стали шпильки, появившиеся в 1950-е. Имя их создателя окутано тайной, однако молва приписывает создание туфель на каблуке-шпильке высотой около 8 см Роже Вивье, который творил в те времена для дома моды Christian Dior.
Мир не знает, кто придумал главную сенсацию в мире обуви в XX веке — шпильки









