Современный автомобиль невозможно представить себе без магнитолы hyundai. Даже новый, только что сошедший с конвейера автомобиль, как правило, оснащен штатным звуком, и этот звук с каждым годом прогрессирует. А ведь истории автомобильной музыки нет еще и ста лет. С какого времени можно считать летоисчисление car audio? Как это все происходило? Окунемся в историю…
В начале XX века кое-кто задумывался о том, чтобы оснастить автомобиль радиоприемником. Но… и автопроизводители, и радиоинженеры были уверены, что радио в автомобиле… опасно! Были предположения, что электрические процессы, протекающие в схемах радиоприемника, могут негативно повлиять на работу автомобиля: например, вызвать сбои в системе зажигания или даже… привести к взрыву двигателя! И, конечно же, все были уверены в том, что электроразряды высоковольтной части зажигания создадут непреодолимые помехи, сделав качественный прием просто невозможным.
Но в мире всегда находятся люди, которые не прочь сломать стереотипы. Считается, что таким человеком, ставшим «отцом автозвука», был Альфред Греб, молодой предприниматель и радиолюбитель из США (по другим источникам, он был британцем).
После, как бы это сейчас сказали, инсталляции его машина напоминала бельевую сушку: над автомобилем на Т-образных стойках была развернута шестиметровая антенна. Греб увлекался любительской радиосвязью, поэтому в его «Бьюике» был установлен не только приемник, но и передатчик. Проницательный радиолюбитель назвал свое детище автомобильным радиотелефоном — знал ли он, что не пройдет и ста лет, как телефон в автомобиле станет неотъемлемой частью жизни автомобилиста? Тогда же, в далеком 1919 году, лампово-искровой приемник-передатчик Греба, работая на 150-метровой волне, уверенно работал в радиусе 250 километров! Громоздкая ламповая конструкция занимала все заднее сидение, под которым размещался огромный аккумулятор питания.
Надо сказать, что аппаратура не была любительской: она была изготовлена в Англии на заводе Маркони, который настолько проникся идеей «озвучивания» транспортных средств, что в том же 1919 году оснастил радиоприемником (и передатчиком заодно) свою яхту «Элеттра», которая, кстати, являлась еще и его плавучей лабораторией.
Вдохновленный своим детищем, Альфред Греб через два года открыл собственную фабрику по производству радиоприемников, на которой трудилось 65 человек.
Первые штатные.
А вот первое штатное, как бы сейчас сказали, головное устройство появилось в 1922 году в салонах дорогих британских автомобилей марки Austin. Громоздкий радиоприемник смогли поместить в переднюю часть автомобиля — торпедо, где он и вещал в огромный громкоговоритель. Аппарат принимал ДВ- и СВ-диапазоны, которые в те времена были распространены: только в Лондоне работало более двух десятков станций. Автозвук принес ощутимый результат: марка автомобиля мгновенно вышла на первое место по количеству продаж в Европе!
Тогда же начали устанавливать радио и в престижные Bentley, но приемное устройство оказалось настолько огромным, что его пришлось расположить сзади в специальном отсеке. Поэтому, чтобы настроиться на нужную радиостанцию, водителю приходилось останавливаться и поворачиваться назад к органам управления. Зато эти приемники были безумно дорогими: в 1923 году на разработку и производство всего ста экземпляров владелец марки Bentley выделил баснословные по тем временам деньги: 42800 франков.
Французские автопроизводители пошли по другому пути, стремясь к уменьшению габаритов радиоаппаратуры: автомобили Citroen не отличались габаритами британских лимузинов. Единственным способом заметно уменьшить габариты радио, а также массы и потребления энергии был отказ от громоздких выходных каскадов усиления. Приемник был с маломощным выходом для наушников, назывался «Сена» и занимал всего лишь 320 квадратных сантиметров. Радио стало быстро развиваться, со временем появилась модель «Сена-2», а потом и «Сена-3», способная принимать появившийся тогда FM-диапазон… но к моменту появления «третьего» уже начинались 40-е года и вовсю гремела Вторая Мировая… А пока стоит вернуться обратно в 20-е годы.
Продолжение следует…