
Первые шаги в развитии дистанционного обучения
История дистанционного обучения берет свое начало с конца XVIII века. Именно в этот период в европейских странах возник новый термин — “корреспондентское обучение”, который ввел Исаак Питман, обучающий студентов стенографии (Великобритания). Учебный процесс основывался на том, что студенты получали учебный материал по почте. Также посредством почтовой связи происходило и общение с педагогами, и даже сдача экзаменов.
Будучи человеком демократичных взглядов, И. Питман связывал наличие непосредственного доступа к высшему образованию для всех желающих независимо от национальности, религиозных предпочтений и финансового благополучия.
Его идеи подхватила американская писательница Анна Тикнор, открывшая в 70-е годы XIX столетия удаленную систему обучения женщин по почте.
Не менее популярной стала и авторская программа обучения по почте от Вильяма Рейни Харпера из штата Иллинойс, США (1874).
Методом образования на расстоянии заинтересовались и учебные заведения. Так, в 1892 году Чикагский университет пригласил слушателей на первый факультет дистанционного обучения.
В России подобный вид образования — на дистанции — появился гораздо позже, в конце XIX столетия.
Организация удаленного образования в XX веке
До начала XX столетия технологии не были развиты настолько, чтобы использовать в дистанционном обучении какие-то другие средства связи, кроме почты. Но прогресс вскоре принес человечеству телеграф и телефон, позволившие сократить расстояние между людьми.
Неоднозначная ситуация в развитии истории дистанционного обучения вполне прояснилась с появлением радио и, конечно же, телевидения. В 50-х годах возникли первые учебные передачи. Но, тем не менее, они не были достаточно совершенным видом дистанционного образования, т. к. не подразумевали обратную связь с учеником.
Большой прорыв в этой сфере принесло громкое событие 1969 года, когда открылся первый в Мире открытый Университет в Великобритании (от англ. “Open University”). Создатели вложили в название этого учебного заведения идею, гласящую так – образование должно быть открыто и доступно для всех и каждого, как по стоимости, так и за счет отсутствия надобности в регулярном посещении занятий.
Казалось бы, что могло еще больше упростить деятельность педагогов дистанционного образования, а также их учеников? Но конец 1980-х годов подарил человечеству персональный компьютер, который незамедлительно внедрили в систему обучения на расстоянии.
| Бабушкин метод сжигания жира за 1р. со времен СССР! На стакан воды добавьте… |
| Дикуль: “Запомните! Если болят спина и суставы, даже не прикасайтесь к…” |
Конечно, многое еще предстояло сделать, чтобы качественно использовать ПК в обучении, но автоматизация образования уже была обеспечена, и это доказало появление первых программ-игр, специально созданных для изучения того или иного предмета. Даже стали появляться совместные образовательные проекты между странами, к примеру в 1988 г. появилась “Школьная электронная почта” (СССР-США).
История дистанционного обучения XX века в именах и цифрах
Основными вехами в развитии удаленного образования стали:
- 1906 г. — открылось обучение по почте при университете, находящемся в американском штате Висконсин;
- 1911 г. — курсы на базе Квинслендского университета в г. Брисбен в Австралии;
- 1914 г. — дистанционное обучение по почте для первой ступени обучения (Новая Зеландия, Австралия, Канада);
- 1939 г. — создание центра детского образования во Франции;
- К 1960-м годам было уже 11 “открытых” университетов в СССР;
- 1969 год — Open University в Великобритании;
- 1979 г. — Китай запустил функционирование радио университетов и телевизионные программы обучения.
Домашнее обучение того времени обладало рядом отличительных характеристик, среди которых отдельного внимания заслуживают:
- Присутствие всех уровней, начиная от начального и заканчивая вузовским образованием, и направленности на любой возраст обучаемых;
- Максимально расширенный список изучаемых предметов;
- Разнообразные методы обучения, например, телевидение, переписка, открытые экзамены.
Основные концепты первых учебных учреждений в системе дистанционного образования предполагали:
- Возможность обучения, несмотря на возраст студента;
- Активное участие в создании учебной программы;
- Самообучение;
- Индивидуализация обучения;
- Активное привлечение передовых педагогов;
- Свободный доступ к информации;
- Новые методы оценивания деятельности и достижений учащихся.
Ранее многие формы дистанционного обучения предполагали поездку на установочную сессию, где студенты посвящались в основы и содержание образовательных программ, а также получали все необходимые материалы, самостоятельно изучали их, а потом отправлялись в учебное заведение для сдачи экзаменов и зачетов.
Новая эпоха дистанционного образования
XXI век — настоящая веха в истории дистанционного обучения. Интернет-технологии привнесли новые возможности, сделавшие учебный процесс более понятным и доступным.
При этом в арсенале обучающихся имеются:
- Рукописные и первые печатные материалы (рукописи, учебники, радиокурсы, телекурсы);
- Комплексный подход в дистанционном образовании, начало двустороннего взаимодействия (специализированные пособия, консультации у преподавателей, экспресс-курсы);
- Прогрессивное использование информационных, а также коммуникационных технологий (синхронный и асинхронный режим двусторонней связи: видеоконференции, Интернет, переписка по электронной почте).
Но жизнь не стоит на месте и, вполне возможно, вскоре грядет новый этап в истории дистанционного обучения, ведь ему пророчат появление инновационных образовательных средств с активным использованием искусственного интеллекта. Это позволит модернизировать существующие технологии образовательной системы и сделать удаленное образование безграничным.








