История люстр

Паникадило1

История люстр очень богата и начинается много веков назад. Первыми подвесными светильниками были так называемые «паникадило». Они применялись исключительно для храмов и соборов. И лишь тогда, когда возникла необходимость освещать жилые дома, возникли люстры. В толковом словаре Даля отмечено, что люстра (от французского lustre) — это паникадило, подвесной свечник, предмет роскоши и украшения.

Паникадило2

Действительно, любая из люстр тех лет представляла собой уникальное произведение искусства. В России люстры появились с 12 века. Тогда для освещения жилых помещений и храмов стали широко применяться восковые и сальные свечи. А теперь остановимся на основных моментах истории люстр более подробно. Сделаем упор на развитие светильников в России.

 

История люстр: паникадило

 

Итак, выше мы говорили о том, что первыми люстрами были роскошные паникадила в храмах и соборах. Как правило, их размещали под основным куполом, а на боковых галереях подвешивали хоросы. Паникадило – это светильник, состоящий из нанизанных друг на друга отдельных деталей. Внизу он заканчивался большим гладким либо оформленным орнаментом шаром. К стержню присоединялись расходящиеся отроги-перья со свечниками. Для паникадил использовалась литая медь, кованое железо, а также кость, олово и серебро. Нередко паникадила были огромными и декорировались большим количеством фигурных подвесок. Конструкция паникадил была взята за основу осветительных приборов более позднего времени.

 

Нет ничего странного в том, что своим великолепием паникадила поражали иностранцев, которые приезжали в Россию. Европейские путешественники, побывавшие на пиру в княжеских палатах, ярко описывали свои впечатления от увиденного.

 

История люстр: зарождение русской стеклянной промышленности

 

Многое поменялось в истории люстр тогда, когда зародилась русская стеклянная промышленность. Это произошло в 17 веке. Самые ранние по времени изготовления люстры из стекла выполнялись на заводе в селе Измайлово. Он был возведен в 1699 году «про обиход великого государя». Форма этих люстр была похожа на форму паникадил 16-17 веков.

 

При Петре Первом стала активно развиваться гражданская архитектура. На берегах Невы возводился по европейским канонам Санкт-Петербург. А в Москве среди палат из дерева и изб простых людей вырастали особняки знати. В роскошных интерьерах требовалось использовать более совершенные и элегантные светильники. Для освещения тогда применялись фонари, бра, подсвечники, канделябры, так называемые шандалы, жирандоли, стенники и другие осветительные приборы. На тот момент в ходу был стиль «русское барокко», потому возник новый тип люстр. Для их конструкции были характерны изогнутые линии, а на медном каркасе помещался хрустальный убор в форме бесцветных либо розово-лиловых граненых подвесок. К середине 18 века люстры выглядели очень изящно благодаря началу изготовления фарфора в стране. Новый материал широко применялся для оформления светильников, он пришел на смену кованым железным цветам и гирляндам.

 

Изначально продукция «Императорской Ее Величества порцелиновой мануфактуры» применялась только для двора и его окружения. И лишь в 19 веке фарфоровые люстры и подсвечники получили широкое распространение в стране.

 

История люстр: эпоха классицизма

 

Во второй половине 18 века в прикладном искусстве России произошли значительные перемены. Вычурные формы барокко ушли в прошлое, на смену им пришел строгий классицизм. Пышно декорированные люстры, перегруженные большим количеством хрустальных элементов в форме дубовых листьев, уже не были актуальны. Вместо них стали применяться светильники четкой конструкции, в их основе находился горизонтальный стержень и круглые обручи из бронзы. Основной стержень таких люстр включал в себя фигурные элементы, произведенные из окрашенного стекла. Благодаря открытию М.В. Ломоносова, вместо синего и бутылочно-зеленого стекла стало использоваться голубое и розовое. Спустя еще некоторое время появилась мода на красное, синее и молочно-белое стекло.

 

История люстр: возвращение хрусталя

 

Во второй четверти 19 века актуальность опять обрели хрустальные люстры. Но от светильников 18 века их отличала тяжеловесность и некоторая грубоватость. Внизу таких осветительных приборов были крупные, крепко соединенные подвески из хрусталя, которые образовывали полушарие. Конструкция из бронзы целиком скрывалась под сплошным убором из хрусталя. Данные люстры были очень популярны, потому на Императорском стеклянном заводе появилась специальная мастерская по изготовлению хрустальных подвесок.

 

История люстр: появление керосиновых ламп

 

Промышленность во второй половине 19 века развивалась быстрыми темпами, что негативно сказалось на художественном качестве изделий. Вместо самобытного мастерства народных умельцев приходило массовое изготовление серийной продукции. Кроме того, в роли горючего материала для люстр тогда стали применять керосин. Он отлично впитывался фитилем и подавался к пламени горелки. Впервые керосиновая лампа была создана в Америке, химиком Селлиманом. В конце пятидесятых годов 19 века аптекарь из Львова И. Лукашевич высказал предложение о конструкции керосиновой лампы с круглым фитилем. Подобные лампы, именовавшиеся «молния», давали большую силу света, достигающую пятидесяти свечей.

 

По причине невысокой цены керосиновые лампы применялись очень широко. В богатых особняках размещались люстры и другие светильники в форме фарфоровых ваз, которые скрывали в себе емкость с горючим. Из венчика выступала горелка, а специальная конструкция из металла держала абажур, смягчающий яркий поток света. Для этой же цели использовались матовые либо белые шары из стекла с двумя отверстиями, которые надевались на ламповое стекло. Бедняки использовали для керосина стеклянные бутылки. Они делали в пробке отверстие для фитиля, а потом, как говорили в те времена, «зажигали газ».

 

Конечно же, на этом история люстр не заканчивается. Потом появились лампы накаливания, которые стали применяться и в люстрах, и вот в последние годы они постепенно уходят в прошлое, а на смену им приходят светодиодные светильники, люстры продажа с ними набирают все большую популярность. Также их называют «энергосберегающие лампы». Конструкция классических люстр в целом не меняется, но зато появляются новые модели, актуальные в определенную эпоху.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории