История мебели

1249925282_55_1147

История создания мебели начинается с незапамятных времен, в эпоху древнего человека. Тогда это было напоминание некоего ложа из мха и веток, на котором человек спал.  С тех пор многое изменилось в образе жизни человечества, и сейчас невозможно представить нашу жизнь без мебели.

В XVI–XVII веках эпоха расцвета культуры и искусства не могла не отразится на развитии мебели в целом. Появление различных видов мебели и переход на качественно новый уровень дошел и до наших дней, повлияв на современный дизайн. Родоначальником мебели можно считать по праву Европу, хотя предметы мебели были найдены и в древнем Египте, но там она принадлежала только фараонам.

За многовековую историю развития  человечества мебель менялась вместе с ним.Разные культуры, национальности; разные климатические условия и т.д. все это, так или иначе, влияло на внешний вид и декор всех видов мебели. Благодаря этому мы знаем о таких понятиях как стили.

Условно историю возникновения и развития мебели можно разделить на три временных этапа.
Древний – от эпохи древнего мира до эпохи Возрождения.
Возрождение – от эпохи Возрождения вплоть до начала XX века.
Современный – современная мебель XX–XXI века.
Именно на эти временные границы приходились глобальные мебельные метаморфозы, повлекшие за собой рождение новых стилей. Рассмотрим  более детально стили, присущие конкретным временным этапам.

Для древнего этапа присущи: египетский стиль (фараоны и их жилище), романский стиль (древне-римские апартаменты), древне-славянский стиль (русская изба, народное зодчество), византийский стиль (времена после крещения Руси, примером может быть новгородская резьба), готический стиль (Германия XI–XIII век, соборы, храмы, готические арки)

В эпоху Возрождения сформировались следующие стили: ренессанс, барокко (времена Людовика XIII, пышные гнутые формы, буйство растительного орнамента), рококо (необарокко) (времена Людовика XIV, формы в виде ракушки, менее пышный чем барокко), классический (неорококо) (прямые формы, минимум декора, резьбы, роспись), ампир (времена Наполеона, на деталях мебели преобладали лапы, морды льва).

На современном этапе выделились такие стили, как модерн (преобладание характерных растительных форм и орнаментов), восточный (мавританский, китайский, индийский), неоклассика (простые геометрические и прямые формы), хай-тек (простые формы, преобладают акценты на фактуру материала, металл, пластик), минимализм (минимум деталей, примером служит современная корпусная мебель), арт-деко (совмещает в себе рококо, барокко и хай-тек, преобладают цвета бордовый, фиолетовый, серый). Кроме того, к современным стилям можно отнести эклектику (смешение стилей), прованс (французский деревенский стиль, светлая, состаренная мебель), кантри (деревенский стиль, массивная, грубоватая мебель с явно выраженной текстурой) и стиль шале (сказочно-деревенский стиль, с элементами народного фольклора).

Основоположником кушеток, диванов, софы, лежанок, топчанов и др. является, конечно же, кровать. Это первый, пожалуй, из мебели спутник человека. Конечно, они были только у богатых, которые могли себе это позволить. Это было признаком достатка. Украшали кровати золотом и драгоценными камнями, хотя основой, конечно, было дерево, которому и в наши дни нет достойной замены.

Трон – родоначальник кресел, стульев, табуреток, пуфов.  Это, можно сказать, особый случай.  Издревле стоять означало выражать почтение. А сидеть, когда другие стоят, могли только люди высокого положения. Вот такой особый случай. Надо ли напоминать, что делались они так же из дерева, украшались резьбой и сусальным золотом.

Настолько простое и гениальное изобретение как стол, мало чем изменилось за многовековую историю своего пребывания среди людей.  Конечно со своим неизменным спутником стулом, они встречаются во многих культурах.  С различными национальными  особенностями в декоре и форме (шестиугольные, восьмиугольные, низкие, в восточном стиле), но все-таки столы, существовали, в основном, изначально  для приема пищи. Так же они использовались для жертвоприношений, позже для письма и прочих типов работ.

Сундуки (от них произошли комоды, тумбочки, различные шкафы и даже французские шифоньеры). От простой формы ларя (ящик с крышкой) путем случайных открытий и дизайнерских конструктивных преобразований, от века к веку мы на сегодняшний день видим праправнуков сундука в виде прикроватной тумбочки или кухонных ящиков, книжных шкафов и шифоньеров для белья. Можно сказать даже, что все что с виду напоминает ящик – это потомки сундука, т.е. практически вся корпусная мебель.

Теперь поговорим немного о том из чего делалась и делается сейчас мебель в подольске. Конечно, основной материал для производства мебели это дерево. Сейчас, как и раньше используется несколько разновидностей пород древесины.

Сосна – мягкая, недорогая древесина. Используется для корпуса детской и спальной мебели, дачной мебели. А также для фасадов. Для декоративного эффекта делается браширование (старение), выявление текстуры. В результате чего на поверхности остаются более твердые слои древесины, а мягкие уходят вглубь. Это делает сосну более выгодной с точки зрения дизайна, а также более износостойкой, т.к. на гладкой, небрашированной поверхности соснового изделия могут оставаться вмятины. Старение может быть слабое, среднее, сильное (рубленное). Старение можно подчеркнуть с помощью патины (декоративное покрытие которое придает изделию более старено-естественный вид, бывает разных цветов, наносится на основной цвет покрытия изделия). Не рекомендуется покрытие под лак, т.к. впоследствии волокна начинают менять окраску, пестреют в желтый и темно-коричневый цвет. Сосна идеально подходит для подчеркивания стиля кантри. Считается, что сосна единственное из деревьев, которое притягивает звезды и является деревом бессмертия. В Китае и Индокитае сосна считалась волшебным деревом, приносящим счастье и благополучие.

Бук – твердая ценная порода древесины. Из благородных пород самая недорогая. Обладает гладкой, твердой поверхностью, что делает бук незаменимым в изготовлении мебели с гнутыми деталями, такие как стулья и консоли. Из бука можно изготавливать практически любую мебель. Цвет изделий из бука может быть от розовато-желтого до красновато-бурого. Хорошо идет на мебельные фасады, двери,  столешни,  на письменные столы, ступени. Древесина хорошо окрашивается морилкой. Имитируется под такую ценную породу как орех. Текстуру не старят. Подходит для изготовления мебели, панелей в классическом стиле.

Ясень. Очень твердая порода древесины. Тверже дуба почти в 1.5 раза. Подходит для изготовления любой мебели, а также дверей, панелей, лестниц. Обладает богатой текстурой, которая одинаково хорошо подчеркивается как морилкой, так и патиной без дополнительного старения.

Дуб. Твердая ценная порода. Обладает очень богатой текстурой. Недостаток в капризности волокон (в них из-за дубильных веществ очень много напряжения, в результате ламели очень часто «гуляют» в склейках).
Красное дерево (сапели). Твердая, ценная порода. Очень красивая текстура, с ярким выраженным красным оттенком. Применяется для изготовления любых изделий. Дороже изделий из ясеня в 2 раза.

Липа. Мягкая,  пластичная древесина белого цвета. Чаще используется в резьбе и точеных элементах. Обладает высокой непроницаемостью, а потому плохо подвергается окрашиванию; однако легко принимает цвет ценных пород дерева посредством морения. Липа хорошо обрабатывается режущими инструментами. Вынослива на сырость, однако подвержена червоточине. Лучшую древесину дает южная липа; из нее преимущественно делают модели, а также все резные изделия под позолоту.

Кроме дерева в производстве мебели используют такие материалы как МДФ и ДСП. МДФ – плиты прессованной древесной пыли. Имеют толщины 4, 8, 16, 18, 20  мм. Подходит для изготовления корпуса мебели, при окраске под эмаль. Также может использоваться для изготовления фасадов. Незаменим для гнутой корпусной мебели. Также используется как основа под шпонированные изделия. ДСП – древесностружечная плита. Используется для корпуса недорогой мебели, такой как кухни, спальни, детские. Кромка используется только ПВХ. Подходит для сочетания с фасадами из любого массива. Допускается отличие по цвету на 30%.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории