ИСТОРИЯ МРАМОРНОЙ СКУЛЬПТУРЫ МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ

Одной из главных достопримечательностей Собора Святого Петра в Ватикане считают скульптурную композицию из мрамора «Рietа» (1499). Ее создал флорентийский мастер Микеланджело Буонарроти (1475-1564). Об истории создания и дальнейшей судьбе этого шедевра и пойдет речь в этой статье.

Микеланджело Буонарроти – один из самых гениальных мастеров эпохи Возрождения Италии – скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. В мире почти нет равных мастеру, оставившему после себя столь гениальное и богатое наследие.

А теперь поговорим о самой скульптуре. Интерес художников к библейским сюжетам всегда был велик. Начиная с Раннего Возрождения мастера европейских стран в своих творениях отражали скорбящую Мадонну, оплакивающую распятого сына, снятого с креста.

Творение Пьетро Перуджино «Оплакивание Христа» и побудило Микеланджело создать свою трехмерную композицию из глыбы мрамора. Мало кто верил, что 24-летний скульптор справится с этой сложной задачей. Но результат был потрясающим и превзошел все ожидания. Мастер создал свою первую и по-настоящему гениальную пьету. Рietа от итальянского «сострадание, скорбь, жалость, сочувствие» – это иконографическая композиция изображающая Марию с усопшим сыном Иисусом, который лежит на ее коленях. Такая иконография была присуща творениям художников XIII-XVII века.

Фигуры Богородицы и Иисуса высечены из единого куска мрамора в 1499 году. Заказчиком был французский кардинал Жан Билэр де Лагрол, служивший послом при дворе папы Александра VI.

Благодаря поручительству банкира эта дорогостоящая работа была заказана неизвестному и очень молодому скульптору. Гонорар за эту работу составил 450 золотых дукатов.

В мае 1497 года скульптор отправился в каменоломни Каррары за глыбой мрамора чистейшей породы, которую выбирал лично. Мраморная скульптура была предназначена для усыпальницы кардинала. И согласно договору, через год это творение должно было быть завершено. Но мастер не вложился в сроки и работа растянулась на два года. Кардинал, увидев неоконченное произведение скульптора перед самой смертью, пришел в восторг и подтвердил, что Буонарроти выполнил условия договора.

После завершения это гениальное творение было установлено на самое почетное место в самом сердце Ватикана – Соборе Святого Петра. Оно служило образцом для подражания молодым мастерам. Сам же скульптор очень любил свое творение, и частенько захаживал в храм полюбоваться своей работой. Но услышав, что его труд приписывают скульптору Кристофоро Солари, Буонарроти высек на скульптуре: «МИКИЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ ФЛОРЕНТИЕЦ ИСПОЛНИЛ».

Будучи полуграмотным, скульптор допустил ошибку в четвертой букве своего имени. Но за пять веков никто не осмелился это исправить. «Рietа» – это единая работа, которую Микеланджело подписал, а через время очень раскаивался в совершенном. Он больше никогда не ставил никаких автографов на своих творениях.

Эта скульптурная композиция за пять столетий пострадала несколько раз от небрежности и вандализма, что показал спектральный анализ. Несколько веков назад часть левой руки Богородицы была отбита, однако реставраторы ее превосходно восстановили. А в конце XVIII века при транспортировке обломали четыре пальца Марии, что также было безупречно отреставрировано.

Во второй половине ХХ века произошел ужасный акт вандализма: австралийский геолог Ласло Тот с безумными криками, что он Христос, набросился на статую и нанес скальным молотком пятнадцать ударов по мрамору. Пострадала снова рука Мадонны и ее прекрасное лицо. Было собрано около пятидесяти осколков от изувеченной мраморной композиции. Гениальное творение конечно же снова мастерски отреставрировали, и уже установили за пуленепробиваемое стекло, подняв на недосягаемую для вандалов возвышенность.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории