История почтовых марок.

b19dc9ec82466551a73900e9d0aИстория почтовой марки уходит в далекие времена. До изобретения почтовой марки подтверждением того, что почтовая пересылка письма оплачена, являлся штемпель с надписью «почтовый сбор взыскан», который ставили после проверки адреса и взвешивания письма.
Первое упоминание о почтовой марке датируется 1823 годом. Именно тогда швед Льют Габриель Треффенберг предложил идею использования конвертов для предварительной оплаты почтового отправления. Красочное рельефное изображение почтовой марки должно было быть напечатано на конверте. В проекте предусматривалась даже защита от подделок! Однако предложение было отклонено как “нелепое”.Прежде чем начать, следует сказать, что у самой почты, без которой не было бы всего остального, огромная история.
Развитую, хорошо организованную почту имели все великие державы древности Ассирия, Египет, Персия, Рим, государство инков. По мощеным дорогам и караванным тропам день и ночь курсировали гонцы. 2500 лет назад уже применялся эстафетный способ передачи писем от гонца к гонцу.
Но почта это не только письма. Например в XVII – XVIII вв. по почте пересылались в Россию грузы, которые мы назвали бы непочтовыми: в рогожных связках весом по 10 и более пудов посылали рыбу, бочки с икрой, с уксусом и вином. Еще почта возила из Астрахани в Петербург виноград, арбузы, дыни к царскому столу.
Некоторые исследователи, в том числе и Щелоков А.А. называют точную дату создания почтового ящика посредством, которого и появилась «почта» в настоящем ее понимании, как одного из видов связи.
По этой версии, а 1500 году португальский мореплаватель Бартоломео Диас (тот самый, что открыл для европейцев мыс Доброй Надежды) попал в страшный шторм у берегов Южной Африки. От экспедиции уцелел только один корабль, которому удалось войти в тихую бухту и найти там временное пристанище. Перед тем как покинуть спасительную гавань, один из офицеров написал обстоятельный отчет об итогах экспедиции Диаса, рассказал о гибели командира и многих товарищей. Отчет было решено оставить на берегу, на тот случай, если и последнему кораблю не суждено будет добраться до родных берегов.
Письмо завернули в просмоленную ткань, упрятали в старый башмак и подвесили на дерево неподалеку от берега. Португальцы надеялись, что кто-нибудь все же обнаружит их послание. Так и случилось.
Португальский корабль капитана Джоао да Нова, который вел очередную эскадру в Индийский океан, вошел в удобный залив. Там на дереве моряки обнаружили старый башмак, а в нем письмо. По приказу да Нова матросы соорудили на берегу часовню. Вокруг нее постепенно вырос европейский поселок. А башмак матроса из эскадры Диаса еще долго висел на дереве, служа почтовым ящиком.
Много лет спустя на этом месте в заливе Моссел Бэй поселенцы соорудили памятник первому почтовому ящику. Он сделан из бетона и имеет утилитарную задачу – служить для сбора почтовых отправлений. Но имеет форму старинного португальского башмака и напоминает о старинном знаменательном событии…
Самые древние сведения о почте относятся к Ассирии и Вавилону. Как известно из курса истории люди, населяющие эти древние страны, писали клинописью на глиняных табличках. После обжига таблички с текстом письма, ее покрывали слоем глины, на котором писался адрес получателя. Затем таблички снова обжигались. В результате выделения при повторном обжиге водяных паров табличка — «письмо» и табличка – «конверт» не становились единым куском. «Конверт» разбивали и читали «письмо». Так обеспечивалась тайна переписки в те далекие времена. До наших дней дошло два таких «письма». Они вместе с «конвертами» хранятся в Лувре.
В античные времена люди писали письма на восковых табличках, которые складывали вместе и обвязывали шнурком. На шнурок ставилась печать отправителя. Римляне оттискивали ее на воске, а греки применяли для той же цели смесь глины и воска, называемую «мальтой». Пчелиный воск стал главным материалом для печатей и в средние века. Цвет печати зависел от содержания письма: на свадебных приглашениях она была белой, на сообщениях трагического характера черной.
В некоторых странах, в том числе и в России, печати делали из свинца или благородных металлов – золота и серебра. Тонкий листочек металла сгибали пополам и на нем оттискивали штемпель. Такая печать висела на шелковой или льняной нитке.
А вот новый материал для печатей – сургуч пришел к нам с Востока. Мореплаватели парусника «Виктория», который находился в составе экспедиции Магеллана, в числе заморских диковинок привезли из Китая в Испанию сургуч – особое клейкое вещество, получившее название «испанского воска». Тогда сургуч был большой редкостью. Только несколько мастеров владели искусством его изготовления.
Но уже в середине 16 века некий Самуэль Циммерман, житель немецкого города Аугсбурга, в сочинении об искусстве переписки (были в старину и такие руководства) привел рецепт изготовления красного сургуча: «Взять чистой белой смолы, распустить ее на умеренном угольном огне и, когда она распустится, снять с огня и вмешать в смолу на один фунт четыре лота мелкой малярной киновари, дать вместе застыть или перелить в холодную воду, и получится красивый, красный, крепкий сургуч».
Российская почта до сих пор применяет сургуч для опечатывания посылок, ценных писем и бандеролей.
Настоящие законодатели мод в почтовом деле – англичане. Именно в Англии появились первый конверт и первая марка.

Раньше письма писали на бумаге разного формата. И вот одно время очень модно стало использовать для переписки бумагу формата визитной карточки. Но «визитки» были не совсем удобны, потому что «письмо» надо было еще складывать в виде пакетика, чистая сторона которого предназначалась для адреса.
И вот в 1820 году владелец писчебумажного магазина в английском городе Брайтоне мистер Бревер придумал специальные пакеты и продавал их вместе с листками бумаги. Сначала он сделал небольшую партию таких пакетов и раздавал их в виде бесплатного приложения к купленной у него бумаге. Новинка пришлась по вкусу. Теперь уже все хотели отправить свои письма непременно в «пакетах мистера Бревера». Только вот выкраивать и клеить их не каждому хотелось. Да и не всякий умел это делать хорошо. Предчувствуя большой успех, мистер Бревер поручил изготовление почтовых пакетов двенадцати специальным предприятиям. Он даже придумал машину для изготовления конвертов.
А чуть позднее «пакеты мистера Бревера» стали называться «конвертами» – от английского слова «tо cover» (закрывать).
Еще через несколько десятилетий идея предварительного проклеивания одного из клапанов конверта озарила француза Пуарье. До этого письма скреплялись сургучом или специальной облаткой.
В конце 19 века англичане ввели у себя моду на разноцветную почтовую бумагу, окраска которой должна соответствовать дню недели. По понедельникам принято писать на бумаге цвета морской волны, по вторникам на бледно-розовой, по средам на серой, по четвергам на светло-голубой, по пятницам на серебристой, по субботам на желтой и по воскресениям на белой.
Примерно в то же время и «…в Париже в большой моде почтовая бумага самых ярких цветов: красного, зеленого, голубого. Монограммы делаются очень маленькими на верхнем левом углу, тисненные золотом на белом щите. На конвертах не делают больше монограмм, зато высшим шиком считается печать на конвертах белым сургучом, письма теперь душат очень мало или совсем не душат».
В стоимость конверта включалась и оплата почтовой доставки.
На территории России первые штемпельные конверты появились в 1845 году в княжестве Финляндия.
В Санкт-Петербурге пересылка писем в «штемпельных кувертах» началась с 1 декабря 1845 года. Император Николай I одобрил введение в России знаков почтовой оплаты в виде штемпельных конвертов для городской почты.
К этому времени в Санкт-Петербурге действовала хорошо налаженная городская почта, начавшая функционировать с января 1833 года. Корреспонденция сдавалась на почту через приемные пункты, организованные в мелочных лавках. Сначала было открыто 42 приемных пунктов. К середине 1834 года число приемных пунктов было увеличено до 108. Почтовый сбор до введения штемпельных конвертов взимался с клиентов только наличными деньгами. За прием и сохранность корреспонденции и денег несли ответственность хозяева лавок. После оплаты сбора корреспонденция опускалась в находящийся запертый почтовый ящик, из которого вынимались и доставлялись на почту несколько раз в день.
До 1843 года городская корреспонденция доставлялась в единственное отделение Санкт-Петербургской городской почты в почтамте, откуда разносилась адресатам 3 раза в день. Ко времени введения штемпельных конвертов было открыто второе отделение городской почты, и доставка корреспонденции осуществлялась уже 6 раз в день.
Успех штемпельных конвертов побудил почтовый департамент незамедлительно ввести это новшество и в Москве. Здесь продажа «штемпельных кувертов» была открыта 27 февраля 1846 года и осуществлялась двумя отделениями городской почты, а также всеми отделениями общегосударственной почты. Кроме действовавших в мелочных лавках пунктов приема корреспонденции, московский почт-директор счел целесообразным учредить для Москвы приемные места для писем в больших кондитерских, так как они работали и в праздничные дни, а в будни закрывались позднее всех остальных магазинов.

Теперь не нужно было с каждым письмом идти на почтамт или обращаться к лавочнику. В 1848 году вначале в Санкт-Петербурге, а затем и в Москве появляются почтовые ящики.
В отличие от ящиков городской почты они устанавливались прямо на улице, доступ к ним обеспечивался в любое время.
В 1866 году приемные пункты в лавках и магазинах были закрыты, а вместо них установлены обычные почтовые ящики.

Наверное, самым невезучим предшественником почтовой марки, оказался проект выпуска почтовых конвертов, называемых «конвертами Малреди» (по фамилии автора рисунка, известного английского графика Уильяма Малреди). В Англии готовились к почтовой реформе. Подготовка шла полным ходом, и было решено для подтверждения факта оплаты использовать два способа. Первый – с помощью особой квитанции, которая должна наклеиваться на отправление. Второй – путем использования специально изготовленных конвертов.
Вот так выглядели «конверты Малреди». В верхней части фигура Британии, сидящей на скале. У ног ее лев, рядом щит с изображением флага Великобритании. По обе стороны от головы Британии располагаются летящие ангелы – символ добрых новостей. В отдалении парусные корабли и оленьи упряжки. Здесь же изображения индусов на слонах, китайцев с косичками, индейцев приветствующих миссионеров, купцов с товарами и сцены чтения писем. Вся эта помпезная композиция должна была символизировать развитие почтовой связи на обширных землях, подвластных британской короне. Конверты печатались на лучших сортах бумаги с шелковыми нитями и соответствовали по цвету и номиналам почтовым маркам. У одного с рисунком черного цвета было написано:
«Конверт Малреди» и почтовая марка вышли в свет в один день 1 мая 1840 года. И хотя королевский почтмейстер Роуленд Хилл надеялся на «конверт Малреди» больше, чем на свое изобретение – почтовую марку, на практике вышло другое. Конверты при всей их помпезности не пользовались популярностью у населения. Более того, в газетах стали появляться карикатуры и анекдоты по этому поводу. Наибольшей критике подвергся рисунок Малреди. Он был воспринят как выражение колониальных устремлений Великобритании. Стали распространяться многочисленные выпуски конвертов с сатирическими вариациями на тему рисунка Малреди. Позднее коллекционеры насчитали 47 карикатурных вариантов «конверта Малреди». Встретив такой прохладный прием «конверты Малреди» просуществовали очень недолгое время. Вскоре их изъяли из обращения. Почтовая же марка начала свое триумфальное шествие по планете…
1653 год Франция. Арендатор парижской почты граф Жан Ренуар де Виллайе получил от Людовика XIV привилегию на организацию городской почты Парижа. В то время в Париже единственная городская почта помещалась в небольшом помещении на улице Сент-Жак. Каждый, кто хотел отправить письмо, должен был явиться на почту, сдать письмо и уплатить почтовый сбор. Встав во главе городской почты, граф приказал установить почтовые ящики, в которые можно было опускать письма. Предварительно были установлены единые тарифы и введена предварительная оплата отправлений. Для этой цели были выпущены специальные ярлыки (лентообразная бандероль) с надписью «Свидетельство об уплате почтового сбора» на одной стороне и «почтовый сбор оплачен, …… 1653 года» на другой. Они продавались по цене в 1 соль (5 сантимов или 1/20 ливра) не только у специального чиновника в королевском дворце, но и у швейцаров, в монастырях и т.п. Ярлыки нужно было прикреплять к письму таким образом, чтобы почтовый чиновник мог легко отделить их. Ярлыки (своеобразные почтовые квитанции) оставались у почтальона, доставившего письмо. Разрешалось прикладывать к письму и вторую оплаченную, но не заполненную квитанцию – своеобразное письмо с оплаченным ответом. Две сотни почтальонов, трижды в день разносили оплаченные письма. Мы не знаем, как выглядели бандероли (ярлыки) Виллайе т.к. ни одной из них не сохранилось.
Прошло чуть более десяти лет, и о новом способе оплаты почтовых отправлений заговорили вновь. Издатель газеты “Дунди кроникл”, книготорговец Джеймс Чалмерс предложил способ оплаты почтовых отправлений, при котором почтовый сбор взимался в зависимости от расстояния, на которое отправлено письмо. В августе 1834 года он отпечатал в своей типографии на листе бумаги пробные марки, снабженные с оборотной стороны клеем, и представил эти образцы влиятельным лицам. При этом издатель объяснял преимущество изобретенной им наклеиваемой марки. В Южнокеннигстонском музее (Англия) хранятся проекты почтовых марок и пробные образцы, каждый величиной около квадратного дюйма. На марках имеются надписи: “Главный почтамт — не более полунции — один пенни” и “Не более унции —
2 пенса”. На одной из марок наложен пробный штемпель “Дунди — 10 февраля 1838 г.”. Этому проекту также не суждено было воплотиться.

Конец восьмидесятых годов XVII века Англия. Предприниматель Роберт Муррей решил монополизировать всю внутреннюю почту английской столицы, введя весьма низкий для того времени единый почтовый тариф. Он организовал первую частную почту в Лондоне названную «penny Post».
Свое название она получала от величины тарифа – за 1 пенни она доставляла письма и посылки весом до 1 фунта (454 грамма) в пределах города. После того, как «penny Post» (1680 год) перешла в руки купца Вильяма Доквра (Dockwra) она стала очень популярна. Вильям Доквр открыл в городе около 500 приемных пунктов и семь почтамтов (по числу районов города). Буква «L» в штемпеле означает почтамт на Лайм Стрит, буква «P» – почтамт в районе собора святого Павла. Доставка корреспонденции производилась в среднем 4-5 раз, а в центре города даже 10-12 раз в день. Отправитель оплачивал тариф при сдаче письма на приемный пункт. При этом на конверт ставился треугольный штемпель с надписью «pENNY/post/paid». При доставке письма на него ставился второй штемпель в виде сердца. В его верхней части находилось слово или (Первая или вторая половина дня), а в нижней указывался час доставки. Следует отметить, что «penny Post» была национализирована в 1698 году и просуществовала почти в неизменном виде до почтовой реформы Англии 1840 года, связанной с введением почтовой марки. Несколько писем «penny Post» занимают почетное место филателистической коллекции Британского музея почты.
На одном из них (со штемпелем с буквой «P»), доставленном в 1681 году очень интересен адрес. В переводе он выглядит следующим образом: «Доставить на улицу, куда выходит крыло церкви в конце Ломбард Стрит».
Никто не предполагал в 1840 году, что марки, выпущенные огромным тиражом – 75 миллионов экземпляров, станут редкостью. Речь идет о двух первых марках мира – «Черном пенни» и «Синем двухпенсовике». В данном случае – о полном листе «Черного пенни», который совершенно случайно был обнаружен в архиве покойного сэра Роуленда Хилла. Сейчас этот уникальный, единственный лист хранится в британской королевской коллекции. Лишь изредка он демонстрируется на крупнейших международных и всемирных филателистических выставках.
Полный лист «Черного пенни» состоит из 240 марок, 20 горизонтальных рядов по 12 марок в ряду, что составляет по номиналу один фунт стерлингов – очень большую сумму для своего времени. Вероятно, именно это обстоятельство и удерживало покупателей от его приобретения. Каким чудом уцелел полный лист, остается только гадать: ведь найден он был приклеенным на стене почтовой конторы. И, несмотря на все предосторожности, при его отделении сохранить оригинальный клеевой слой не удалось.
Вот тут невольно вспоминаешь, что уже в апреле 1840 года, за несколько дней до официального выпуска «Черного пенни» в продажу, полиграфисты фирмы «Perkins, Bacon & Petch» плакались в интервью одной городской газете: «Вот уже пять дней мы занимаемся нанесением клеевого слоя на марки, и трудности, с которыми мы столкнулись, не поддаются описанию». Главным компонентом клея стала смесь картофельного и пшеничного крахмала со столярным клеем. Однако, несмотря на все трудности, свою работу полиграфисты выполнили великолепно… к огорчению последующих поколений коллекционеров, до сих пор не скрывающих сожаления, что единственный в мире лист первой марки не только местами лишен клеевого слоя, но и имеет повреждения бумаги: вот какой «хваткой» обладал клей!
Автор «Черного пенни» художник Б. Чевертон, предложивший для рисунка репродукцию гравированного портрета королевы Виктории, подал идею проставить на всех марках миниатюрные буквенные индексы, определяющие местоположение каждой из них в печатной листе.
Например, марка с буквами С и Н находилась на пересечении третьего горизонтального и восьмого вертикального рядов, Печатались марки с 11 печатных форм. Автор и издатели обосновывали свою задумку борьбой с фальсификаторами, считая, что полностью повторить печатную форму будет сложно, а частое появление отдельных марок или пар с одинаковыми буквами выявит фальсификацию.
Напомним, что одновременно с «черным пенни» вышли и «конверты Малреди», историю которых мы тоже уже рассматривали. Так вот, 15 мая 1840 года на «конверт Малреди» были наклеены 5 первых марок Англии, и почтовое отправление отправилось в Бостон.

Официальной датой поступления марок в обращение считается 6 мая 1840 года. Вот что записал в своем дневнике их создатель Роуленд Хилл: “В первый раз марки выпущены сегодня для населения. Страшная суматоха на почтамте”. В настоящее время известно примерно 30-40 писем, отправленных в этот день. Сохранилось письмо, отправленное в первый день, оплаченное не одной, а десятью марками. Это письмо адвокатской конторы “Оливерсон, Денби и Севи” в Лондоне, отправленное с документами в Шотландию. На конверте имеется четкий штемпель типа “мальтийский крест” с надписью “LS.6MY6. 1840”. Его и можно считать родоначальником штемпелей “первого дня”.
Постепенно марка завоевывала мир. Главноначальствующий над Почтовым департаментом России генерал В.Ф. Адлерберг в 1851 году командировал чиновника департамента А.П. Чарукоского за границу для изучения почтового дела. Посетив Англию, Чарукоский побывал в типографии фирмы “Перкинс, Бекон и Питч”, где печатались почтовые марки, и ознакомился с производственным процессом.
В сентябре 1856 года Государственный совет рассмотрел “Записку о введении штемпельных марок для простой корреспонденции” и постановил “…разрешить главнокомандующему над Почтовым департаментом, независимо от существующей пересылки частных писем в простых и штемпельных кувертах, ввести для той же корреспонденции по всей империи штемпельные марки…”.
12 ноября 1856 года это решение было утверждено императором Александром II.
Первый выпуск почтовых марок России тиражом 3 миллиона экземпляров включал одну беззубцовую марку номиналом 10 копеек. Дело в том, что перфорационная машина, выписанная из Вены, пришла с большим опозданием и нуждалась в наладке.
С 1858 по 1917 год, почти за 60 лет, Россия выпустила 133 разновидности почтовых марок. Сюжет рисунка всех марок, независимо от цвета и достоинства, был одинаков — Государственный герб России. Это правило менялось лишь трижды: в 1905 и 1914 годах выпустили благотворительную серию, а в 1913 году подготовили юбилейный выпуск. Общее количество разновидностей почтовых марок, обращавшихся в старой России, достигало трех тысяч. Причем около 2,5 тысяч — марки земской почты, которые считают чисто российским явлением, поскольку подобных знаков почтовой оплаты в других странах не было.
До земской реформы 1864 года государственная почтовая служба охватывала лишь города и уездные центры. Чтобы отправить письмо, жители деревень преодолевали десятки верст. Земская же почта стала доставлять корреспонденцию во все населенные пункты. Эти услуги оплачивались особыми почтовыми знаками — земскими марками, которые наряду с государственными марками действовали в 33 губерниях, охватывая 162 уезда. Каждый из уездов выпускал свои знаки почтовой оплаты для обращения только на своей территории, которые по предписанию должны были отличаться от общегосударственных знаков почтовой оплаты. Это привело к большому разнообразию форм, размеров и рисунков земских марок. Овальные марки выпускал Лужский уезд, ромбовидные — Волчанск, круглые — Васильский уезд. Одной из самых маленьких марок в мире считают первый выпуск Тамбовского земства. Лохвицы выпустили непомерно крупную марку. Почтовые знаки Котельнического земства (Кировская область) имели корешки, или купоны, которые отрывали при гашении.
Русские земские марки признаны самым интересным явлением, когда-либо и где-либо рожденным почтой.

Почтовая марка — это своеобразный документ, повествующий об исторических событиях, которые находят отражение не только в самих сюжетах почтовых марок, но и в различных надпечатках, свидетельствующих об изменениях государственной принадлежности или формы правления. Практически одновременно с появлением почтовых марок появились люди, ставшие их коллекционировать. Первоначально склонность к коллекционированию почтовых марок называли “темброфилией”, или “тембрологией” (от французского слова “тембр” — почтовая марка), а чуть позже — “маркоманией”. В ноябре 1864 года во французском ежемесячном журнале “Коллекционер почтовых марок” появилась статья известного коллекционера Жоржа Эрпена, который утверждал, что термин “маркомания” не отражает существо дела, и предложил новый термин — “филателия”. Под словом “филателия” Эрпен имел в виду любовь к изучению всего, что относится к почтовым маркам, — марок, конвертов, штемпелей, почтовых документов.
Филателия (франц. philatelie, от греч. phileo — люблю, и ateleia — освобождение от оплаты, пошлины, сбора; имеются в виду почтовые марки, заменившие денежную плату за пересылку писем), коллекционирование знаков почтовой оплаты — почтовых марок, этикеток, ярлыков, календарных и специальных гашений (штемпелей), штампов и др., а также конвертов и открыток-карточек с этими знаками — напечатанными или наклеенными.
В филателии предметы коллекционирования изучаются в трех аспектах:
собственно филателистическом (бумага, на которой напечатана марка, водяные знаки на ней, размер, тип и форма перфорации, краски, клей, способы печати и гашения, дефекты и ошибки печати и прочее — все, что подтверждает подлинность марки, время ее выпуска, продолжительность обращения, а также разновидности марок — то есть отступления в полиграфическом исполнении от основного типа, проекты марок — эссе, пробы печати и цвета, первичные оттиски и др.);
историческом (политические и экономические условия появления марки, период, когда она находилась в обращении, причины ее изъятия, правила использования, специальные гашения и надпечатки, почтовые маршруты, тарифы, оформление корреспонденции, способы доставки и пр.);
тематическом (теория и практика коллекционирования по определенным темам).
В 1899 году во всем мире насчитывалось около 1 миллиона собирателей почтовых марок (данные филателистического приложения к журналу “The Bazaar”). На Россию из этого числа коллекционеров приходилось 247 человек.
Спустя 10 лет, по сообщению английского журнала “Stamp Adventiser”, число филателистов увеличилось в полтора раза. После первой мировой войны филателистов было уже 2,32 миллиона человек.
В 1940 немецкий филателистический журнал называл ориентировочную цифру любителей почтовых марок — 7,5 миллиона человек.
В 1967 году итальянский журнал “Filatelia italiana” написал: “Нас — 18 миллионов”. Причем речь шла только об организованных филателистах, которые состояли в клубах 106 стран.
В настоящее время, по различным оценкам, в мире насчитывается от 50 до 100 миллионов коллекционеров знаков почтовой оплаты.

Как известно из истории, первый торговец почтовыми марками появился в 1851 году. Это был некий англичанин Т. Смит из Бирмингема. 22 марта 1851 года он дал в газете такое объявление: “Почтовые марки. Собиратель употребленных марок.
Объявитель даст в обмен 4 красные марки в один пенни за один овал из штемпельных конвертов. Каждому, кто соберет несколько штук, будет благодарен Т. Смит, книжный магазин, 20 Бревер стрит, Голден Сквер”.
Первым чисто филателистическим изданием считается журнал “The Monthly Advertiser” — “Ежемесячное обозрение”, вышедший 15 декабря 1862 года в Ливерпуле. Следом, в 1863 году, начал выходить немецкий филателистический “Журнал коллекционеров марок”. Он выходил ежемесячно, и его можно было купить через любую книжную лавку или получить по почте. В Америке первый филателистический журнал, “Записки коллекционеров марок”, вышел в 1864 году.
17 сентября 1861 года книготорговец Оскар Бергер-Левро из Страсбурга издал первый перечень и описание 973 всех известных в то время марок. 21 декабря 1861 года подобный каталог появился и во Франции, он содержал описание 1080 почтовых марок.
Первым филателистическим обществом можно считать созданное 1 мая 1866 года в США “The Excelsior Stamp Association” — “Общество коллекционеров марок Эксельсиор”, которое вскоре начало издавать и свой журнал, “Почтальон стучится”.
В 1870 году состоялась первая персональная филателистическая выставка. На ней Альфред Мошкау показал свою коллекцию почтовых марок, насчитывающую почти 6 тысяч экземпляров.
В 1881 году Венский филателистический клуб организовал первую крупную филателистическую выставку.
В 1877 г. было учреждено Дрезденское международное филателистическое общество, которое оставило большой след в истории не только мировой, но и российской филателии. В январе 1880 г. Дрезденское общество основало свой печатный орган, филателистическую газету “Der Philatelist” (“Филателист”).
28 сентября 1883 года известные в Москве собиратели почтовых марок — члены Дрезденского международного филателистического общества — Э. фон дер Бек, Г. Штекель, И. Зиверт и другие — собрались на квартире И. Зиверта для обсуждения вопроса о создании Московского общества собирателей почтовых марок. Было принято решение “образовать в Москве такое общество или кружок”, чтобы “сходиться в определенные дни, совершать между собой обмен дублетами, приобретать новые марки, и вообще, с большим удобством и единодушием заниматься филателией, этой новейшей отраслью человеческого знания”.
В 1918 в Москве было создано первое общество филателистов в СССР, в 1923 году основано Всероссийское общество, а в 1924-1925 гг. проведена первая Всероссийская филателистическая выставка.
Сегодня издаются филателистические каталоги, организуются национальные и международные выставки, проводится пропаганда филателии через специализированные журналы и другие периодические издания.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий