Для людей, которые бездумно, беспощадно и без всякой мотивации разрушают памятники, есть один общий термин – вандалы. Но в то же время слово вандал встречается в древней истории и к современному проявлению вандализма, оно не имеет совершенно ни какого отношения. Как известно в 455 году племена германцев завоевали значительную часть территорий Римской империи, эти племена называли вандалами.
Впервые о понятии вандализм как мы его понимаем, написал французский епископ Блуа Грегуар. В 1794 году он написал знаменитое письмо «Rapport sur les destructions opérées par le vandalisme», в котором приводились изобличительные факты немыслимых бесчинств и зверства, творимых якобинцами во время Великой французской революции. Все действия якобинцев епископ объединил одним словом – вандализм и именно с того времени это слово вошло в словари в том смысле как мы знаем его сегодня и употребляем в обиходе при рассказе о разрушении не только памятников истории, но и других событиях связанных с разрушением всего что представляет значимость для памяти.
В общественном сознании понятие вандализм часто предстает немотивированным, бесцельным, бессмысленным поведением. Выявление причин проявление и главное мотивов вандализма стало одной из основных задач социальных исследователей с первого момента появления первых сообщений по этой проблеме. Наиболее точное определение проявления и мотивов вандализма дал американский социолог С. Коэна, в частности именно он первым назвал шесть основных типов вандализма.
1. Тактический вандализм. Разрушение применяется как средство для достижения иных целей. Например, с целью не допустить снижения розничных или оптовых цен, уничтожаются огромные партии товара.
2. Вандализм как метод приобретения. Основной мотив разгрома составляет материальная выгода. По сути, эта форма вандализма является разновидностью воровства. Примеры подобных явлений без труда можно найти в действительности современной России. Известно, что значительный вред наносится, прежде всего, всякому оборудованию, содержащему дорогие цветные металлы. Демонтируются дверные ручки, доски приборов и различных устройств, мемориальные доски. Широко распространена эта форма вандализма на территориях кладбища, когда крадут венки, цветы, золото надписей, памятные доски.
3. Вандализм как игра (способ утверждения). Это распространенная форма детского и подросткового вандализма. Уничтожение рассматривается, как одна из возможностей поднять социальный статус в группе сверстников, демонстрируя свою силу, ловкость, смелость. Подобное времяпрепровождение, как правило, имеет характер личного соревнования.
4. Идеологический вандализм. Об идеологическом вандализме вспоминают, когда разрушитель преследует определенные политические или социальные цели. Объект разрушения, как правило, имеет ярко выраженный и не скрываемый символический смысл. Он вполне может обозначать вид власти, национальную или социальную группу, социальные институты. Давно доказано, что практически все происходящие ранее социальные революции и катаклизмы, как правило, сопровождаются усилением идеологического вандализма. Возвращаясь к Великой французской революции можно увидеть, что разрушения памятников архитектуры носило антимонархический, антикатолический и антифеодальный характер. Именно эти символы разрушались особенно интенсивно. Бастилия, например, была разрушена, как символ королевского суда. Хорошо известно, сколь массово уничтожались символы предыдущего строя и в революционной России. Только, за период с 1917 года было разрушено 25-30 тысяч церквей и соборов, более 500 монастырей, уничтожено 20 миллионов икон, снято и переплавлено около 400 тысяч колоколов.
5. Вандализм как форма мщение. Разрушение осуществляется как ответ на обиду или личное оскорбление. Особенность этой формы состоит в том, что уничтожение имущества представляет собой отсроченный ответ на действие противоположной стороны и совершается, как правило, анонимно. Обида вполне может быть надуманной, а объект разрушения может только косвенно или символически связан с первоисточником враждебности. Такая форма мести привлекательна тем, что в эмоциональном плане эффективна, но позволяет предотвратить личное столкновение.
6. Злобный вандализм. Это акты, вызванные чувствами злости, неприязни, враждебности, зависти к другим людям и моральное удовольствия от нанесенного вреда. При этом объект не столь важен, как в случае вандализма связанного с местью. Например, в 1977 году некий мужчина уничтожил, при помощи кислоты, 23 художественных полотна, которые представляли собой произведения классической живописи. На вопрос, зачем он это сделал, он ответил: «Мне было необходимо уничтожить то, что дорого и важно другим».
Чтобы понять сущность вандализма необходимо вернуться к истории, когда в различные периоды проявлялись все формы этого явления.
На литографиях и картинах XIX столетия вандалы представляются как грубые и неотесанные мужланы, каким-то сбродом оборванных, бородатых грабителей и разбойников, напоминающих наемников, которые устраивают пьяные оргии или насилуют девиц. Безусловно, в большей части, это относится к двухнедельному разграблению Рима в 455 году ордами ватажка вандалов короля Гензериха, которое несло с собой все неприятные последствия оккупации, но у современных историков нет точных данных, чтобы как-то особенно выделять именно представителей этого племени. На фоне всех бесчинств, совершаемых в истории, люди короля Гензериха не выделяются ни фатальной склонностью к разрушению памятников, ни особым зверством и тому подобному.
Прокопий Кесарийский написал портрет вандалов, который сохраняется в истории, и по сей день: «Из всех известных мне племен вандалы были одними из самых изнеженных. С того времени, как им удалось завладеть Ливией, все вандалы ежедневно принимали ванну и питались за самым изысканным столом. Все они в значительной части носили красивые золотые украшения, одевались в мидийские платья, которые теперь называют шелковыми, проводя время на ипподромах и в театрах, но самое большее удовольствие они получали во время охоты. Они наслаждались и понимали хорошее пение и с удовольствием наблюдали за представлениями мимов. Говоря другими словами, все, что у людей в плане музыки и зрелищ считается особо привлекательным, было у них в почете. Большинство из них поселялось в парках, богатых деревьями и водой, часто между собой они устраивали пиры и с небывалой страстью предавались всем утехам Венеры».
Правда, оценить по достоинству уровень материальной культуры древних вандалов сейчас довольно сложно, поскольку после себя они практически не оставили никаких артефактов. Буквально несколько монеток, ювелирных украшений и стела, на которой изображена оперенная свастика, обозначающая солярный знак. Существует целый ряд надгробных надписей, но историки сомневаются в их принадлежности именно вандалам.