История создания горнолыжного шлема

шлем горнолыжный

Шлем нужен в первую очередь для защиты головы от разных воздействий извне.
Как он появился? Совсем недавно, в 1990 году, горнолыжный шлем едва ли существовал как потребительский продукт, несмотря на широкое использование шлемов велосипедистами, байдарочниками и скалолазами. В горнолыжном спорте шлемы использовали только специалисты скоростного спуска. Слаломисты в основном использовали шлем для крепления дуги и защиты от вешек.

Современный горнолыжный шлем ведет свою историю прямо от шлемов, разработанных для мото- и велоспорта. Изначально велогонщиков заботил перегрев головы, а не травмы, и гонщики не собирались надевать ничего, что мешало бы охлаждению кожи головы.

К 1900 году гоночный “шлем” представлял собой Hairnet – сеточку из кожаных ремешков. Череп от ударов она не защищала. Кто-то из велосипедистов сказал, что его Hairnet поможет только, чтобы уши при падении не стерлись об асфальт. К 1910 году большинство хоккеистов, футболистов и мотогонщиков носили кожаные шлемы с войлочными или цигейковыми вкладышами.

Дизайн шлема сочинялся без всякой привязки к анатомии и травматологии. Только в 1935 году сэр Хью Кэрнс (англ. Hugh Cairns)., уроженец Австралии, выпускник Кембриджа, обучавшийся в Гарварде нейрохирургии, начал первое научное исследование корреляции черепно-мозговых травм и шлемов. Когда 13 мая 1935 года Лоуренс Аравийский во время прогулки на мотоцикле, пытаясь объехать велосипедистов, не справился с управлением и упал на дорогу, Хью Кэрнс был в бригаде лечащих врачей. Несмотря на усилия медиков, 19 мая Лоуренс скончался от последствий сложной черепно-мозговой травмы. Кэрнс провел серию испытаний на удар с использованием головы трупа, и определил, что лучшая защита для мозга достигается наличием «жесткой, но хрупкой, амортизирующей оболочки». Т.е. вкладышем, который может деформироваться и тем самым снижать силу удара по черепу. Результаты научной работы Кэрнса, опубликованные в «Британском Медицинском Журнале» в период с 1941 по 1946 год, сыграли важную роль в разработке и внедрении мотоциклетных шлемов.

Пока не было современных горнолыжных соревнований, не было никакой потребности в шлемах. Трассы были тихими, снег был мягким. Но по мере развития лыжных технологий гонщики на ледяных, специально подготовленных трассах, начали достигать скорости свыше 60 км в час. В январе 1938 года произошла первая трагедия. Джачинто Серторелли по прозвищу «человек на железных ногах», вице-победитель в скоростном спуске 6-го ЧМ 1936 года в Инсбруке, 7-го ЧМ 1937 года в Шамони, обладатель 7 места на Олимпийских Играх 1936 года в Гармише, 26 января 1938 во время гонки скоростного спуска в Гармиш-Партенкирхене упал на трассе (будущем Кандагаре) и сильно ударился о дерево. Он умер утром 28 января, в его похоронах принял участие наследник итальянского престола, принц Умберто II Савойский. После этого случая горнолыжники взяли на вооружение от велосипедистов сетку для волос из кожаных ремешков с шерстяным подкладом.

Реальный прогресс в противоударных шлемах произошел после Второй мировой войны, с появлением фибергласса (армированного стекловолокна из эпоксидной смолы) и пенопласта. Стекловолокно подходило для рецепта от Хью Кернса в качестве «жесткой, но хрупкой, амортизирующей оболочки». Первые шлемы из стекловолокна были у американских и британских летчиков-испытателей первого поколения реактивных истребителей.

В 1947 году Шарль Ломбер (Charles Lombard) из Northrop Aviation совместно с Германом Ротом (Herman Roth) и Смитом Эймсом (Smith Ames) из Университета Южной Калифорнии запатентовал шлем из стекловолокна, содержащий дюймовой толщины деформируемый вкладыш из вспененной целлюлозы. Эти шлемы ВВС США Р-1 делались по индивидуальному заказу для каждого пилота, процесс был аналогичен технологии, применяемой позже Питером Кеннеди для первых пластиковых лыжных ботинок.

В Англии компании Cromwell, Stadium, Kangol и Everoak начали продавать шлемы с пенополиуретановой оболочкой для автоспорта. В 1953 году компания AGV (Италия), производитель кожаных велосипедных седел и мотоциклетных шлемов, изготовила шлем из стекловолокна. На следующий год шлем от AGV прошел испытание на соревнованиях по скоростному спуску Kilometro Lanciata в Червинии. Это было первым зарегистрированным использованием горнолыжного шлема с твердой оболочкой.

В 1954 году Герман Рот обнаружил, что из вспененного пенополистирола (EPSB или EPS) под торговой маркой Styrofoam вкладыш получается более дешевый, легкий, но не уступающий в амортизации. Совместно с Ломбером он запустил компанию Toptex по продаже шлемов из стекловолокна (EPS) для автоспорта, а первым заказчиком были мотоциклисты полицейского департамента Лос-Анджелеса.

В то же время в близлежащем городке Белл, штат Калифорния, Рой Рихтер (Roy Richter), владелец Bell Auto Parts, начал изготавливать стекловолоконные шлемы, выполненные по образцу конструкции Air Force с полиуретановой подушкой для водителей гоночных автомобилей. Шлем Bell 500 стал частью истории автоспорта, но в 1957 году он не прошел первый этап новых краш-тестов Snell Memorial Foundation. Единственным шлемом, прошедшим новый тест, был Toptex с вкладышем EPS. В отличие от эластичной резины и пенополиуретанов, материал EPS измельчался и оставался раздробленным. Он не мог отскочить от удара и травмировать мозг внутри черепа. В шлемах Bell стали применять технологию Toptex, в будущем во всех защитных шлемах – с защитной оболочкой или без нее – стал применяться материал EPS.

У Стива Брэдли (Steve Bradley) в Winter Park был экипаж из выносливых молодых пилотов, которые водили грейдеры Bradley Packer-Grader grooming. Джим Лиллстрём, один из них, вспоминает, что в 1955 году Брэдли экипировал их новыми шлемами Bell Toptex, и он считает, что они были первыми лыжниками, катающимися в жестких шлемах.

Горнолыжная команда США приняла к сведению новинку, и в 1958 году американские горнолыжники привезли в Европу шлемы Bell Toptex. Европейцы смеялись над «жесткими шляпами». Но во время гонки Hahnenkamm (Китцбюэль) Томми Коркоран (Tommy Corcoran) серьезно упал над Ziel Schuss, сделав сальто назад. Он так сильно ударился головой, что ничего не помнит об аварии сегодня. Удар разбил шлем Bell Toptex, но Томми избежал серьезной травмы, встал на ноги и катался на лыжах на следующий день. К шлемам начали относиться с некоторым уважением.

В следующем году канадский спусковик Джон Семмелинк (John Semmelink) погиб в Гармише, ударившись головой о камень. Он был в кожаном шлеме. В итоге на Олимпийских Играх 1960 года в Скво-Вэлли (Калифорния) жесткие шлемы были объявлены обязательными для скоростного спуска. Не было никаких стандартов – национальные команды могли устанавливать собственные требования и обычно выбирали шлемы собственного производства. В результате европейские горнолыжники выступали в куполообразных «пудинговых горшках» с кожаными ушными вкладышами, изготовленными компаниями AGV, Carrera, Cromwell и другими.

Пенни Питу (Penny Pitou), выигравшая серебро в скоростном спуске и гигантском слаломе на этой Олимпиаде, вспоминает, как выглядел шлем Bell Toptex. «Он был огромный, немного похожий на шлем водолаза», – сказала она. «Когда я ехала быстро, ветер свистел через него, так что я думала, что преодолеваю звуковой барьер. Он был тяжелым, я ненавидела кататься в нем, но правила – есть правила. Я убрала потом этот большой синий шлем в гараж, где мыши свили в нем гнездо, и я смогла с чистой совестью выбросить его».

Шлемы с твердой оболочкой пришли в горные лыжи одновременно с металлом в лыжах, обтягивающими комбинезонами и обтекаемой стойкой. Скорости росли быстро, и вместе с ними росли катастрофические травмы. Штефан Каэлин (Stefan Kaelin), звезда швейцарской команды того времени, вспоминает, что в 1962 году использовал пробковый шлем с тканевым покрытием от Vuarnet. Затем австралийский горнолыжник Росс Милн (Ross Milne) разбился на тренировке во время зимней Олимпиады 1964 года в Инсбруке. Уже в июле, во время летнего лагеря в Новой Зеландии, швейцарцы были в стекловолоконных шлемах.

Гонщики жаловались на вес, что шлем плохо совмещается с горнолыжной маской. «Было трудно держать голову и плохо видно», – вспоминает канадский спусковик Скотт Хендерсон (Scott Henderson). «Некоторые очки, вроде старых Boutons, подходили, а новых очков с двумя линзами не было».

В итоге производители отказались от стандартного дизайна мотоциклетного шлема. В 1973 году Snell Memorial Foundation опубликовал стандарт лыжного шлема с облегченным мотоциклетным дизайном.

В дальнейшем Bell начал выпускать горнолыжные шлемы SR-1 по образцу шлемов для мотокросса, с более легкой оболочкой из стекловолокна. В оригинальном шлеме для мотокросса была защита подбородка, предназначенная для отражения комков грязи, летящей из-под колес, и более крупный вырез для больших защитных очков. Шлем SR-1 взял все эти опции, но с учетом менее агрессивного воздействия. Горнолыжники были разочарованы. Стив и Фил Маре (Steve и Phil Mahre) продолжали выступать в скоростном спуске в старых мотошлемах Bell 500. «Лыжные шлемы защитят только от шуточных ударов», – сказал Фил.

Проблему большого веса решили с помощью акринитрилбутадиенстирола (ABS). Бутадиен является синтетическим каучуком и делает жесткий пластик достаточно упругим даже для использования в автомобильных бамперах. ABS-шлемы, облицованные EPS, были достаточно дешевы, чтобы начать выпуск для широкой публики.

К 1973 году европейские компании Jofa, Boeri, Uvex и Carrera наладили массовую продажу недорогих пластиковых шлемов, особенно для детей.

Начиная с 1974 года, велосипедисты начали искать пути улучшения велошлема. На основе конструкций скафандров было изготовлено несколько хороших шлемов, но они не обеспечивали необходимую вентиляцию или были слишком тяжелыми. В конце концов, велосипедный бизнес остановился на простом EPS-шлеме с легким матерчатым покрытием или очень тонкой декоративной оболочкой из поликарбоната.

Компания Giro, основанная в 1987 году, начала именно с этого дизайна. Сначала Федерация велосипедного спорта США начала требовать на всех соревнованиях сертифицированные шлемы. К 2003 году, когда международный союз велосипедистов последовал этому примеру, десятки заводов наладили выпуск легких велосипедных шлемов. Большинство из них сразу приспособило свои велосипедные шлемы для лыжного рынка.

К 2010 году Snowsports Industries America насчитывала 31 бренд лыжных и сноубордических шлемов, изготовленных с применением EPS и сертифицированных по европейскому стандарту EN1077 или EN812. Некоторые из них соответствуют более строгому стандарту – ASTM 2040, а очень немногие – стандарту RS98 компании Snell, предъявляющему на 30% более жесткие требования в краш-тестах.

К сожалению, популяризация горнолыжных шлемов имеет трагическую подоплеку. Продажи шлемов подхлестнули смертельные случаи, произошедшие от столкновений с деревьями горнолыжников Майкла Кеннеди и Сонни Боно. Инциденты случились с разницей в шесть дней в начале 1998 года. Хорошую службу распространению шлемов послужило их использование известными спортсменами в соревнованиях по хаф-пайпу и прочим зрелищным, но опасным, фристайл-дисциплинам.

Серьезные травмы головы всегда были редкими, но отрадно, что более редкими становятся незначительные травмы. Несомненно, шлемы предотвращают поверхностные, но связанные с потерей крови, рваные раны в области скальпа, а также легкие сотрясения от штанги подъемника. А как шлемы украшают нашу жизнь! Если бы не они, то детские лыжные школы были бы скучными. Ведь их не заполняли бы маленькие цветные единороги, котики, тигрики и зебры!

Летом 1963 года гонщики из Sun Valley Дик Дорворт и Рон Фанк (Dick Dorworth и Ron Funk) отправились в Портильо (Чили) с целью установить новый мировой рекорд скорости на лыжах. Старый рекорд – 101 миля в час, был установлен Альфредом Планггером ( Alfred Plangger) в Червинии. Получив травму, Рон Фанк сошел с трассы, но Дорворт и представитель лыжного патруля Портильо К.Б.Воган (C.B. Vaughan) разогнались до 107 миль в час.

Дорворт просчитал, что, опустив голову лицом вниз, благодаря гладкому верху шлема Bell, он повысит скорость на несколько процентов. И вот рекорд побит!

Примерно в 1972 году австрийский даунхиллер Эрвин Стрикер (Erwin Stricker) создал обтекаемый шлем, который позволил гонщикам мчаться вперед, не сопротивляясь воздушному потоку. В 1977 году новый рекордсмен Стив МакКинни (Steve McKinney) вместе с Томом Саймонсом (Tom Simons) переработал этот шлем – добавил к нему расширение, «разглаживающее» поток воздуха по плечам, и добавил небольшой выступ под подбородком, прикрывающий согнутые в стойке руки. У МакКинни и Саймонса не было аэродинамической трубы для тестирования, но за образец взяли форму головы форели. Этот «форелевый» шлем помог МакКинни через год преодолеть барьер в 200 км в час.

В 1982 году Франц Вебер (Franz Weber) с помощью нескольких профи – Ричард Трейси (Richard Tracy) из Learjet и авиаконструктора сверхлегких летательных аппаратов Пола Гамильтона (Paul Hamilton) создал новую форму шлема. Carrera выпустила пробную партию – около 500 штук. С тех пор все гонщики speed-skiing используют шлемы, созданные по образцу «голова форели».
С введением в 1980 году «падающих вешек» лыжные гонки изменились навсегда, а слаломисты стали одеваться, как хоккеисты. Мягкий свитер уступил место пластику – защита предплечий и голеней.

Первое поколение слаломных шлемов вообще не предназначалось для защиты черепа, только – челюсти и очков. Варианты были разные: минималистский вариант защищал только лицо и лоб. Другой, от дома моды Conte of Florence , представлял собой резиновый колпак, выдающийся далеко вперед, чтобы отталкивать вешки от очков. Сегодня слаломисты используют простую дугу, привинчивающуюся к стандартному шлему.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории