История становления и развития института адвокатуры

f5e556e537a48400a08b8faec85057aeПонятие ‘адвокат’ и ‘адвокатура’

Сегодня когда мы обращаемся, что бы получить юридические услуги у Дмитрия Ляпина, мало кто задуывается , а откуда появилась эта очень нужная профессия.

Адвокат (от лат. advocatus – призванный; англ. – lawyer, barrister, advocate) – юрист, оказывающий профессиональную правовую помощь посредством консультаций, защиты обвиняемого в суде и т.д.; в широком смысле – защитник. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 48) гражданам гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Уже в Древней Греции адвокаты вели дела политических партий, союзов и городов. В императорскую эпоху они превратились в постоянных чиновников. Профессиональная деятельность адвокатов с установленными государством обязанностями имело место и в птолемеевском Египте. В римском процессуальном праве имевший юридическое образование адвокат защищал своего клиента как перед претором во время предварительного следствия, так и перед судьей.

Адвокатура (англ. bar) – 1) система адвокатской деятельности; 2) организация адвокатов, возглавляемая региональными коллегиями, организующими юридические консультации.

Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю.Тихомирова. – М.: 1997,- 526 с., Стр.23.

 

Предпосылки возникновения института адвокатуры. Становление и развитие

адвокатуры в европейских государствах

История адвокатуры своими корнями уходит в глубину веков. Воз­никновение этого института было исторически обусловлено объектив­но складывавшимися социальными, экономическими, политическими, культурными предпосылками.

Неразрывна связь адвокатуры и права. Право – система общеобя­зательных правил поведения и мер принуждения к их нарушителям, установленных или санкционированных государством. Наличие пра­вовых предписаний вызывает необходимость обеспечения их реально­го воплощения в жизнь, т.е. осуществления правозащиты.

Исторически первой появилась такая форма охраны прав, как само­защита. Человек сам решал, когда его право нарушено, сам определял виновника, сам применял к нарушителю определенные меры принуж­дения. Таким образом, как только стали наблюдаться случаи наруше­ния прав конкретных индивидов, сразу возникла потребность в защите этих прав.

 

Социальные предпосылки возникновения адвокатуры

Индивид не всегда мог или желал отстаивать свои нарушенные либо находящиеся под угрозой нарушения права самостоятельно, что было вызвано различными причинами. Например, развитие транс­портных коммуникаций, расширение морской торговли привели к тому, что человек мог попросту отсутствовать в месте нарушения его права (собственник товара при торговых операциях с другими государ­ствами мог пребывать не по месту нахождения самого товара; владелец недвижимости мог находиться в длительном отъезде и т.п.). Наконец, человек мог тяжело пострадать в результате преступления, т.е. нарушения его права, и просто физически не иметь возможности самостоя­тельно отстаивать свою правоту при разрешении спора; могло быть на­рушено право малолетнего, слабоумного, тяжелобольного.

Таким образом, появились социальные предпосылки возникнове­ния института представительства. Складывались и правовые механиз­мы, позволившие переложить функцию зашиты права с самого правообладателя на иных лиц, представлявших его интересы. Первоначаль­но это были родственники, близкие люди, формировался институт родственного представительства. Затем эти функции стали брать на себя посторонние лица, действовавшие ради собственного интереса или за вознаграждение. Постепенно, в связи с ростом числа правовых предписаний, усложнением их содержания представительство и защи­та чужих интересов начали осуществляться на профессиональном уровне, т.е. адвокатами.

Это были люди, способные разъяснить лицу, право которого нару­шено или подвергается угрозе нарушения, смысл, значение и последст­вия всех его действий, раскрыть содержание правовых норм, регули­рующих соответствующее общественное отношение.

Традиционно исследователи при анализе института адвокатуры де­лают акцент на ее роли при рассмотрении и разрешении судом уголов­ных и гражданских дел. Тем не менее, значение этого правового инсти­тута гораздо шире. Его наличие следует расценивать как необходимое условие существования правового государства и гражданского общест­ва: “Адвокатура позволяет декларированные государством права вопло­тить в жизнь, защитить от нарушений. Не являясь государственным органом и будучи в силу этого свободной от давления властей, навязы­вания конъюнктурных соображений, она способна абстрагироваться от сиюминутных потребностей ложно понятой политической целесо­образности. Совершенно правы те исследователи, которые отмечают, что “если общество заинтересовано в том, чтобы в нем был правовой порядок, а не хаос произвола властей, оно должно быть заинтересовано и в том, чтобы существовала независимая от властей правозащита, кри­тикующая власти и убеждающая их в ограничении своей карательной активности. Реальным осуществлением, плотью правозащиты являет­ся адвокатура”.

Наконец, следует отметить, что зарождение адвокатуры имело и моральные, лежащие вне сферы права предпосылки. Восстанавливаемая в процессе судопроизводства справедливость – категория нравст­венная, законодательно не определяемая. В большинстве правовых систем справедливым считалось и считается такое решение суда, кото­рое вынесено с точным соблюдением материальных и процессуальных норм. Правовые же нормы не всегда совершенны, они могут устаре­вать, иметь пробелы, противоречить друг другу. Кроме того, решения принимаются судьями по внутреннему убеждению, которое формиру­ется под влиянием мнений участников процесса. Наличие в процессе адвоката, защищающего позицию доверителя, способствует выработке объективного и непредвзятого, а следовательно, справедливого реше­ния суда. “…Справедливый суд невозможен без адвоката, но не просто без адвоката, а без лица, которое действительно будет воплощать собой голос совести на суде”.

Таким образом, возникновение института адвокатуры имело объек­тивные, исторически сложившиеся, предопределенные развитием об­щественных отношений предпосылки. Адвокатура была призвана стать той силой, которая эффективно осуществляет защиту прав и за­конных интересов не только граждан, но и всего общества в целом и, как следствие, обеспечивает существование правового, подлинно демо­кратического государства.

Зародившись как одна их форм правозащиты, адвокатура сыграла большую роль в развитии судебной власти, в становлении институтов правосудия.

По мере того как усложнялась политическая организация общества вследствие объединения отдельных племен под властью общего вождя, отправление правосудия становится не под силу одному лицу. Глава об­щины нуждался в помощниках; некоторые из них стали выполнять функции, сходные с отправлением правосудия. В древних государствах, например в Китае, родители или друзья защищали обвиняемого, тем са­мым образуя первый уровень адвокатуры – родственную адвокатуру. В Древней Индии правосудие отправлялось царем как верховным судь­ей и коллегиальными судами. Процесс основывался на принципах глас­ности, устности, состязательности как в гражданских, так и в уголовных делах. Уже известна самостоятельная адвокатура, причем функции правозаступничества и представительства совмещались в одном лице. В Древнем Египте судебный процесс носил письменный и тайный ха­рактер. Стороны дважды обменивались состязательными бумагами, после разбирательства которых принималось решение. Египтяне тяжбы разрешали на основе формальных доказательств, считая, что искусные уловки и красноречие ораторов побуждали судей смягчить строгость за­конов и относиться с меньшим вниманием к требованиям справедливо­сти. Несмотря на то, что формально в Древнем Египте адвокатура отсут­ствовала, одно то, что египтяне были знакомы с методами защитников, говорит о существовании там адвокатуры до введения письменного про­цессуального производства.

У древних иудеев право отождествлялось с религией. Судьи счита­лись наместниками Иеговы. Они должны были быть беспристрастными и милосердными. Судопроизводство основывалось на принципах устности, гласности и состязательности. У подсудимых было право на за­щиту, что предопределило появление адвокатуры. Сначала в качестве защитника мог выступать любой человек, это считалось священной ак­цией. “Научитесь делать добро, – говорится в книге пророка Исайи, – ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову”. В более позднее время при судах синедриона стали появляться лица, которые готовились быть судьями, они назывались кандидатами. Кандидаты присутствовали на судебных заседаниях и говорили речи в защиту обвиняемых. Таким образом, по сути, они выполняли роль адво­катов, но так как выступали не по приглашению подсудимых и без пред­варительного соглашения с ними, называть их таковыми все-таки нель­зя. Впоследствии в еврейском языке появляется термин “адвокат”. Собственно, история адвокатуры в классическом ее понимании начина­ется с Древней Греции, с Афин и с Древнего Рима.

Одна из важнейших задач адвокатской деятельности – судебное представительство. В государствах Древнего мира оно было развито в различной степени: в одних странах совмещалось с правозаступничеством (Индия, мусульманские страны), в других – вообще не допуска­лось (Египет, во всяком случае после введения письменной формы процесса). В древнегреческих государствах суд вершился или самими царями, или опытными мужами знатного происхождения. В судебном процессе господствовали принципы устности, гласности и состязательности. Тяжущиеся являлись на суд лично и сами защищали свои права.

 

Становление и развитие адвокатуры в Древней Греции

ImageПоявление адвокатуры связано в первую очередь с Афинами. В афинском суде было обязательным непосредственное участие сто­рон. Естественно, обыкновенные граждане не разбирались в юриспру­денции, не обладали даром красноречия, а неумение говорить означало верный проигрыш в деле. Возникла потребность в сочинении речей для тяжущихся, их стороны заучивали и произносили в суде. Такие речи назывались логографиями. Сначала они составлялись родными и друзьями тяжущихся, но впоследствии это стало профессиональным занятием лиц посторонних – логографов. Первым профессиональным логографом традиционно считается Антифон (V в. до н.э.), который, по словам Плутарха, ввел обычай брать плату за сочинение судебных ре­чей. За ним последовали другие логографы, в числе которых были зна­менитые ораторы Лизий, Исократ, Эсхил, Демосфен. Такой вид пре­доставления услуг иногда именуется “немая адвокатура”.

Но логографы не могли в полной мере удовлетворить потребности лиц, состязавшихся в суде. Логографии годились только для обвини­тельных и исковых речей, их трудно было применить в защитных речах и репликах. Кроме того, в Афинах появился институт, в определенной степени напоминавший прокуратуру. Частному обвинителю было пре­доставлено право избрать себе одного или даже нескольких помощни­ков из числа выдающихся ораторов, а в важных делах народ и при от­сутствии частных жалобщиков назначал официальных обвинителей. В качестве таковых выступали известные ораторы Греции, начиная с Перикла, выбранного народом для обвинения Кимона, и кончая Демосфеном. Присутствие в процессе обвинителей делало подсудимых беззащитными перед лицом таких могучих противников. Элементар­ное чувство справедливости привело к тому, что суды стали в отдель­ных случаях разрешать устную защиту тяжущихся посторонним ли­цам. А так как закон требовал, чтобы стороны сами отстаивали свои ин­тересы, суды действовали в обход этого постановления: стороны по-прежнему должны были являться в суд и вести прения, но им было доз­волено после произнесения первой речи просить суд, чтобы вторую речь произнес кто-нибудь из посторонних лиц. Вторая речь называлась девтерологией, а произносившие ее – синегорами. Таким образом, принцип личной защиты оставался в силе, и в то же время была допущена судебная помощь со стороны не участвовавших в процессе лиц, что уравнивало положения сторон. Описанный факт можно расцени­вать как зарождение института адвокатуры. Поскольку особого сосло­вия адвокатов в Греции не было, не вставал вопрос о какой-либо орга­низации этого института или о правилах принятия в число адвокатов. Существовали определенные ограничения в отношении синегоров. В частности, в речи Эсхила против Темарха говорилось о запрещении публично выступать тому, кто оскорбил действием или отказался со­держать своих родителей, уклонился от военной службы, расточил свое имущество и т.д.

 

Адвокатура Древнего Рима

ImageПервыми юристами в Риме были патроны, совмещавшие две про­фессии – юрисконсультов и адвокатов. Они не только защищали сво­их доверителей в суде, но и давали им юридические советы, в частно­сти, при заключении сделок. Однако, когда патронат распался и изуче­ние права сделалось достоянием всех желающих, развитие юриспру­денции пошло двумя путями. Одни юристы, не обладавшие даром красноречия, занимались исключительно дачей юридических консуль­таций, другие представляли интересы сторон в судебном процессе. Первые назывались юрисконсультами или правоведами. Их деятель­ность, помимо консультирования по юридическим вопросам и участия при заключении сделок для соблюдения требуемых формальностей, состояла в поддержке на суде адвокатов, которые не всегда были осно­вательно знакомы с правом. Консультации давались или на дому, или на форуме – специально отведенном для этих целей месте. Впоследст­вии правительство построило там здание для юридических консульта­ций. При необходимости консультанты отправлялись со своими дове­рителями в суд и предоставляли адвокату юридические сведения, не­обходимые для данного дела, часто ораторам не известные. Нередко за консультациями обращались и сами судьи, чтобы принять решение по делу и сослаться при этом на авторитет ученого юриста. Юрисконсуль­тами были по обыкновению патриции, причем их деятельность возна­граждалась доверителями исключительно на добровольных началах. Все это повышало авторитет профессии, ее представители пользова­лись особым почетом.

С течением времени юрисконсульты все больше отделялись от ад­вокатов, а с изданием Законов XII таблиц из простых советников пре­вратились в толкователей права: основной их деятельностью стала интерпретация законов. С развитием общества возникли новые жизнен­ные явления, на которые распространялось действие старого права. Та­кой дисбаланс требовал толкования законов, вследствие чего юрисконсульты еще в республиканский период превратились, по су­ществу, в творцов права. Император Август официально признал за юристами эту роль. Более того, понимая важное значение упорядоче­ния законов, он постановил, что мнения юристов, которые получат от него право их высказывать, будут иметь для судов силу закона. В слу­чае если несколько юристов расходились во мнениях, суд мог по сво­ему усмотрению основывать решение на любом из них.

В отличие от юрисконсультов адвокаты продолжали заниматься судебной защитой. Они по-прежнему, до конца существования респуб­лики, назывались патронами. Подобно тому, как в Греции адвокатура была тесно связана с ораторским искусством, патроны заботились не столько о приобретении юридических знаний, сколько о совершенст­вовании красноречия. Поэтому многие из них были круглыми невеж­дами в юриспруденции и за юридическими сведениями обращались к юрисконсультам и законникам (прагматикам). По древнеримскому праву представительство разрешалось только в исключительных слу­чаях, и патроны являлись на суд вместе с тяжущимися доверителями. Адвокатами в то время назывались родственники и друзья тяжущего­ся, которые являлись в суд вместе с ним и давали ему советы или про­сто своим присутствием его поддерживали. С течением времени тер­мин “адвокат” стал распространяться на лиц, которые помогали тяжу­щемуся в процессе, собирали документы, покрывали издержки, опре­деляли средства защиты и сообщали о них патронам. Иногда адвокатами именовались даже обыкновенные свидетели, но это назва­ние продолжало употребляться преимущественно по отношению к родным и друзьям тяжущегося, поддерживавшим его в суде. Такой обычай, аналогичный древнерусскому обычаю прибегать к помощи по­собников, просуществовал до периода империи. Кроме того, в римском судебном процессе участвовали хвалители, которые в качестве свиде­телей характеризовали заслуги и достоинства подсудимого; замедли­тели, задача которых заключалась в том, чтобы произносить речь во время отдыха главного оратора. Однако совершенно ясно, что все эти разновидности юридической профессии не могут быть в полной мере отнесены к профессии адвоката, и только патроны были адвокатами в прямом смысле этого слова.

В республиканский период адвокатура стала свободной професси­ей. Законодательная регламентация ее почти не коснулась, только практика и обычай вырабатывали некоторые правила, регулировавшие различные стороны этой профессиональной деятельности. Несмотря на отсутствие четкого порядка приема в адвокатуру, по свидетельству Плиния-младшего, с древности существовал обычай, по которому мо­лодые люди, желавшие посвятить себя адвокатуре, являлись первый раз на форум в сопровождении какого-либо покровительствовавшего им важного лица, например бывшего консула.

В период империи профессия юриста, и особенно адвоката, получа­ет корпоративное оформление, состав адвокатуры определяется спе­циальными императорскими списками.

 

Развитие адвокатуры во Франции

ImageЗавоевав Галлию, римляне вместе с другими институтами внедри­ли там и институт адвокатуры. В V в. Галлия была завоевана франками, но ее юридические учреждения вначале не подвергались изменениям. Клотарь I предписывал, чтобы во всех делах сохранялись формы старо­го права и чтобы все процессы между римлянами решались по римским законам. Адвокатура продолжала существовать в прежнем виде. Бургунский закон подтвердил распоряжение Клотаря, запретив, правда, адвокатам брать гонорар.

С распадом империи Карла Великого адвокатура стала приходить в упадок. Главными формами не только уголовных, но и гражданских процессов были судебные поединки и Божие суды (ордалии).

В период феодальной раздробленности Франция распалась на са­мостоятельные вассальные владения с частыми феодальными война­ми, которые привели к окончательному падению законопорядка и пра­восудия. Адвокатура фактически перестала существовать.

Каноническое право заимствовало целый ряд постановлений об адвокатуре из римского права. Оно требовало от адвокатов трехлетнего изучения канонического и гражданского права, практической под­готовки и ежегодного принесения присяги. К представительству в процессах в духовных судах допускались как духовные, так и свет­ские лица. Но ввиду того, что среди светских было немного людей, сведущих в праве, большинство адвокатов принадлежало к духовен­ству. Мало-помалу в их руки перешли не только церковные, но и гражданские и уголовные дела. Однако с появлением Дигест Юсти­ниана и с принятием постановлений. Вселенских соборов Лютеран­ского и Турского духовным адвокатам было запрещено выступать в светских судах. Светские юристы усердно предались изучению римского права; влияние канонического права уменьшилось, возросло значение гражданских судов, все больше стала развиваться светская адвокатура.

С конца XIII в. адвокатура начинает подвергаться законодательной регламентации. В 1270г. появились знаменитые Учреждения Людови­ка Святого, заложившие основы французского судоустройства и судо­производства. Ограничив применение судебных поединков и тем са­мым предоставив больший простор для деятельности адвокатов, Лю­довик издал несколько постановлений в отношении этой профессии, практически воспроизводивших римское право. Прежде всего, он предписывал им “не защищать на суде незаконных дел”. Далее, он тре­бовал, чтобы адвокаты были “официальными защитниками бедных, вдов и сирот” и чтобы в прениях с противниками они “говорили веж­ливо и без грубости”. Наконец, ссылаясь на Кодекс Юстиниана, он за­претил “заключать какие бы то ни было сделки относительно гонорара с клиентами во время производства дела”. Сын Людовика Филипп Смелый развил и дополнил эти постановления. Указом 1274г. он опре­делил, что: 1) адвокаты, становясь таковыми, должны приносить при­сягу по формуле, близкой к формуле римского права, но дополненной пунктом о гонораре; 2) эту присягу они должны повторять ежегодно; 3) размер гонорара должен устанавливаться сообразно с родом дела и способностью адвоката, но ни в каком случае не может быть больше 30 турских ливров.

Уже в XIV в. появляются первые зачатки сословной организации адвокатуры. Когда высший суд королевства – парламент, поначалу разъездной, становится оседлым, адвокаты, практиковавшие при нем и сопровождавшие его в путешествиях по государству, сами образовали свободную ассоциацию и назвали сословием, по образу римской адво­катуры имперского периода, в противоположность многочисленным цехам и промышленным корпорациям того времени. Сословная орга­низация не была сразу определена законодательно, но парижский пар­ламент в своих актах охотно признавал ее, а законодательство, не каса­ясь отношений внутри этого сословия, ограничивалось определением внешней его организации. В течении XIV-XVI столетий было издано около 50 указов, относящихся к адвокатуре.

Допущение в адвокатуру. Указы XIII в. выдвигали только одно ус­ловие для допущения к адвокатской деятельности – принесение при­сяги. Эта церемония должна была повторяться ежегодно. Формула присяги вначале мало чем отличалась от римской. Адвокаты давали клятву в том, что они будут добросовестно и усердно исполнять свои обязанности, ведя только правые дела и отказываясь от защиты или дачи совета, как только убедятся в несправедливости и неправедности дела. Впоследствии формула присяги была расширена: адвокаты обя­зывались “уведомлять суд, если заметят в деле что-нибудь касающееся короля; не употреблять дерзостей в судебных бумагах; не предлагать и не защищать обычаев, которые они не считают истинными; вести дела по возможности быстро; не прибегать злонамеренно к проволочкам и уверткам; не брать гонорара свыше 30 ливров; определять его сообраз­но с родом дела и положением тяжущихся; не заключать договоров о части спорной вещи”.

В XIV в. было установлено новое условие для принятия в число ад­вокатов – внесение лица в специальный список. Хотя указ, впервые упоминающий о списке, относился к адвокатам, состоявшим не при па­рижском парламенте, а при низшем суде, как справедливо замечает Молло, трудно допустить, чтобы ведение списка не практиковалось в то время в высших судах. Указ 1354г. официально предписал вести список парламентских адвокатов, внося в него достойных и способных и не допуская неопытных. “Было бы ошибочно думать, – говорил Де-лашеналь, изучавший парламентские архивы, – что адвокаты должны были подвергаться формальному экзамену… Мы не находим в регист­рах парламента никакого упоминания о подобном экзамене. На прак­тике прибегали к более простому и быстрому способу: наводили справ­ки только относительно религии и нравственности адвоката; что же ка­сается его способности, то она удостоверялась его дипломом лиценциа­та прав”. Таким образом, требование к адвокату иметь высшее юридическое образование установилось на практике само собой. Зако­нодательство формально подтвердило его не ранее конца XV в. Но многие факты не оставляют сомнения в том, что это требование суще­ствовало гораздо раньше. Кроме того, Делашеналь утверждает, что все адвокаты, о принятии которых в сословие сохранились сведения в пар­ламентских архивах, были лиценциатами прав.

Представив свой диплом, кандидат в адвокаты допускался к прися­ге при отсутствии каких-либо препятствующих тому причин. Обыкно­венно присяга приносилась в день открытия парламентских заседаний, когда практикующие адвокаты возобновляли свою присягу. “Каждый год, – пишет Делашеналь, – 12 ноября, на следующий день после праздника св.Мартина, парламент собирался под председательством канцлера или же первого президента в большой зал дворца, чтобы вы­слушать мессу св.Духа. Она пелась торжественно между шестью и семью часами утра духовенством одного из четырех нищенских орденов в присутствии многочисленной публики. По окончании мессы председатель и члены суда удалялись в большую камеру. Сначала при закрытых дверях читались указы, касавшиеся членов и приставов пар­ламента. Затем двери отворялись и прочитывались указы, относящие­ся к адвокатам, поверенным и сторонам. Далее следовали просьбы о до­пущении к профессии; они также читались громко. Наконец, адвокаты и поверенные приносили обычную присягу”. К этому описанию следу­ет добавить, что молодые кандидаты сопровождались, как в республи­канском Риме, старыми адвокатами. Имена практикующих адвокатов заносились в список в порядке даты их допущения к профессии. Древ­нейший из сохранившихся до настоящего времени список относится к 1340г. и включает 51 фамилию. Первый адвокат списка назывался де­каном. Он председательствовал на общих собраниях адвокатов и поль­зовался некоторыми привилегиями.

Каждый вносимый в список адвокат должен был уплатить два экю, которые шли на устройство “обычных месс”. Хотя Вселенские соборы запретили духовным лицам выступать в роли адвокатов в светских су­дах, этот запрет на практике не соблюдался. В числе адвокатов было много лиц духовного звания не только на протяжении средних веков, но и в Новое время. “И действительно, – замечает Годри, – если зва­ние священника не служило препятствием к исполнению обязанно­стей магистратуры, если для некоторых членов парламента оно было условием для их допущения туда, то как оно могло быть препятствием к занятию адвокатурой?” При этом монахи как лица, отрекшиеся от мирского и обязанные беспрекословно повиноваться духовному на­чальству, никогда в адвокатуру не принимались.

Сословные учреждения адвокатов. Хотя адвокаты назвали свое объ­единение сословием, его внутренняя организация в средние века отли­чалась от организации в Новое время. Прежде всего, они не только не были отделены от института поверенных, а наоборот, составляли вме­сте с ним одну ассоциацию. Это произошло следующим образом. В по­мещении парламента с давних пор находилась капелла св.Николая, ко­торый во Франции считался покровителем юристов. В XIV в. было об­разовано религиозное братство св.Николая, членами которого стали адвокаты и поверенные. Благодаря этой ассоциации между адвокатами и поверенными установилось тесное общение, в результате чего наряду с братством возникли общины адвокатов и поверенных. В сущности, по словам Делашеналя, братство и община мало чем друг от друга отлича­лись: одна ассоциация носила исключительно религиозный характер, другая – светский. Во главе общины стояли депутаты, избранные ее членами. Они управляли имуществом общины, являлись ее представи­телями.

Вопросы трудовой дисциплины. Адвокаты, как было не раз подтверж­дено указами, входили в состав парламентского корпуса и занимали в нем место, следующее за судьями и прокурорами. Парламент имел право издавать всякого рода распоряжения, касавшиеся внутренней дисцип­лины, распространявшиеся и на адвокатов. В парламентских архивах со­хранилось немало документов, свидетельствующих о привлечении ад­вокатов к дисциплинарной ответственности. Применялись такие нака­зания, как денежный штраф, удаление из заседания, запрещение зани­маться адвокатской практикой, арест. Парламент требовал от адвокатов аккуратного исполнения своих обязанностей и наказывал их за опозда­ние на заседание и за отлучку без разрешения из города. За такие про­винности налагался штраф не свыше 10 парижских ливров.

Оплата адвокатской деятельности. Первые указы об оплате труда адвокатов, гонораре идут по пути, намеченному законодательством Юстиниана. Они устанавливали предельную сумму гонорара за одно дело – 30 турских ливров. В XIV в. турские ливры были заменены на парижские. Взыскание гонорара производилось в соответствии с по­становлениями римского права. Адвокат сам определял вознагражде­ние, но обязательно до процесса. Если он не оговорил такое условие во­время или если доверитель требовал уменьшения гонорара, размер его устанавливался парламентом. Нередко адвокаты прямо обращались к парламенту с просьбой определить их гонорар. В других случаях они сами назначали его размер, и парламент ограничивался проверкой его соразмерности потраченным усилиям, причем часто уменьшал требо­вания адвокатов. В случаях проигрыша процесса и уклонения довери­теля от платежа адвокаты прибегали к суду. Иск о гонораре в то время считался, по праву Юстиниана, дозволенным и нисколько не предосу­дительным.

В целом сословная адвокатура просуществовала без изменений до начала Великой французской революции. 2 сентября 1790г. она была упразднена Учредительным собранием. Один из декретов Учредитель­ного собрания гласил: “…Те, кто раньше назывались адвокатами, не ­должны составлять ни сословия, ни корпорации, носить особые одеж­ды при исполнении своих обязанностей”. “Тяжущиеся, – говорилось в проекте по переустройству судебной части, – будут иметь право вести свои дела лично, если найдут это удобным, а для того, чтобы адвокату­ра пользовалась необходимой для нее свободой, адвокаты перестанут составлять корпорацию или сословие, и каждый гражданин, прошедший курс наук и выдержавший требуемый для адвокатуры экзамен, должен будет давать отчет о своем поведении только перед законом”.

Однако не прошло и 12 лет, как вновь стали проявляться признаки сословной организации адвокатуры. В 1802г. адвокатам было предпи­сано носить при отправлении своих обязанностей адвокатскую ман­тию. В 1822г. вышел новый закон о независимости адвокатуры. При­чиной его появления стал интересный прецедент. Прокуроры, назна­чая дисциплинарный совет из выбранных сословием кандидатов, ока­зывали исключительное предпочтение одним и тем же лицам. Однако на выборах 1822г. случилось так, что почти все благонадежные не по­пали в список кандидатов в совет. Это подтолкнуло прокуратуру к ини­циированию принятия нового закона об адвокатуре. В предисловии к нему министр юстиции писал, обращаясь к королю: “Эта профессия обладает привилегиями, которым удивляются робкие умы, но необхо­димость которых давно доказана опытом. Независимость адвокатуры столь же дорога для правосудия, как и для нее самой. Без принадлежа­щей адвокатам привилегии свободно обсуждать решения, произноси­мые правосудием, ошибки его стали бы чаще, умножились, были бы не­поправимы, или, лучше сказать, пустой призрак правосудия занял бы место той благодетельной власти, которая не имеет другой опоры, кро­ме разума и истины… Без внутренней организации, снимающей с адво­катуры бесполезное иго постоянного и непосредственного надзора, это сословие не могло бы более надеяться на то, что будет видеть в своих рядах великих людей, составляющих его славу, а правосудие, на кото­ром отражается блеск и достоинство их талантов, в свою очередь, утра­тило бы своих вернейших союзников и лучших руководителей”. “Только имея перед собой высокий идеал, адвокат может подняться над уровнем обыденной деятельности, и мы видели, что в этом отноше­нии французская адвокатура всегда была верна традициям лучших времен римского патроната. Руководимая возвышенными идеалами, она счастливо миновала опасность, которая оказалась роковой для ад­вокатуры многих государств, опасность обратиться из благородной профессии, посвятившей себя бескорыстному и честному служению Господу и правосудию, в жалкое, послушное только низменному ин­стинкту денежной наживы ремесло”.

 

Основы английской адвокатуры

Помимо французской адвокатуры, модель которой была использо­вана в основном при создании института присяжных поверенных в России в XIX в., другой моделью европейской адвокатуры была адво­катура в Англии. Английская адвокатура в стране обычного права и са­моуправления развивалась практически без всякого воздействия на нее законодательной власти. Ее организация не была определена в за­конах, а основывалась на выработанных веками обычаях. Первые све­дения об английских адвокатах мы находим в законах англосаксонских королей. Адвокаты назывались защитниками. Так, по закону Эдмун­да X, человек, убивший члена другой семейной общины, избирал себе защитника, который своим посредничеством должен был предотвра­тить кровную месть и заменить ее выкупом. Действуя в системе общего права, адвокаты в своей дея­тельности опирались не на закон, а на прецеденты. Обладая даром красноречия, они на суде пытались оправдать своих подзащитных, не давая их действиям юридической квалификации.

Итак, несмотря на особенности процесса зарождения и развития ад­вокатуры в различных странах, ее появление имело объективные пред­посылки социального, политического, правового, морального характе­ра. Везде ее целью была защита прав и законных интересов общества вообще и отдельных граждан в частности. Институт подлинно незави­симой и профессиональной адвокатуры был необходимым условием формирования правового, демократического государства и существо­вания гражданского общества.

 

Оцените статью
Тайны и Загадки истории