Начнем с того, без чего не может быть ни одной свадебной церемонии. Это обязательный наряд невесты, или свадебное платье.
Вообще, говоря, термин «свадебное платье», несколько неточен, поскольку имел место быть только, только в совдеповской терминологии, где под запретом было понятие «венчание», то есть скрепление брачных уз церковным обрядом. Получается, что если говорить об истории наряда невесты, то логичнее употреблять словосочетание «подвенечное платье».
Главное условие, дошедшее до нас со времен готического средневековья, – подвенечное платье на свадьбе одевалось в первый раз, оно подготавливалось именно для свадебной церемонии. Платье было частью приданого невесты, наравне, с довольно большим количеством добра, для поддержания быта новой семьи.
Приданое – обязательное условие заключения брака. В эпоху Средневековья, как это ни странно для нас звучит, браки заключались исключительно по расчету, условия жестко оговаривались в брачном контракте. В нем перечислялось количество предметов быта, постельного белья, платьев повседневных и праздничных (в их числе подвенечное), посуда украшения, мебель и т.п. Лепта мужа выражалась в обеспечении крыши для новой ячейки общества.
Кольца вошли в свадебный ритуал, в первую очередь, как обереги и символы. Считается, что первыми их начали носить еще фараоны, которые использовали их в качестве печатей. По примеру фараонов, кольца стали носить и более низшие сословия, но постепенно они перестали быть для людей сословным признаком, и их перестали использовать, как знаки отличия. Традицию венчальных колец сохранила для нас, естественно, церковь. За счет своей формы (круг, замкнутая полоска без конца), кольцо являлось символом вечной стабильности, неизменности и верности, что было очень актуально в средние века, когда женихи и молодые мужья могли годами мотаться по Крестовым походам. Тогда же в моду вошла беременность, как силуэт. Этот готический символ ассоциировался с благополучием и счастьем. Интересная примета того времени, европейки повально хотели приблизить свой антропологический тип к азиатскому, точнее монголоидному. Объяснение этому вполне логичное,- рассказы путешественников в Китай об экзотической красоте азиатских женщин. Чего только не пытались красавицы сделать с собой для приобретения схожести, – провоцировали болезненные состояния с отеками лица, выщипывали не только брови, но и ресницы, причем, как верхние, так и нижние, выбривали волосы надо лбом.
Во времена Средневековья, перед тем, как скрепить союз, жених надевал обручальное кольцо по очереди на три пальца невесты, произнося: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа». Нужно заметить, что кольцо для свадебной церемонии не используются для обручения, – это разные свадебные аксессуары.
Головными уборами невест в средние века были энены, шапки в виде готической башни, длиной порою доходящие до 1 метра, именно поэтому могли тогдашние красавицы смотреть только вниз, чтобы удерживать колпак вертикально. Тогда же были придуманы духи. Объяснялось это тоже весьма просто, – люди подолгу не мылись, боясь подцепить через проточную воду инфекцию (тогда свирепствовали чума и оспа), и имели соответствующий запах, каковой и попытались перебить новинкой – ароматизированной водой.
На Руси, символом невинности невесты являлась фата, аксессуар пришедший из Рима, как простое покрывало. А вот символом процветания на русской свадьбе, было как раз подвенечное платье.
Белый цвет, довольно долго, был просто традиционно праздничным, а на невест было принято надевать розовые или красные платья. Белые подвенечные платья ввела в моду английская королева Виктория лишь в 17 веке. Такой атрибут невесты, как венок, по поверьям, имел некую магическую силу. Он мог быть собран из разных растений и хранился в течение продолжительного времени после бракосочетания, не выбрасываясь.
Костюму жениха, из Средневековья достался лишь один элемент, традиционный цветок в петлице пиджака,бутоньерка. Такие украшения носили средневековые рыцари в честь Дамы своего сердца.
Вообще, подвенечные платья в нынешнем виде, мода провозгласила не так давно, а до этого свадебных платьев, как отдельного вида одежды, просто не существовало. Свадебные наряды довольно сильно отличались по конфессиональной принадлежности и вероисповеданию. Сочетания цветовой гаммы для свадебного костюма ( белый, кремовый, и пр.), начали формироваться в 17-19 веках, а к 20 окончательно укрепились. Но история свадебного платья не стоит на месте. Каждый год огромное количество модельеров и дизайнеров предлагает новейшие коллекции свадебных одеяний, которые могут удовлетворить любые, даже самые экзотические, запросы молодоженов.








