Достоверно точной даты зарождения паркета нет. Но еще в 11 веке жилища устилали деревянными полами. Их проектировали и укладывали вместе со стенами и потолками. Грубый и однообразный пол еще не вносил в жилище нужную эстетику и красоту. К средине 11-го века полы настилали толстыми строганными половицами из нетвердых пород деревьев: пихты, сосны или ели.
Готическая Европа 11 века постепенно начала разделять массивную доску на геометрически правильные планки и использовать различные породы деревьев. Стали получаться красивейшие для того времени орнаменты. Наступало время становления штучного и художественного паркета. Замки средневековой знати из мрачных сооружений, выполнявших функцию крепости, медленно превращались в роскошные дворцы, с изящным убранством. Вот теперь-то и перестали гармонировать с роскошной обстановкой плиты из камня или пол из струганной доски.
В это время стало зарождаться искусство укладывания небольших распиленных дощечек. Из них создавались уникальные рисунки, которые и сейчас украшают древние дворцы и музеи, которые раньше были домами знати. Не отставала от вельмож и зажиточная буржуазия. Она стала украшать свое жилье штучным паркетом, который сохранился до наших времен. На основе старинных узоров сейчас разрабатывают современные технологии укладки штучного паркета.
Франция явилась родоначальником моды на декоративный деревянный пол, впервые употребив слово “паркет”. В XVI столетии мода на паркетное покрытие достигла и России. Большие массивные доски, что вытянулись на всю длину помещения, заменялись небольшими “дубовыми кирпичами”. Российская знать дала ему название “косящатый” из-за манеры укладывания паркета традиционным рисунком “елочка” на грубо сработанное основание, выполненное из мягкой породы дерева – обычно из сосны.
В это время на Руси была популярна резьба по дереву. Умельцы по резьбе развили и разнообразили искусство укладки паркета, а первые российские мастера стали выполнять укладку на щитовую основу. До настоящего времени такое покрытие называется щитовым паркетом. Измеряли элементы укладки в аршинах, а паркет с длиной стороны в два аршина считался самым популярным, что равняется 1,42 метра. Почти такими же были щиты старинного русского пола – 1,5 х 1,5 аршина или 5 х 3 аршина. Выполняли художественный паркет двумя способами:
- интарсия – с применением инкрустации;
- маркетри – с применением наборных работ.
Деревянный настил изготавливали из бревна, расколотого на всю длину. В южных районах такой основой могли служить и глинобитные полы. Иногда крепление паркета прибивалось к балкам деревянными гвоздями.
Известковое основание стало служить основанием для настила в XVII веке, а замешанная на смоле известь служила замазкой швов между элементами паркета. Дубовые бордюры выкладывали по краям стен. Резчики по дереву украшали художественный паркет тонкими резными деревянными деталями, что придавали покрытию пола вид выполненной чеканки, великолепно сочетающейся с позолотой.
Пик развития искусства паркета пришелся на конец XVIII века, когда стремительно развивались и совершенствовались методы изготовления укладки паркета, внедрялись новые материалы, создавались истинные шедевры. Это время назовут Золотым веком художественного паркета, который становился не только элементом внутреннего интерьера, но и красочным полотном художника-архитектора. Лучшие художественные паркеты сохранились до наших дней, и восхищают туристов и любителей старины в дворцах-музеях Москвы (Останкинский дворец), Санкт-Петербурга (Зимний дворец) и других мировых памятниках архитектуры.
Наибольшей ценностью натурального паркета и сейчас является природная окраска древесины. Срез древесины, укладывают под различными углами к направлению волокон, поэтому паркет в лучах света начинает “играть” всевозможными оттенками. Необъятным полем деятельности для творчества талантливых архитекторов становится цветовая гамма, текстура и фактура дерева. Создавая оригинальные рисунки паркета, специалисты не только подбирают их по цвету дерева, но и создают целые технологии изменения цвета древесины, подкрашивая, подкуривая, протравливая и обрабатывая химическими реактивами.








