С древних времён человечество пользуется сумкой. Сумка стала неотъемлемой частью жизни. Редко можно встретить человека на улице, у которого бы не было сумки или барсетки. Сумка может быть самой разной: деловой, пляжной, театральной, дорожной, вечерней, повседневной или спортивной, мужской или женской.
Изначально сумочка еще не была сумкой в современной понимании – это были сумочки-мешочки. Эти кожаные сумочки-мешочки в XIV веке носились на шнурках и крепились на поясе и были в основном принадлежностью мужского туалета. Носили в этих мешочках в основном деньги. На этом этапе сумочки-мешочки еще не служили отдельным аксессуаром к одежде – в них просто носили монеты и зачастую отдавали вместе с деньгами.
Женщины в тот период истории не носили при себе никаких вещей, а поэтому и необходимости в сумке у них не было. Зачастую женщины украшали мешочки для монет или кисеты вышивкой и вензелями и преподносили их в подарок мужчинам.
В дальнейшем (в XV веке) женщины тоже стали использовать подобные мешочки-карманы для ношения мелких вещей. Если мужчины носили кожаные сумочки-мешочки на поясе, то женщины вшивали их в складки платья. При бургундском дворе такие сумочки-мешочки, которые мужчины носили на поясе, а женщины на шнурке, назывались «омоньер».
В складках женского платья и на поясе у мужчин сумочки-мешочки пережили эпоху Ренессанса.
В 1670 году в мужскую моду Людовиком XIV были введены бриджи с карманами. Таким образом мужчины на долгое время распрощались с сумками. Женщины же продолжали носить маленькие сумочки-мешочки, привнося в их украшательство большую дозу фантазии, только вXVIII веке у женщин в юбках появятся потайные карманы. Мужчины же после появления карманов стали носить деньги в специальных вязаных мешочках, которые клались в карман и стали прообразом современных портмоне и кошельков.
В XVII веке женщины перестали вшивать сумочки-мешочки в складки одежды и появилась небольшая ручная сумка в виде мешочка. В ней носили мелкие предметы, украшали ее вышивкой, жемчугом и бисером и стали называть ридикюлем (дамская вышитая сумочка в виде кисета на длинном шнурке, который вешается на руку).
В XVIII веке появляются женские сумки в стиле «помпадур» (в честь фаворитки Людовика XV), которые изготавливались из бархата и кружева. Использовали эти сумки для ношения платочков, вееров, косметики и других мелочей, столь необходимых женщине. Ридикюли и сумки «а ля помпадур» стали прообразами современных клатчей и маленьких вечерних сумочек.
Вплоть до XIX века дамы носили богато украшенные сумочки-кисеты, в изготовлении которых использовались сочетания различных тканей, их украшали вышивками, жемчугом и бисером. И, чем богаче и знатнее была дама, тем замысловатее и ярче была украшена ее сумочка. Так сумочки стали показателем знатности, богатства и элегантности.
В начале XIX века модный силуэт радикально изменился. Утонченность и изысканность силуэта женских линий не позволяла вшивать карманы-мешочки в одежду. И дамская сумка окончательно вышла из складок юбки на всеобщее обозрение. Но расцветом женской сумки считается начало XX века, когда в моду вошли длинные узкие юбки. В начале XXвека появляются кожаные сумки и размер женской сумки начинает увеличиваться, появились сумки на длинном ремешке и ремешке-цепочки, которые стали неотъемлемым атрибутом любой модницы.
В тот период женская сумка была из мягких материалов и представляла собой все тот же мешок, но со временем появились жесткие сумки, которые уже мало напоминали своего прародителя – кожаный карман-мешочек.
В начале XX столетия начинается вторая история развития сумки – история великих сумок.
Ассортимент сумок второй половины XX века весьма разнообразен. Различают женские сумочки для повседневного ношения, хозяйственные, дорожные, пляжные, спортивные, театральные. Повседневные сумки изготавливают из кожи и ее заменителей, из текстиля, пластмасс.
Изначально сумку повседневную или вечернюю сочетали по цвету с перчаткам или туфлями, но на сегодняшний день достаточно, чтобы по цвету с сумкой совпадал один из элементов костюма, правда не желательно, чтобы цвет сумки совпадал с цветом верхней одежды, так как тогда сумка теряется на ее фоне.
Нарядные, вечерние сумочки шьют из плотного шелка, бархата, тафты, замши или мягкой кожи. Такие сумочки всегда миниатюрного размера и вмещают в себя минимальное количество предметов. Очень часто театральные сумочки украшаются ручной вышивкой, блестками или бисером.
Размеры и формы сумочек диктуются как модой, так и их прикладным назначением. В конце века, с развитием сотовой связи, повсеместно появляются сумочки — чехольчики для сотовых телефонов, а позднее — и сумки для ноутбука, с множеством удобных и весьма функциональных карманов. Вне конкуренции — элегантная классическая сумочка на каждый день.
Сумки начала XXI века, кажется, вобрали в себя все модные тенденции прошлых лет. Они совмещают практичность с довольно скромными размерами. Большие хозяйственные сумки канули в Лету, их с успехом заменили пластиковые пакеты. Теперь сумка, освобожденная от «хозяйственной нагрузки», стала более декоративной. Весенне-летние коллекции кожаных сумок италия изобилуют яркими цветами, вышивкой, блестящими материалами и… забытыми технологиями: плетением макраме, бисерным «саженьем», лоскутной аппликацией, а так же цветочными принтами.
Что же касается мужских сумок, то в начале XXI века они снова вошли в моду, как показатель успешности их обладателя. Стильные барсетки для документов, солидные кожаные портфели, кожаные сумки спортивного стиля стали неотъемлемым атрибутом мужского гардероба.